профессор Александр Павлович Лопухин

Глава 31

Поражение мадианитян. – Гибель Валаама. – Очищение воинов и добычи. – Раздел добычи.

Чис.31:1. И сказал Господь Моисею, говоря:

Чис.31:2. отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и по­сле отойдешь к народу твоему.

Чис.31:3. И сказал Мо­исей народу, говоря: вооружите из себя людей на войну, чтобы они по­шли про­тив Мадианитян, совершить мще­ние Го­с­по­дне над Мадианитянами;

Чис.31:4. по тысяче из колена, от всех колен [сынов] Израилевых по­шлите на войну.

Повеление об истреблении мадианитян дается согласно закону о наказании подстрекателей к идолослужению (Втор 13.6–10) и в целях гарантирования евреев от будущего опасного соседства.

Чис.31:6. И по­слал их Мо­исей на войну, по тысяче из колена, их и Финееса, сына Елеазара, [сына Аарона,] священ­ника, на войну, и в руке его священ­ные сосуды и трубы для тревоги.

Главным священником при войсках посылается сын первосвященника Елеазара Финеес, наглядно засвидетельствовавший свою ревность о славе имени Божия в момент увлечения народа языческим блуждением (Чис 25.6–8,10–13).

Чис.31:7. И по­шли войною на Мадиама, как по­велел Го­с­по­дь Мо­исею, и убили всех мужеского по­ла;

«И убили всех мужеского пола», за исключением, конечно, тех, кто спасся бегством, или отсутствием в данной местности.

В кн. Суд. 6:1, 8 в числе народов, делавших нападение на израильтян, упоминаются и мадианитяне. Но после того, как «смирил» их Гедеон, «мадианитяне... уже не стали поднимать своей головы» (Суд. 8.28).

Чис.31:8. и вместе с убитыми их убили царей Мадиамских: Евия, Рекема, Цура, Хура и Реву, пять царей Мадиамских, и Валаама, сына Веорова, убили мечом [вместе с убитыми их];

В кн. Нав 13.21, Евий, Рекем, Цур, Хур и Рева названы «князьями Сигоновыми», т. е. князьями царя Сигона, – вероятно по причине доминировавшего положения Сигона аморрейского в пределах южного Заиорданья (Чис 21.29).

Чис.31:17. итак убейте всех детей мужеского по­ла, и всех женщин, по­знав­ших мужа на мужеском ложе, убейте;

Чис.31:18. а всех детей женского по­ла, которые не по­знали мужеского ложа, оставьте в живых для себя;

Мальчики рассматриваются как вероятные продолжатели жизни своих отцов. Женщины, «познавшие мужа на мужеском ложе», – как постоянная возможность соблазна для евреев повторить свое ситтимское увлечение (Чис 25). Девочки, не оскверненные постыдными обрядами в честь Ваал-Фегора, могли быть перевоспитаны (по сравнительной мягкости своего характера) в среде благочестивых евреянок и впоследствии стать членами израильской общины.

Чис.31:19. и про­будьте вне стана семь дней; всякий, убив­ший человека и при­коснув­шийся к убитому, очиститесь в третий день и в седьмой день, вы и плен­ные ваши;

Чис.31:20. и все одежды, и все кожаные вещи, и все сделан­ное из козьей шерсти, и все деревян­ные сосуды очистите.

Чис.31:21. И сказал Елеазар священ­ник во­инам, ходив­шим на войну: вот по­становле­ние закона, который заповедал Го­с­по­дь Мо­исею:

Чис.31:22. золото, серебро, медь, железо, олово и свинец,

Чис.31:23. и все, что про­ходит через огонь, про­ведите через огонь, чтоб оно очистилось, а кроме того и очисти­тель­ною водою должно очистить; все же, что не про­ходит через огонь, про­ведите через воду;

Чис.31:24. и одежды ваши вымойте в седьмой день, и очиститесь, и по­сле того входите в стан.

Закон об очищении прикоснувшихся к человеческому трупу и предметам, имевшим соприкосновение с последним, изложен в ХIX гл.

Чис.31:25. И сказал Го­с­по­дь Мо­исею, говоря:

Чис.31:26. сочти добычу плена, от человека до скота, ты и Елеазар священ­ник и начальники племен общества;

Чис.31:27. и раз­дели добычу по­полам между воевав­шими, ходив­шими на войну, и между всем обще­с­т­вом;

Чис.31:28. и от во­инов, ходив­ших на войну, возьми дань Го­с­по­ду, по одной душе из пятисот, из людей и из крупного скота, и из ослов и из мелкого скота;

Чис.31:29. возьми это из по­ловины их и отдай Елеазару священ­нику в воз­ноше­ние Го­с­по­ду;

Чис.31:30. и из по­ловины сынов Израилевых возьми по одной доле из пятидесяти, из людей, из крупного скота, из ослов и из мелкого скота, и отдай это левитам, служащим при скинии Го­с­по­дней.

Чис.31:31. И сделал Мо­исей и Елеазар священ­ник, как по­велел Го­с­по­дь Мо­исею.

Способ, каким разделена была мадианитская добыча (пополам между ходившими на войну и оставшимися в стане, при обозе), получил впоследствии силу всегдашнего закона (1Цар 30.24,25).

Воины, не участвовавшие в экспедиции, обязались сделать из полученной ими добычи вклад в скинию в размере 1/50 части добычи; принимавшие участие – в размере 1/500 части добычи. Первая часть добычи должна была поступить в пользование левитов, вторая – в пользование священников.

Чис.31:48. И при­шли к Мо­исею начальники над тысячами войска, тысяченачальники и стоначальники,

Чис.31:49. и сказали Мо­исею: рабы твои сосчитали во­инов, которые нам по­ручены, и не убыло ни одного из них;

Чис.31:50. и вот, мы при­несли при­ноше­ние Го­с­по­ду, кто что достал из золотых вещей: цепочки, запястья, перст­ни, серьги и при­вески, для очище­ния душ наших пред Го­с­по­дом.

Чис.31:51. И взял у них Мо­исей и Елеазар священ­ник золото во всех этих изделиях;

Чис.31:52. и было всего золота, которое при­несено в воз­ноше­ние Го­с­по­ду, шест­надцать тысяч семьсот пятьдесят сиклей, от тысяченачальников и стоначальников.

Чис.31:53. Во­ины грабили каждый для себя.

Чис.31:54. И взял Мо­исей и Елеазар священ­ник золото от тысяченачальников и стоначальников, и при­несли его в скинию собрания, в память сынов Израилевых пред Го­с­по­дом.

«Приношение Господу», как начаток от добычи и как знак благодарности за благополучное окончание похода (ст. 32–46, 49). «Для очищения душ наших», осквернившихся убийством и прикосновением к убитым и их вещам.



Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Дар, 2009. / Т. 1: Ветхий Завет / [ред. группа: М. В. Грацианский и др.]. - 1055 с. / Книга Чисел. 672-766 с. ISBN 978-5-485-00270-1

Вам может быть интересно:

1. Толкование на книгу Второзаконие – Глава 2 профессор Александр Павлович Лопухин

2. Толкование на книгу Чисел блаженный Феодорит Кирский

3. Книга Чисел преподобный Ефрем Сирин

Комментарии для сайта Cackle