Источник

Виклиф Джон

Виклиф Джон – один из первых Предтечей реформации, род. в Спресвелле, в полутора верстах от старого Ричмонда, в Йоркшире, за несколько лет, быть может, даже за десять, раньше обычной даты – 1324 г.; ум. в Люттерворте, 31 декабря 1384 г. Около 1335 он поступил в Оксфордский университет, окончил курс ок. 1345, или, быть может, не ранее 1351. С 1361 по 1367 проходил разные должности, получив степень доктора богословия между 1365 и 1374. Но, при всех этих переменах, он никогда не порывал своей связи с университетом, потому что обычно жил в нем, там учил и вёл споры. До 1361 г. жизнь его мало известна, но после этого времени она может быть прослежена документально. Интересно что первым толчком к выступлению учёного доктора богословия в качестве вождя послужили политика и патриотизм: он защищал (1366) перед оксфордским университетом действия Эдуарда III и всего парламента в деле отказа от уплаты феодальной дани, притязание на которую сделано было папой Урбаном V, – причём отказ был так резок, что притязания папства никогда уже не возобновлялись. В. при этом случае доказывал политическую независимость короны и страны от папы. Весьма вероятно, что он был членом парламента, потому что он, во всяком случае, обнаруживает близкое знакомство с его делами. 26 июля 1374 г. Эдуард III назначил В. королевским уполномоченным в Брюдже для заключения такого договора с папским нунцием по текущим вопросам (именно, о папских правах на занятия церковных должностей в Англии, на руководство в избирательных правах кафедральных капитулов и т. п.), который бы мог поддержать как честь церкви, так и права английской короны и королевства. Но это совещание не привело ни к каким существенным результатам, потому что папа хотя и отказался впредь от своего притязания на имущество английской церкви, однако лишь на том условии, чтобы король в будущем воздерживался от назначения на церковные должности путём королевских указов: отсюда, в действительности, не состоялось никакой существенной церковной реформы. Но за такой исход нельзя порицать В. Он ревностно старался отстоять народные права, и его усилия в этом отношении приобрели ему восторженную признательность со стороны народа и короля, который подряд призывал его в несколько последовательных парламентов. Самое его положение делало его предметом ненависти для римской иерархии, целям которой он так настойчиво противодействовал. Наконец, она порешила открыто сделать на него нападение. Он был потребован в конвокацию, и 19 февр. 1377 г. явился в соборе св. Павла. С целью его защиты, его сопровождали герцог Ланкастерский, великий маршал Англии (лорд Генри Перси) и толпа вооружённых людей. Но так как между Вильгельмом Куртенеем, епископом Лондонским, и герцогом начался ожесточённый спор, то собрание было закрыто, и В. удалился прежде, чем мог сказать хотя единое слово. Конечно, это фиаско не положило конца иерархической оппозиции. Англиканский епископат затем обратился с апелляцией к папе Григорию XI, с целью низложить В., как еретика. В этой апелляции тщательно исчислены были целых 19 его (мнимых) ересей, е дело поставлено было так ловко, что папа издал (22 мая 1377 г.) против В. не менее пяти булл. Три из них были адресованы к примату и епископу Лондонскому, четвертая – королю и последняя – канцлеру и университету оксфордскому. 19 тезисов, в которых исчисляются ереси В., распадаются на три группы: I, (1–5) касательно прав собственности и наследства, которые, по его мнению, не зависят от воли и благодати Божией; II, (6, 7, 17–19) касательно церковной собственности и права, при известных обстоятельствах, подвергать её секуляризации (напр., в случае, если церковь впадёт в заблуждение); III, (8–16) касательно власти церковной дисциплины, которая, по его мнению, принадлежала всякому священнику и относилась только к делам Божиим, а не к материальными благам и доходам. Но, прежде чем эти пять булл были изданы официально, Эдуард III умер (21 июня 1377 г.), и таким образом булла к королю оказалась недействительной. При его преемнике, Ричарде II, В. пользовался высоким благоволением и, таким образом, со стороны короля не мог ожидать никакого враждебного по отношению к себе действия. Только когда парламент был уже отстрочен (25 ноября 1377 г.), оксфордскому канцлеру предъявлен был мандат, в котором от него требовалось назначить комиссию для исследования, действительно ли В. защищал приписываемые ему ереси, а также потребовать от В., в течение 30-ти дней явиться к ответу пред папскими уполномоченными, или их делегатами, в церковь св. Павла в Лондоне. Но так как папская булла требовала заключения В. в тюрьму, для чего необходим был дальнейший приказ от Рима, то, очевидно, уполномоченные значительно отступили от своих инструкций, потому что видели полную невозможность сразу употребить насилие по отношению к В., – этому любимцу народа и человеку, пользовавшемуся благоволением университета. В марте, или, быть может, в феврале, 1378 г. В. явился перед папскими уполномоченными, согласно с приглашением канцлера, однако не в храме св. Павла, а в архиепископском дворце в Ламбете. Он прибыл один, но при этом было очевидно; это он имел могущественных друзей; потому что при самом начале заседания из дворца матери короля прибыл сер Генри Клиффорт с приказанием уполномоченным не произносить против В. какого-либо окончательного приговора; а граждане Лондона, силою ворвавшись в церковь, с шумом и угрозами стали на его сторону. Все дело кончилось тем, что В. просто запрещено было держаться приписывавшихся ему ересей, Таким образом, он остался на свободе, не связанный формальным обещанием.

Вскоре после этого события, папа Григорий XI умер (27 марта 1378 г.), и разразилась папская схизма. 1378 г. был поворотным пунктом в жизни и деятельности В. Дотоле он занимался делами смешанного церковно-политического характера; теперь же он посвятил себя исключительно богословским предметам и выступил в качестве реформатора. Он приветствовал нового папу (Урбана VI), потому что думал, что в его лице выступает давно ожидаемый вождь в преобразовании церковных дел. Но когда французские кардиналы (20 сент. 1378 г.) избрали соперничествующего папу (Климента VI), и оба эти папы стали враждебно нападать друг на друга, то глаза у него открылись, и он отверг обоих. В это же время он начал свой перевод Библии на английский язык. Дело это было в высшей степени важное во всех отношениях, но тут же сказалась н слабость реформатора в том отношении, что он, будто бы, на основании изучения Библии, пришёл к некоторым выводам, прямо уже выводящим его за пределы правоверия. Так, он открыто восстал против учения о пресуществлении. Этот факт неблагоприятно отозвался даже на его друзьях, и самый университет восстал против него. Канцлер Виллиам бертонский, действуя от лица назначенной им учёной комиссии, запретил преподавание учения В. в университете, под страхом лишения всякого права на учительство, великого отлучения и тюремного заключения. С этого времени В. прекратил устное преподавание по этому предмету, но продолжал распространять свои воззрения посредством сочинений, и к этому времени относятся его «Исповедание» на латинском языке и его трактат «The Wicketh» (по-английски), причём последний пользовался такою популярностью, что его много читали даже в XVI столетии.

Потерпев неудачу на этом пути, противники В. обратились к архиепископу Виллиаму Куртенею, который в октябре 1381 г. сделался преемником Симону Сюдбюри, обезглавленному мятежными крестьянами 13 июня 1381 г. Куртеней, уже будучи епископом Лондонским, обнаружил свою враждебность к учению В., и поэтому с радостью воспользовался авторитетом своего приматства, чтобы подорвать надежды виклифитов. Для достижения своей цели он искусно повёл свою политику. Прежде всего он, в силу церковного авторитета, осудил учение и принципы В. и его приверженцев и затем преследовал тех, кто продолжал держаться этих запрещённых доктрин. Первый шаг сделать было не трудно. Он созвал собрание из 10 епископов. 16 докторов юриспруденции, 30 докторов богословия и 4 кандидатов законоведения в доминиканском монастыре Черных братьев, в Лондоне, 17 мая 1382 г., и добился нужного ему приговора. Во время их заседания в городе произошло страшное землетрясение: отсюда и самое название этого собора «собором землетрясения», причём В. и его сторонники увидели в этом зловещий признак для испорченной церкви, а Куртеней истолковывал его в качестве эмблемы очищения царства от зловредных ересей. На основании постановления собора, архиепископ издал повеления своему уполномоченному в Оксфорде и епископу Лондонскому, в которых содержалось запрещение публично провозглашать соблазнительные учения и даже слушать их, под страхом великого отлучения. Но второго шага нельзя было сделать без содействия государства, а между тем палата общин отказалась дать на это полномочие и даже заставила отменить королевское повеление, которым повелевалось, по удостоверению епископов, подвергать тюремному заключению странствующих проповедников и приверженцев В. Но, заручившись королевской грамотой от 26 июня 1382 г., архиепископ начал преследование, и с таким успехом, что в четыре месяца он заставил замолчать партию В. в оксфордском университете и или изгнал главных друзей В. из страны, или принудил их к отречению. Между тем, сам В. оставался неприкосновенным, хотя, вследствие архиепископского приказа, и был лишён своих должностей в университете и спокойно продолжал свою пастырскую деятельность в Люттерворте. У Куртенея, вероятно, был план, сначала лишить В. всех его друзей, а затем уже напасть и на него лично. Наконец, 18 ноября 1382 г. он был потребован в провинциальный собор в Оксфорде; однако и тут от него не потребовали отречения, и не постановлено было никакого осуждения над ним. Парламент в этом году собрался 19 ноября. В. обратился к нему с памятной запиской по вопросу о монашеских обетах, об изъятии духовенства и церковной собственности от налогов, о десятинах и приношениях и об евхаристии. Документ был написан так ясно, что не мог не оказать влияния на членов парламента, а поэтому клерикальная партия, в видах благоразумия, не посмела употребить какого-либо насилия по отношению к В., который, очевидно, пользовался большою популярностью. На соборе в Оксфорде была сделана последняя попытка употребить против него насилие. В течение следующих двух лет и остальной своей жизни он жил в Люттерворте, хотя значительно уже ослабленный ударом паралича в 1382 г. Тем не менее, он деятельно продолжал заниматься литературными трудами и проповедничеством. В пастырской деятельности он пользовался помощью своего капеллана Джона Горна. За это время он написал большую часть тех коротеньких и простых английских трактатов, через посредство которых он распространил своё учение по всей стране. Он пересмотрел также свой перевод Библии, в котором ему значительно помогал Джон Пурвей. С 1381 г. он восстал на нищенствующие ордена, к которым раньше относился с большим уважением. Поводом к этому послужило то положение, которое нищенствующие ордена заняли в отношении особенно к его учению о пресуществлении. Хотя лично он и не потерпел никакого вреда, однако жизнь его находилась постоянно в опасности, и он жил постоянно наготове принять мученичество. Но 28 декабря 1384 г., во время мессы в своей приходской церкви, в момент совершения евхаристии, он был вторично поражён параличом и беззвучно упал. Так как особенно поражён был у него язык, то после этого он уже не мог говорить, хотя и сознавал присутствие своих друзей и скончался через три дня. Он был погребён в своей церкви св. Марии, в Люттерворте. 4 мая 1415 г. Констанцский собор объявил его еретиком, анафематствовал сорок пять положений, извлечённых из его сочинений, и постановил сжечь его книги, вырыть его кости и бросить их подальше от святого места. В течение 13-ти лет постановление это оставалось на бумаге; но в 1427 г. папа Мартин V приказал епископу Линкольнскому, Флеммингу, исполнить это повеление, которое и было исполнено в следующем году (1428). Кости его были вырыты, сожжены, и пепел сброшен в реку Свифт, приток Авона, текущую у подножия холма, на котором стоит Люттерворт.

Деятельность В., как проповедника, велась в двух направлениях, – в университете, где он произносил свои проповеди по-латыни и следовал схоластическим формам и понятиям, и в его люттервортской церкви, где он проповедовал по-английски, просто, искренно и сильно. По временам он проповедовал и в Лондоне, и с таким успехом, что граждане, под его влиянием, потребовали устранения некоторых вопиющих злоупотреблений в деятельности духовенства. Но принципы, которые он защищал, всегда оставались одни и те же. Он учил, что целью проповеди должно быть назидание душ: предметом проповеди должна быт сама Библия во всей её простоте, а не истории, басни и поэмы, которые, по самому своему происхождению, имели не библейский, а языческий характер, и служили только к возбуждению интереса и увеселению слушателей. Знаменем В. была Библия, и все его проповеди действительно проникнуты её духом. Правда, он обсуждает и много таких предметов, которые отнюдь не исключительно библейские, как например, вопрос о нищенствующих орденах; но всегда он старался рассматривать предметы согласно с духом Библии. За исключением вопроса о пресуществлении, он в прочем стоял ещё так далеко от позднейшего протестантизма, что в его проповедях нет ещё и следа главного протестантского учения об оправдании верою. Все его проповеди проникнуты серьёзным благочестием. Они дышат истинною ревностью о славе Божией, чистою любовью ко Христу и искреннею заботливостью о спасении душ. Вот почему его проповеди, столь выгодно отличавшиеся от современного ему схоластицизма, производили громадное впечатление на слушателей.

Будучи проповедником и пастором, В., кроме того, был устроителем странствующего проповедничества, с помощью которого его учение распространялось по всей стране. Он начал это последнее дело, ещё находясь в непрерывной связи с Оксфордом (т. е., до 1382 г.), и первыми его учениками в странствующем проповедничестве были студенты и окончившие курс университета. Эти проповедники отнюдь не предназначались в противность приходскому духовенству: напротив, первыми странствующими проповедниками были именно священники. Оксфорд был первым центром его деятельности, а вторым – Лейсестер. Одетые в самую простую одежду, босые, с посохом в руке, эти проповедники странствовали по окрестностям, проповедуя при всяком возможном случае. Раскрывая св. Писание, они призывали своих слушателей к покаянию, увещевали их жить в христианском братстве, мире и благоволении. Но они не останавливались на этом и в ярких красках изображали греховную жизнь современного духовенства, и так настойчиво, что иерархия встревожилась. Как заботливо В. относился к своим странствующим проповедникам, это видно из многих планов проповедей и трактатов, которые он составлял им в руководство, и которые находятся среди его письменных останков.

Но главным делом В. был сделанный им перевод Библии. До его перевода, на английском языке существовала только вполне единственная книга св. Писания, именно Псалтирь. В. впервые задумал дать народу на понятном ему языке всю Библию. Сколько времени он занимался этим делом – неизвестно. Вероятно, он начал с отдельных книг Нового Завета. В качестве подготовительного труда можно считать перевод латинской «Гармонии Евангелий» приора Климента лантонского, написанной во второй половине XII века. Виклиф переводил Библию с Вульгаты, так как не знал греческого языка. Он перевёл на английский язык весь Новый Завет; но, прежде чем он кончил, Николай гирфортский начал переводить по Вульгате Ветхий Завет, и перевёл его до Варуха 3, 20, когда он должен был прекратить своё дело, вследствие произнесённого над ним приговора отлучения. Отселе перевод носит признаки другой руки, быть может, В. В 1382 году весь перевод был закончен, изготовлены были списки с него и пущены в обращение. Но немедленно после этого начат был важный труд пересмотра самим В. и Джоном Пурвеем, который продолжал его и после смерти первого; потому что только в 1388 г. перевод В. был издан в его пересмотренном и значительно исправленном виде. Этот перевод составляет эпоху в развитии английского языка; его библейская проза есть самый ранний образец классической формы этого языка.

Что касается собственно догматического учения В., то трудно составить более или менее удовлетворительное представление о нем. Главным источником его богословия служит его «Триалог или четыре книги диалогов», написанный в 1382 и впервые напечатанный в 1525 г., вероятно, в Базеле. Этот трактат значительно отступает от обычной схоластической формы, так как представляет собою триалог между тремя аллегорическими личностями – Алифией (Истиной), Псевдисом (Ложью) и Френисом (Разумом). Первый из собеседников есть основательный богослов; второй – софист и невер и третий – зрелый и многознающий учёный, который порешает вопросы. Первая книга содержит в себе учение о Боге; вторая – учение о вселенной, особенно по вопросам о материи, человеке, ангелах, злых духах, и проч.; в третьей книге содержится учение о христианской нравственности; и в четвертой, занимающей почти половину всего сочинения, автор излагает свои воззрения на таинства, церковное учение, эсхатологию и проч. Кроме «Триалога», некоторые данные для уяснения догматического воззрения В. находятся в его небольших трактатах и простонародных памфлетах. Основой всего учения В. служит его учение о безусловном авторитете св. Писания. Библию он ставит бесконечно выше всякой другой книги, не только книг более новейших учителей, но также и книг древних отцов: мало того, он ставит Библию бесконечно выше всяких постановлений римско-католической церкви. В доказательство этого безусловного авторитета он ссылается на достоинство Христа, как Богочеловека; и причину того, почему Библия не пользовалась должным уважением, он видит в недостатке истинной веры во Христа; потому что если бы вполне верили в Господа Христа, то эта вера не преминула бы произвесть в нашем сердце твёрдое убеждение в авторитете Библии. Все другие творения, даже творения бл. Августина, достойны вероприятия лишь настолько, насколько они основаны на св. Писании: всякая другая истина, за исключением той, которая зависит от простого наблюдения, может быть принимаема лишь настолько, насколько она извлекается из Библии. «Даже если бы сразу было сто пап, и все монахи преобразились бы в кардиналов, в вопросах веры их мнения не имели бы значения, если бы не основаны были на св. Писании» (Trial. 4, 7). Из такого убеждения именно и возникла та восторженная ревность, которая дала английскому народу первый перевод Библии на родной ему язык. Но, собственно, учение В. о Боге отзывается схоластикой. Вместо того, чтобы держаться на почве св. Писания или на личном христианском самосознании, он вводит диалектические процессы, развивает идеи, определяет понятия, и проч. Более точно определяемая, его схоластика есть реализм. Бесконечное для него не есть идея, а реальность. Он отвергает понятие о Боге, как просто» универсальном или индивидуальном, каковые воззрения оба возникали из принципа номинализма. Для него Бог есть безусловная причина, таинственный источник всего. Учение о Троице он развивает по Августину и Ансельму, ничего не прибавляя от себя, а точно следуя методу схоластиков. Но уже в его христологии заметен интересный разлад между схоластической диалектикой, в которой он был воспитан, и инстинктивным стремлением к библейско-этическому построению идеи Богочеловека. С одной стороны, он не может освободиться от обычных вопросов, категорий, определений и проч. схоластической христологии, а с другой – сам хорошо видит всю пустоту и бесплодность всего процесса. Главной задачей он считает изложение вопроса о воплощении с нравственной точки зрения. Он с любовью останавливается на Христе, как на центре человечества, и не истощим в разнообразии своих выражений этой истины посредством самых разнообразных идей и образных иллюстраций. В своей космологии В. выходит за пределы схоластики, перемешивая метафизические исследования касательно materia prima с различными анатомическими и психологическими вопросами касательно строения мозга, деятельности чувств, и проч. Большой интерес представляет его богословская антропология. Наследственный грех он считает зависящим от какого-нибудь нравственного, а не от физического условия. Он отрицает, чтобы состояние греховности могло переходить от поколения к поколению через семя; потому что ядро человеческой природы есть дух. Этому антропологическому взгляду соответствует и его общий взгляд на зло. Кто был виновником зла? Не происходит ли оно от Бога? Нет; потому что зло само по себе не имеет положительного бытия: оно есть только дефект, не-бытие, отрицание божественного. Единичный греховный акт есть, конечно, реальность и, несомненно, есть зло, но лишь настолько, насколько он относится к совершившему его лицу. Насколько он входит собственно в объективную реальность, он перестаёт быть злом, и Бог обращает его в непосредственное или вторичное добро. Он становится средством для цели, чем-то таким, что не несогласно с волей Божией. Грех, насколько он есть реальность, есть акт воли, и зло происходит от свободы воли, которая подвергается злоупотреблению и превращается в отрицание Бога.

В своём учении о церкви В. почти вполне был уже протестантом. Господствующую в римско-католической церкви идею о церкви, как иерархической корпорации, он решительно отвергал. Церковь он определяет как общество избранных, и так как обращение, спасение и членство в церкви он приписывает благодатному избранию (т. е., вечному и свободному совету Бога во Христе), то он отвергает предположение, дотоле господствовавшее в римско- католической церкви, что достижение спасения и получение небесного блаженства исключительно обусловливаются отношением человека к официальной церкви и всецело зависят от посредничества священства. Его идея церкви, полагая резкое различие между видимом и невидимой церковью, заключает в себе признание свободного и непосредственного доступа верующих к благодати Бога во Христе, другими словами: общего священства верующих. Истинная церковь для него невидимая; между тем, как видимая церковь состоит из избранных и лицемеров. Но он признает, что резкого различия между истинными и ложными членами церкви проводить невозможно, и вполне отрицает, что кто-нибудь имеет право канонизировать ли, или осуждать. Омирщвление видимой церкви было вполне очевидным для всех, и всей иерархической организации от привратника (ostiarus) папы он приписывает алчность и гордость, которые издавна овладели сердцем христианского духовенства, изгоняя смирение и кротость, которые должны быть его истинными добродетелями.

Современники находили его учёность и умственные дарования в высшей степени поразительными. Это именно и давало ему возможность пользоваться огромным влиянием в университете. Он был человек многосторонний, и его проповеди и богословские трактаты содержат в себе иллюстрации, заимствуемые из всех наук его времени. Но особенно он был одарён критическим духом, и хотя и принимал многие фикции за истину, однако подвергал всякие учения, постановления и обычаи современной церкви строгому критическому исследованию, проверяя их Библией. Критический гений у него был не только плодом научной силы и независимости, но также и плодом нравственного чувства и его глубоко-христианского характера. Он мало заботился о форме, в которой выражал свои идеи, а единственно заботился о том, чтобы быть понятым. Отсюда его стиль чужд всякой художественности и часто весьма плох. Но, взамен этого, в его рассуждениях вполне высказывается его личность со всей полнотой его убеждений. Это был человек разума, а не чувства; и, однако, повсюду мы видим у него нравственную восторженность, возвышенную ревность, исходящую из глубокого убеждения. Часто, во время своих диалектических рассуждений, у него прорывается негодующее или грозное обличение. Но в самом разгаре споров у него всегда заметно проявление торжествующей радости. Он всегда оставался самим собою, сознавал свою правоту и безбоязненно выражал свои взгляды. Он пользовался и другим оружием, кроме строгого рассуждения: остроумие, юмор, ирония и сарказм – вот то сильное и острое оружие, которым он особенно действовал против монахов. Но его целью было всегда защищать истину Христа, и он много и усердно потрудился в этом отношении.

Виклифов перевод Библии впервые получил ученое и удовлетворительное издание в Оксфорде, в 1850 г., в 4 томах. Новый Завет был напечатан отдельно, со введением и словарем в Кембридже, от 1879 г.; а книга Иова, Псалмы, Притчи, Екклезиаст и Песнь Песней в 1851 г. с таким же ученым аппаратом издателя. Биография Виклифа была написана Джоном Льюисом (Оксфорд, 1819), новое изд. с добавл. 1820; Робертом Воганом (Лондон, 1828), новейшее изд. 1853, и особенно см. Lecher, lohann von Wiclif und die Vorgeschichte der Reformation, Leipzig, 1878, в 2 томах, – лучшая биография Виклифа. См. также Buddensius, loh. Wiclif und seine Zeit, 1883. В 1883 г. образовалось «Виклифово общество», которое начало издание его латинских сочинений, дотоле хранившихся в рукописях.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle