Источник

Васильев Иосиф Васильевич

Васильев Иосиф Васильевич, протоиерей, родился в 1821 г. в с. Стрелец, Елецкого уезда, где отец его был священником; учился в Орловской семинарии и Петербургской дух. академии, которую окончил в 1846 г. первым магистром. Его диссертация – «О главенстве папы». Назначенный к Парижской посольской церкви священником, В. оставался там до 1867 г., когда занял место председателя учебного комитета при святейшем синоде, умер 27 дек. 1881 г.

Протоиерей В. был весьма крупным церковно-общественным деятелем. Во время службы в Париже он обратил на себя внимание, когда по объявлении крымской войны оказался единственным представителем официальной России в столице враждебного государства и с достоинством и пользою исполнял свой долг. Постоянное посещение русскими французской столицы дало В. повод озаботиться постройкою православного храма, на который он собрал более 200,000 руб. Храм был торжественно освящён 30 августа 1861 г. прибывшим из Петербурга преосвящ. епископом Леонтием. В 1858–1867 г. прот. В. издавал, при участии известного В. Геттэ, б. аббата, и С. П. Сушкова православный журнал L‘Uuoin chretienne («Христианское единение»), поставив своею главною целью ознакомление западного образованного общества с русскою церковью. Два письма В. к нантскому епископу Жакмэ (рус. пер. в «Страннике» 1861 г. №№ 5, 7, 8 и отд. изд.) и письмо к учёному историку Гизо (рус. перев. «Христ. Чт.» 1862, т. И) едва ли не самые крупные печатные работы о. В. Его сфера была не столько теоретическая, сколько практическая, его деятельность направлялась к действительному христианскому единению между иноверными. Обращение в православие аббата Геттэ, Овербека и Бьеринга, сношения с английскими богословами по вопросу о сближении между православною и епископальными церквами и умелая пастырская служба многочисленному и меняющемуся составу прихожан Парижской церкви – вот существенные черты заграничного периода жизни о. В. Назначению его на место председателя учеб. комитета предшествовала распространённая Парижскими прихожанами молва о блестящих дарованиях и великой духовной опытности прот. В. В реформе уч. комитета 1867 г. прот. В. не участвовал, духовно-учебная реформа, которую ему пришлось проводить в жизнь, созрела до его переселения в Петербург. При нем выработан был устав женских духовных училищ. Известна сановитость и настойчивость в служебных делах о. В., не менее известно и его добросердечие. Когда весною 1881 г. возникло в Петербурге общество рел.-нрав. просвещ. в духе прав. церкви, В. был первым его председателем и усердным проповедником.

Занятый практическою деятельностью на церковной ниве, прот. В. не имел досуга много заниматься чисто учёными трудами, но и в своей области он был настолько заметен, что возбудил о себе довольно обширную литературу, в большинстве посвящённую его восхвалению. Появившиеся долго спустя после смерти В. (в 1889) воспоминания о. Геттэ и С. П. Сушкова, усвоявших себе большую долю участия в издании журнала L'Union chretienne, в сущности не умаляют действительных заслуг о. В., как инициатора и руководителя названным изданием около восьми лет.

Кроме упомянутых писем к Жакмэ и Гизо, о. Васильеву принадлежат: 1) «Аббатство и библиотека св. Женевьевы» («Журн. М. Н. Пр.» 1854 г., т. 61), 2) «Мысли по поводу высказанного Англиканскою церковью желания войти в близкое сношение с Восточною кафолическою церковью» («Воскр. Чтение» 1863г., №№ 14 – 16), 3) «Поездка в Англию для собеседования о соединении англиканской церкви с православною» («Чтен. в Общ. Ист. и Древн.» 1866 г., I), 4) «Голос христианского Востока в ответ на послание папы Пия IX касательно соединения восточно-кафолической. церкви с римскою (перев. из L‘Union chret. в «Страннике» 1862 г., кн. 1), 5) «Письмо к кардиналу Бональду, архиепископу Лионскому» (тоже пер. в «Стран.» 1862 г., № 7), 6) «Из письма о грамоте вселенского патриарха» (тоже № 12). Другие статьи о. В. или не подписаны им своим именем, или не переведены на русский язык. Изучение L'Union сhretienne и издание переписки о. В. были бы бесспорно интересны и назидательны.

Литература о прот. В.: 1) Словарь Брокгауза-Ефрона, 2) Материалы крит.-биогр. слов. Венгерова, 3) «Иллюстрация» 1858 г. № 42, 4) «Новое Время» 1881 г. № 2097, 5) «Екатериносл. Еп. Вед.» 1882 г. №№ 2–3, 6) «Владим. Еп. Вед.» № 7, 7) «Русск. Ста­рина» 1882 г. № 2, 8) «Церк.-Общ. Вести.» 1879 г., № 16, 1881 г. № 155, 1882 г. № 1, 9) «Новости» 1882 г. № 31, 10) «Тамбовск. Еп. Вед.» 1882 № 3,11) «Правосл. Обозре­ние» 1882 г.1:12) «Церковн. Вестн.» 1882 г. №№ 1, 2, 9; 1890 г. №№ 22–23, 13) «Стран­ник» 1862 г., № 10, 14) «Христ. Чтение» 1863 г. №6, 15) Чистович, Спб. Дух. Акад. 1857 , г. стр. 380, 16) Guette, Souvenirs d’un pretre romain devenu orthodoxe. P. 1889 r., 17) Ответ редакции «Современного Обще­ства» на ст. Ц. О. В. о прот. Васильеве, Спб. 1882 г. 8° XXIII стр.

А. З.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle