Источник

Вениамин Благонравов

Вениамин (Благонравов), архиепископ. Сын священника Тамбовской епархии, родился в 1825 г., в мире именовался Василий Антонович, высшее образование получил в Казанской духовной академии. По отзыву историка академии, профессора Знаменского, он отличался в академии талантливостью, редкою любовью к занятиям науками и безукоризненным исполнением всех требований тогдашней строгой дисциплины. В академии ещё, на последнем курсе, он принял монашество. Окончил академию первым магистром и остался бакалавром по церковной истории; затем получил звание профессора. В 1858 г. назначен ректором вновь открытой томской семинарии, в 1861 г. перемещён в Костромскую, но прежде прибытия туда получил другое назначение: в 1862 г. был хиротонисан в Иркутске во епископа селенгинского, первого викария Иркутской епархии, с назначением начальником Забайкальской миссии. «С этого времени началась его благотворная миссионерская деятельность в восточной Сибири, доставившая ему высокое историческое значение». Забайкальская миссия с этого времени вступила в новый блестящий период своей деятельности. За 6 лет обращено было до 2.000 душ. В 1868 г. он назначен епископом Камчатским, в 1878 г. переведён в Иркутск, в 1878 г. возведён в архиепископы, скончался в 1892 г., 2 февраля, в начале 4-го часа утра, и погребён в новом кафедральном соборе. Последними его словами были: «благодарю Бога моего за то, что он посылает мне такую безболезненную и мирную кончину». В 1885 г., под председательством преосвященного, состоялся в Иркутске собор сибирских архипастырей. Как епархиальный деятель, преосвященный был «добрейший, сердечный и неутомимо ревностный ко благу своей паствы святитель». Скончался он, «горько оплакиваемый», был «всеми любимый, всех любивший, для всех доступный, ко всем ласковый и снисходительный, к сиротам и бесприютным милосердый».

По отзыву профессора Знаменского, он носил в себе задатки настоящего учёного. Но, занятый по выходе из академии широкою и многотрудною практическою деятельностию, сначала по устройству новообразованной томской семинарии, потом по управлению епархиями – Камчатскою и Иркутскою и по делам сибирских миссий, он не имел ни времени, ни возможности предаться научной кабинетной работе. Однако «высокое научное образование отразилось в документах и самой административной деятельности архипастыря. Его отчёты о деятельности сибирских миссий за разные годы представляют собою драгоценные церковно­исторические этюды, без которых не возможно обойтись при изучении как состояния сибирской церкви с её миссиями, так и состояния сибирского ламства. Эти отчёты, а также многие письма архипастыря, которому принадлежит инициатива возбуждения и самого вопроса о ламизме, содержат в себе, можно сказать, лучшую в настоящее время научную разработку этого вопроса с церковно исторической точки зрения, а для будущих историков послужат неизбежным и плодотворным для науки материалом». Отчёты эти печатались в «Иркутских Епархиальных Ведомостях» и в некоторых духовных журналах, а в 1883 – 86 гг. изданы отдельно под названием: «Труды православных миссий восточной Сибири», в 4-х частях. В эти «Труды», кроме отчётов о миссиях Камчатской, японской и Забайкальской, вошли миссионерские журналы, статьи разных лиц о верованиях инородцев, письма преосвященного Вениамина и его статьи: «Ламское идолопоклонническое суеверие в восточной Сибири», «Положение христиан в бурятских обществах под начальством язычников» и «Обязанности русского государства по обращению иноверцев и раскольников к православной русской церкви». Последние три статьи отпечатаны и отдельною брошюрой, под названием: «Жизненные вопросы православной миссии в Сибири», Спб. 1885. Перу преосвященного принадлежит также «краткая, но веская» статья о буддизме, напечатанная в «Иркутских Епарх. Вед.» за 1890 г., и немало назидательных проповедей и катехизических поучений, из которых некоторые переведены на бурятский язык. Биографические сведения – в «Истории Казанской дух. академии», проф. Знаменского и в «Иркутских Епарх. Ведомостях», преимущественно, за 1888 и 1892 гг., а также в брошюрах: «Памяти высокопреосвященнейшего В., архиепископа Иркутского и Нерчинского», Иркутск, 1892, и «Двадцатипятилетие епископского служения высокопреосвященного В., архиепископа Иркутского и Нерчинского», Иркутск, 1888. Некролог в «Страннике» 1892 г.

С. Рункевич


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle