профессор Александр Павлович Лопухин

Виктор, иеромонах, в мире Василий Высоцкий

Виктор, иеромонах, в мире Василий Высоцкий (1791 – 1871), родом из черниг. губ., учился у местного регента – композитора прот. Даниловского. Приняв монашество в 1818 г, о. В. поселился в моск. Симоновом монастыре, где был уставщиком и регентом хора до 1839 года. Проведя затем несколько лет на юге, о. В. возвратился в моск. Данилов монастырь (1844 – 1848 г), откуда выехал в Николаевский гор. Батурина монастырь, где и скончался в глубокой старости. Имя иером. В. в своё время было известно всюду, многим памятно и до сего времени, как по созданному им особо умилительному тихого характера пению, так и по его многочисленным в том же духе гармонизациям. Пение его славилось даже в то время – время всеобщего увлечения итальянскими концертами. До В. в Симоновом монастыре употреблялся или столповой напев, или же нередкость были и итальянские мотивы. В. же нашёл путь к созданию иного пения, сгладив суровость знаменного и нецерковность итальянского пения. Умилительное, с тихими переливами голоса, несколько мечтательное, с преобладанием минора – вот пение иером. В. Это пение требует от поющих как чистоты и звучности голосовых средств, так точно и глубины их душевного настроения при исполнении. При В. это пение известно было по всей России, им восхищались, начиная с импер. Николая Павловича и кончая последним смертным богомольцем, бывавшим в Симоновом монастыре. Такое же пение В. ввёл и в Даниловом монастыре; оно долго затем существовало и после о. В., поддерживаемое до 70-х годов учеником его, о. Венедиктом.

После В. осталось множество написанных им духовно-музыкальных сочинений, хотя и не отличающихся хорошею школою, но дышащих самою задушевною искренностию и религиозным воодушевлением. Полное собрание сочинений В., как пишет один почитатель его таланта («Цер. Вед.». 1894 г., № 31, стр. 1054): «к сожалению, не обработано для издания я едва-ли где уцелело, но отдельные песнопения известны до сих пор всем. Кто не слыхал изданной уже «Симоновской» херувимской и не восхищался ею»! Благодаря главным образом влиянию В., на клиросе Симоноза монастыря создался особый симоновский напев, далёкий от театральных приёмов, отличающийся серьёзным торжественным и величественным характером и требующий от своих исполнителей глубокого душевного настроения. В последнее время на основании частных списков изданы разными лицами несколько песнопений иер. В., написанных им или введённых им в репертуар симоновского и даниловского клиросов. Общеизвестная «Утоли болезни» изложена Архангельским, в том же духе есть сочинение и Львовского. «Симоновские» херувимские изданы и капеллою, и Юргенсом, изложены и у Смоленского («в курсе хоров. пения»), у Соломина, Металлова. Известная под именем «Вятской» херувимская Фатеевым отнесена также к «симоновским». Как особый напев, симоновское пение записано было и положено для Т. 1. 2. А. и Б. известным директором придворной капеллы А. Ф. Львовым и исполнялось даже в присутствии высочайших особ. Большая часть рукописей о, В. хранится в библиотеке московского синодального училища, а также в московской консерватории. Из сочинений с именем иер. В. в рукописях известны ещё «Душе моя», «Ныне отпущаеши», «Моление тёплое», «Помысли душе моя», «Глаголи Симеоне», «Помышляю день страшный», «Егда представление... Апостоли от конец», «Плачу и рыдаю», «Волею щедре крест», «Херувимы и Серафимы», «Не ввери мя», «Подаждь утешение», «Вскую мя», «Премудрости наставниче» (Конд. Сырной нед.), «В молитвах неусыпающую», «С вышних призирая».

Для исследователя русск. церковн. пения в разные его эпохи, произведения В. не могут не представлять интереса: его труды – это тип монастырского пения, образец того, как наше исконное пение видоизменяется на монастырском клиросе, как оно влияет на творчество лиц монашеского звания, сообщая такой или иной колорит всем их произведениям.

Свящ. А. Митропольский



Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал - Вячеслав. - 1902. - IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к. : ил.

Вам может быть интересно:

1. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – «Друг Трезвости» профессор Александр Павлович Лопухин

2. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Вениамин Краснопевков митрополит Евгений (Болховитинов)

3. Послания – Послание 43(102). К заключенной преподобный Феодор Студит

4. Библейская энциклопедия – Хола архимандрит Никифор (Бажанов)

5. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – II. Во граде Чернигове Михаил Владимирович Толстой

6. Письма – 567. Приноси свои дары Спасителю – веру, надежду, любовь. Пред начальницей лучше молчать и смиряться преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

7. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Миропомазание схиархимандрит Иоанн (Маслов)

8. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

9. Sermons – Holiness Of Body Антоний, митрополит Су́рожский

10. Письма к разным лицам святитель Иоанн Златоуст

Комментарии для сайта Cackle