Источник

Вавилон

Вавилон – первый, основанный хамитским племенем город, который в клинообразных надписях имеет разные названия. По форме семитической он называется Баб-или «врата богов», а по форме не-семитической – Тин-тир «лес жизни». По библейскому производству (Быт.11:9), он означает «смешение», вследствие происшедшего там смешения языков. Рационалисты и многие ассириологи, как Шрадер и др., оспаривают это производство, предпочитая ему производство клинописи, но ничто не доказывает преимущества последней, которая достаточно обнаруживает признаки довольно позднего происхождения сравнительно с библейским производством. Оставленный неоконченным после рассеяния строителей башни, В. был закончен позже. После этого первого упоминания Библия затем умалчивает о В. до самого разрушения царства Израильского; затем она повествует, что ассирийский царь переселил в Самарию вавилонских поселенцев, которые присоединили к культу истинного Бога культ своих идолов (4Цар.17:24, 30). Позже царь вавилонский Меродах-Баладан старался заключить союз с Езекией против ассириян и посылал поздравить его с выздоровлением; тогда именно пророк Исаия предсказал Езекии плен вавилонский (4Цар.20:12–19; Ис.39:1–8). В В. Манасия был заключён в тюрьму царём ассиринским (2Пар.33:11–13). Наконец, разрушение царства Иудейского Навуходоносором привело в В. в несколько приёмов целые партии иудейских узников, которых Иеремия утешает и укрепляет в вере своими письмами (Варуха 6:1–72; Иер.29). Собственно, со времени плена вавилонского и сделался этот город знаменитым в священной истории (Иер.20:4, 12; Мф.1:11, 17; Деян.7:43). Пророк Иезекииль жил в В. и Даниил занимал там даже высокую должность при дворе; в В. или его окрестностях была воздвигнута статуя Навуходоносора, и произошло чудесное избавление отроков от огненной печи (Дан.3); сюда же относится история Сусанны (Дан.13), рассказ о плутовствах жрецов Бэла и о смерти Дракона (Дан.14), наконец, двоякий эпизод о рве львином (6; 14:27–42). После взятия В. Киром, часть пленников возвратилась в Палестину различными партиями, упоминаемыми в книгах Ездры и Неемии. Но книга Есфирь показывает, что многие предпочли остаться в В. под властью персов. Управление селевкидов, потом парфян не было вообще для них неблагоприятно; так что позже Вавилония становится для них убежищем и центром наук. Слава древнего В. нашла себе отображение и в памяти древнерусского народа, как это видно из народно-литературного произведения под названием «Сказание о Вавилонском царстве» (XVI- XVII в.). Старорусские сказания о В. разделяются на три отдела: «Притча о Вавилоне граде», или «Повесть города Вавилона», «Послание от Льва в Вавилон» и «О женитьбе Навуходоносора». Все эти рассказы совершенно перемешаны в русской литературе и известны только по поздним спискам, что, конечно, делает трудным их изучение.

Вавилон в Новом Завете. – Столица Вавилонской монархии своим грозным величием, блеском своего культурного богатства и глубиной нравственного упадка произвела на воображение человечества и особенно на иудеев такое неизгладимое впечатление, что имя её сделалось вообще синонимом всякого большого безнравственного города. У позднейших писателей, именно христианских, название Вавилон нередко употребляется в таком таинственном смысле, который и доселе составляет предмет спора для толкователей и исследователей. Так, много рассуждений возбуждало одно место в 1 Послании ап. Петра, где говорится, что апостол «приветствует избранную церковь в Вавилоне» (5, 13) Крайне трудно определить, что именно здесь разумеется под В., и весьма многие, особенно латинские писатели, утверждают, что под этим именем ап. Пётр разумеет Рим, на чем даже основываются известные притязания римских пап, как преемников ап. Петра. Но особенно замечательный пример таинственного употребления имени В. находится в Апокалипсисе или Откровении ап. Иоанна (с конца 16 гл. по 18). Там под именем В. изображается «город великий», играющий огромную роль в жизни народов. Такое изображение уже нисколько не соответствует месопотамскому В., давно потерявшему к тому времени своё мировое значение, и потому исследователи не без основания понимают под этим названием великую столицу Римской империи – Рим, занимавший в истории западных народов такое же положение, какое раньше в истории Востока занимала столица Навуходоносора. Это – господствующее теперь воззрение в экзегетике.

А. Л.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle