Источник

Богоявление

Богоявление – великий, двунадесятый праздник, падающий на 6 января и известный также под именем Крещения. И то и другое наименование указывает на воспоминаемое в это число Крещения Спасителя в водах Иордана. Первое отмечает тот лишь факт, что при этом событии было особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец свидетельствовал гласом о крещаемом Сыне, и Дух Св. сошел в виде голубя на Христа. Но подобное понимание термина и праздника Бог. установилось не сразу. В древности в различных церквах они понимались различно, и потому с 6 января соединялись воспоминания о различных событиях. По употреблению в древнегреческой литературе слово «Επιφάνεια», которым христианская церковь называла один из своих праздников, означало явление Божества в человеческом образе. Сообразно с этим в приложении к христианскому празднику данный термин указывал на явление Христа в мир во плоти. Но так как для одних этим явлением служило Его рождение от Девы Марии, а для других – крещение, ибо только с данного времени Он стал известным народу, то первые и праздновали 6 января Рождество Хр., а вторые – Крещение. Следы той и другой практики встречаются еще во II ст., отмечаются Климентом Александрийским в I кн. Строматов. Из его замечания, что последователи Василида празднуют день Крещения Господа 15 Тиби, т. е. 10 января, а иные 11 Тиби, 6 января, выводят то заключение, что 6 января было для восточной церкви II ст. днем Рожд. Хр., но от этой практики уклонились как василидиане, так и некоторые православные общины, принимавшие данное число за день крещения Иисуса Христа. Подобная же двойственность во взглядах заметна и в III ст. На нее указывает ученик Климента Ориген, замечая в толковании на первую главу кн. пр. Иезекииля, что его современники спорят относительно основания и значения праздника 6 января. Сам он старается доказать, что этот день должен быть днем крещения.

Не исчезло указанное разногласие и в IV в. Одни из писателей данного времени отождествляют Бог. с Рождеством, другие с Крещением. К защитникам первого мнения принадлежат Ефрем Сирин, называющий Бог. днем рождения; Григорий Назианзин: «ныне празднуем мы Бог., или праздник Рождества»; Исидор Пелусиот: «Бог., или рождение Спасителя во плоти»; Епифаний Кипрский, часто замечающий, что Христос родился во плоти в праздник Ерiрhаniа, 6 января; а также Василий Великий, Григорий Нисский и др. Той же самой практики держались, по свидетельству Кассиана, и церкви Египта. Из защитников второго мнения особенно известен Иоанн Златоуст; оно же воспроизводится в 13 гл. V кн. и 33 гл. VIII кн. Апостольских Постановлений. Пятый и следующие века не представляют уже следов разногласия в понимании праздника Бог.: для всех, кроме армян, он является праздником и днем Крещения. Причина этого заключается в том, что во второй половине IV в. празднование Рождества Христова было перенесено на 25 декабря, и 6 января стали посвящать воспоминанию одного Крещения. Но так как на данное число падало, по воззрению церкви, чудо в Кане Галилейской, то оно явилось также и днем воспоминания этого события. Наконец, в период существования оглашения в день Крещения совершалось торжественное крещение оглашенных и сообразно с названием крещения: φῶς, φώτεσμα, самый праздник получил название «праздника светов», τὰ φῶτο, ήμέρα τῶν φώτων. Подобное наименование усвояют ему Григорий Назианзин, Григорий Нисский, Астерий Амасийский и др. В церковном отношении праздник Богоявления отличался от других тем, что накануне его совершали обряд великого освящения воды (И. Златоуст, Епифаний) и крестили оглашенных. Будучи церковным праздником с самых первых веков христианства, Бог. получило характер гражданского торжества только со времени Феодосия Младшего (V в.). Он перенес на него все то, чем по законам Константина Великого и Гонория были почтены воскресные дни, т. е., прекращение судопроизводства, народных игр, зрелищ, торговли и т. п.

Первое по времени упоминание о праздновании Бог. в западной церкви встречается под 360 г. В этом году кесарь Юлиан, впоследствии император, богоотступник, праздновал Богояв. вместе с другими христианами в Галлии, в Вьене. Западные христиане называли этот праздник – Dies ерiрhаniorum, Dies арparationis, или арparаtiоnum и, празднуя его 6 января, обращали главное внимание на явление звезды, поклонение волхвов, т. е., на откровение Сына Божия в мире языческом, представителями которого являются волхвы. И, так как они, по преданию, были цари, то и праздник получил название праздника царей – festum regum, или праздника трех царей – f. trium regum. Не забывалось в этот день Крещение Спасителя и чудо в Кане Галилейской, но они отступили на задний план пред поклонением волхвов.

Что касается празднования Б. в русской церкви, то соответствующие указания встречаются уже в памятниках XII и XIII вв., но они не дают ясного представления о характере торжества. Более определенны свидетельства XVI и XVII вв. Они касаются религиозных торжеств в повечерие праздника и самый праздник (часы и водоосвящение), а также разных народных обычаев и суеверных примет, соединенных с этим днем (гаданье по звездам об урожае хлеба, грибов и т. п.) и вызвавших определение Стоглавого Собора. По современной практике церковное празднование Бог., как праздника великого, продолжается двенадцать дней, 2–14 января, и представляет большое сходство с празднованием Рождества Хр.: в навечерие того и другого праздника совершаются царские часы, и содержится строгий пост. В навечерие Б. бывает великое освящение воды: в навечерие в церкви, в самый праздник вне церкви, на реках, прудах и колодезях (О чине водоосвящения и его особенностях в прежнее время см. под словом «Водоосвящение»).

А. Петровский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 2: Археология — Бюхнер. — 1901. — VI, [2] с., 1305 стб., 7 л. ил., портр., карты, план.

Комментарии для сайта Cackle