Источник

Благовест

Благовест – один из видов церковного звона, в противоположность перезвону, или трезвону. Названия этого, однако, нет в типиконе, где для означения этого вида звона употребляются выражения: бить, клепать, знаменать (σημαίνειν), ударять; но в древних актах оно встречается – например, в грамоте новгородского митрополита Корнилия (1692 г.) читаем: «к божественным службам благовестите»... Под благовестом и разумеется именно звон в один колокол, которым знаменуется начало богослужений церковных; но кроме того, благовестом отмечается и важнейшая часть литургии, начиная от слов: «Достойно и праведно есть поклонятися»... Вследствие этого и самый колокол назывался в древности благовестником: «слит бысть колокол по св. Софии благовестник», говорится в Новгородской летописи. Затем, известны отдельные случаи применения церковного звона или благовеста. Например, указом Свят. Синода 18 декабря 1750 г. предписано было производить благовест в течение получасу для призыва к катехизическим беседам, назначенным в Успенском, Благовещенском и Архангельском соборах. В один колокол «били» тревогу, или набат во время народных волнений, драк, почему и состоялся указ Синода 7 октября 1771 г., запрещавший причтам допускать звон по подобным поводам. Во время вьюг и метелей, по согласию сельского начальства с церковным причтом, по Высочайшему повелению, должен быть производим охранительный для путешествующих звон, днем и ночью, пока буря не стихнет. Звон этот, в отличие от набата и церковного благовеста, должен быть с некоторыми промежутками. Он должен быть производим церковным сторожем, в помощь которому должны быть назначаемы люди из местного сельского общества (указ Свят. Синода 15 сент. 1751 г., определение Св. Синода 10 января 1877 г. см. «Церк. Вестник» 1877 г. № 4). Такой же звон (в один колокол) приказано производить в случае тумана в тех селах, которые лежат по берегам морей и озер Ладожского и Онежского (Высочайше утв. 6 февраля 1893 г. опред. Свят. Синода см. Церк. Вед. 1893 г. № 10). Наконец, известен частный звон в один колокол, или набат, которым сельское население извещают о начавшемся пожаре в пределах прихода.

Н. М.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 2: Археология — Бюхнер. — 1901. — VI, [2] с., 1305 стб., 7 л. ил., портр., карты, план.

Комментарии для сайта Cackle