профессор Александр Павлович Лопухин

Астерий, епископ амасийский

Астерий – современник св. И. Златоуста, умерший в 410 г. в сане епископа амасийского. По его собственному сообщению, учителем его был некий скиф, который, будучи в молодости продан одному гражданину Антиохии, учителю, под его руководством сделал удивительные успехи в науках и впоследствии приобрел громкую славу среди греков и римлян (Phot. Bibl. 271, р. 1,500). Кроме этого из его жизни ничего неизвестно. Время его жизни однако можно приблизительно установить, благодаря заключающимся в его «беседах» намекам на современные ему события. Так он говорит об отступничестве Юлиана как происшедшем на его памяти (Aster. Оr. 3), а в своей проповеди на праздник календ (Оr. 4), упоминает о консульстве и падении Евтропия, как событии предшествующего года. Эта проповедь, следовательно, была произнесена в день новолетия 400 г. В другом месте он говорит о себе как человеке весьма преклонных лет (Phot. Amphil. 125). Дошедшие до нас творения Астерия состоят почти исключительно из проповедей пли бесед. Из них 22 сои сохранились вполне. Кроме того еще! две беседы издаются в числе творений св. Григория Нисского, хотя на основании свидетельства Фотия должны быть приписаны Астерию. Ему же приписывается «Жизнь» его предшественника св. Василия амасийского, напечатанная в Acta Sanctorum 26 апреля. Полное собрание его творений см. у Миня, Гр. Патр. 40. Астерий изучал Димосфена и сам был выдающимся оратором. Лучшие его беседы (как о богаче и Лазаре, о неправедном управителе и др.) отличаются замечательною стройностью логического построения и, ясные по мысли, не редко поднимаются до высокой степени одушевленного красноречия. Это был в тоже время человек непоколебимый в своей православной вере, и на его авторитет часто делались ссылки в последующие века, и особенно на 7-м вселенском соборе выставляли его в опровержение ереси иконоборцев как яркое «светило, озаряющее все умы». Две из его бесед напечатаны в русском переводе в «Христ. Чтении» за 1827 г. См. также «Бог. В.» окт. 1894 г.



Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 2: Археология - Бюхнер. - 1901. - VI, [2] с., 1305 стб., 7 л. ил., портр., карты, план.

Вам может быть интересно:

1. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Епаон профессор Александр Павлович Лопухин

2. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

3. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

4. Замечания на книгу "Поморских ответов" – Замечание на 33-ю статью: о девятом часе архимандрит Павел Прусский

5. Библейская энциклопедия – Зехора архимандрит Никифор (Бажанов)

6. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Ювеналий Воейков митрополит Евгений (Болховитинов)

7. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Моисей схиархимандрит Иоанн (Маслов)

8. Sermons – Silence At The Church Антоний, митрополит Су́рожский

9. Письма – 244. Сокрушение сердца заменяет делание. Сестры не должны передавать друг другу свои искушения, так как неопытных это приводит к... преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

10. Послания – Послание 198(386). Чаду Дометиану преподобный Феодор Студит

Комментарии для сайта Cackle