профессор Александр Павлович Лопухин

Вдовы – у евреев

Вдовы – у евреев. Моисеево законодательство вообще относилось с большою попечительностью ко вдовам, как лицам наиболее нуждающимся в посторонней помощи, и потому, кроме общего постановления, запрещающего жестокое отношение к ним (Исх. 22, 22 – 24), касательно них были и специальные законы. 1) Права их всегда должны быть уважаемы (Втор. 10, 18; 27, 19); не следует брать у них в залог одежду или скот (Втор. 24, 17), или детей их продавать за долги (4Цар. 4, 1; Иова 24, 9). По Маймониду (Синедр. 21, 6), дела их следовало разбирать вслед за делами сирот. 2) Их повелевается приглашать на пиршества, которыми сопровождались приношения жертв и десятин (Втор. 14, 29; 16, 11 14; 26, 12 и след.). Бездетные священнические вдовы, живущие в домах своих отцов, имели право на священническую трапезу (Лев. 22, 13). В позднейшие времена, богатые посылали им в подарок вина. Во времена Маккавеев, им позволялось отдавать свою собственность на хранение в храмовую сокровищницу (2 Макк. 3, 10). 3) Им предоставлялось право подбирать оставшиеся на полях колосья (Втор. 24, 19 и след.), и они имели долю в военной добыче (2 Макк. 8, 28. 30). Закон предполагал возможность вторичного вступления их в брак, но первосвященнику было запрещено жениться на вдове (Лев. 21, 14). Только на бездетную вдову простирался закон деверьства (Втор. 25, 5; см. под сл. Деверьство). Иудейские учёные всячески облегчали вторичное вступление вдов в брак, только внушая им, чтобы они не вступали в замужество раньше 90 дней после смерти своих мужей. Если они предпочитали оставаться в доме своего свёкра, то имели право на пропитание и могли получить своё приданое; но если они уходили в дом своих родителей, то теряли своё право на содержание и должны были довольствоваться лишь безусловно необходимым, и ни они, ни их наследники, не могли заявлять притязания на их приданое до истечения 25 лет, да и тогда только под клятвой, что они не будут извлекать никакой пользы из него. С целью достать себе пропитание, им позволялось продавать собственность своих мужей как вещественную, так и личную. В случае, если после человека оставалось несколько вдов, то первая жена имела наибольшие права. Обручённые женщины, женихи которых умерли, считались также вдовами, и поэтому первосвященники не могли жениться на них. Несмотря на эти законы и постановления, весьма часто встречаются жалобы на несправедливости по отношению ко вдовам (Ис. 1, 17. 23; 10, 2; Иерфм. 22, 3; Иезек. 22, 7; Малах. 3, 5; Матф. 23, 14). Таким же попечением вдовы пользовались и в христианской церкви, где они не только принимались на попечение со стороны общины, но даже были организованы в особое учреждение, известное под названием диаконисс (см. это слово).



Источник: Петроград. Бесплатное приложение к духовному журналу "Странник" за 1902 г.

Вам может быть интересно:

1. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Вдовы и вдовство в духовенстве профессор Александр Павлович Лопухин

2. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Догматы схиархимандрит Иоанн (Маслов)

3. Библейская энциклопедия – Ветани архимандрит Никифор (Бажанов)

4. Письма к разным лицам святитель Иоанн Златоуст

5. Sermons – New Year Moleben Антоний, митрополит Су́рожский

6. Письма – Письмо № 167. Н.С. Фуделю Сергей Иосифович Фудель

7. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Града Серпухова Святыя Михаил Владимирович Толстой

8. Слова и речи. Том II – Слово в день Вознесения Господня митрополит Никанор (Клементьевский)

9. Послания – Послание 146(334). Чаду Фаддею-исповеднику преподобный Феодор Студит

10. Опыт православного догматического богословия. Том III – Часть вторая. О Боге в явлении Его тварям или Его домостроительство святитель Сильвестр (Малеванский)

Комментарии для сайта Cackle