Источник

Вениамин Платонов

Вениамин (Платонов), епископ. Сын священника Курской губернии, родился в 1819 г., в мире именовался Василий Николаевич, высшее образование получил в Киевской духовной академии, которую окончил со степенью магистра. Службу начал помощником ректора, т. е., преподавателем богословских наук, в родной Курской семинария. В июне 1848 г. принял монашество. В 1851 г. назначен инспектором и профессором логики и психологии в литовскую семинарию, здесь в 1856 г. получил сан архимандрита, а в конце 1859 г. назначен инспектором и профессором богословских наук в Казанскую духовную академию. Профессор Знаменский в истории Казанской духовной академии отзывается о В., что «он был человек весьма добрый и уступчивый, жил уединённо, занимаясь своими кабинетными делами, и не любил вступаться в тревожные дела академической администрации даже по своей инспекторской должности, ректора побаивался и ни в чем ему не противоречил. Студенты видели его очень редко, и то лишь в классе, да когда являлись к нему по своим надобностям. Воспрепятствовать все более и более усиливавшемуся расстройству академической жизни он не мог ни по своему характеру, ни по своему положению в академии, придавленному властью ректора. Прежней дисциплины в строе студенческой жизни не оставалось уже никаких следов». Об академических лекциях по догматике проф. Знаменский говорит: «характер его лекций был диалектический, с заметным преобладанием полемического элемента, направленного как против инославных учений католиков и протестантов, так и против сильно распространявшихся в то время модных учений материализма. Искренно верующий, профессор глубоко возмущался современным шатанием умов в обществе и литературе, и горячо восставал против него и в аудитории, и в частных беседах с сослуживцами. Он много писал и печатал статей в «Православном Собеседнике», которые лучше всего характеризуют и его непосредственную веру, поражённую чрезмерным кичением и, вместе, слепотой современного разума, и его ревностное, полное твёрдой уверенности в успехе, стремление разъяснить пренебрегаемые духовным невежеством основные истины христианства, и его научные приёмы. Статьи печатались без подписи. Проф. Знаменский указывает, что архимандриту В. принадлежат: 1) «Христос – свет для сокровенной глубины душ человеческих» (1861 г., I), «О необходимости христианину испытывать дух учений, предлагаемых разными вероучителями» и «Вопрос о вере» (1861 г., II), «Светлая сторона смерти, примечаемая взором веры», «Возможна ли нравственность без догматов веры», «Дух евангельской заповеди о прощении обид», «Несостоятельность рационализма в мнимой религии естественной», «Разум христианский», «Необходимость благодати, находящейся в Церкви, для охранения истин веры и поддержания в людях чистой нравственности», «Любовь Божия привлекаемая мудростию», «Богопознание» (1862 г.), «Основная истина христианства и коренное заблуждение неверующего разума», «Истинное достоинство человека», «Русский раскол пред судом истины и Церкви» (1863 г.). В марте 1864 г. архим. Вениамин назначен ректором Харьковской духовной семинарии, в 1872 г. хиротонисан в епископа Сумского, викария Харьковской епархии, в 1883 г. назначен епископом Кинешемским, викарием Костромской епархии. Накануне пятидесятилетнего своего юбилея преосвященный получил орден св. Владимира 2-й степени. «В Костромской епархии и в ближайших к Костроме местностях Ярославской епархии преосвященный пользуется славою благопоспешного молитвенника и благосоветливого старца. Ищут его молитвы и совета, наставления, ободрения, утешения, и духовные, и миряне, горожане разных слоёв общества, и поселяне – простолюдины, раскрывают пред ним свои греховные язвы, умоляя об их уврачевании, лица всех состояний общественных, всех возрастов, и никому отказа в требуемом не бывает, и никто тощ от него не возвращается». В этом отношении для Костромского и Ярославского края преосвященный имеет такое же значение, какое имеет о. Иоанн Кронштадтский для всей православной России. Простолюдины так и величают его «другим батюшкою отцом Иоанном», «владыкою святым», праведником. Биографические сведения – в «Истории Казанской дух. академии» Знаменского и в брошюре А. Р-ого, «Юбилейное торжество преосвященнейшего Вениамина, викария Костромского, епископа Кинешемского, 29 сентября 1895 года», Кострома, 1895 г. и в «Костр. Епарх. Вед.» 1895 г.

С. Рункевич


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle