Глава 22
Речь Елифаза в третьем разговоре. 1–5. Правосудие Божие, как основание для заключения о греховности Иова. 6–20. Двоякого рода грехи Иова. 21–30. Совет сблизиться с Богом и последствия этого.
Иов.22:1. И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал:
Иов.22:2. разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому.
Иов.22:3. Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности?
Иов.22:4. Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание, пойдет судиться с тобою?
Не обращая внимания на последнюю речь Иова, не опровергая отмечаемых им фактов, Елифаз настаивает на заслуженности постигших его бедствий, выводя эту мысль из положения о Божественном Правосудии. В отношениях к праведникам и грешникам Бог руководится исключительно началами строгого правосудия. Абсолютно всесовершенный, Он не получает выгоды от дел «разумного», – «ищущего Бога» (евр. «маскил»; ср. Пс 13.2), равным образом и поступки грешника не приносят Ему вреда. Поэтому Его отношение к тем и другим не определяется, как у человека, желанием доставить Себе пользу и избежать вреда. Бог наказывает грешника не потому, что, боясь его, стремится отстранить от Себя грозящую со стороны этого последнего опасность (ст. 4; ср. Прем. 6.7) и награждает праведника не под влиянием соображения подвигнуть на большую добродетель и тем извлечь для Себя выгоду.
Иов.22:5. Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца.
При безусловном правосудии Бога для страшных страданий Иова нельзя найти другой причины, кроме великой греховности.
Иов.22:6. Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду.
Предполагаемые («верно») грехи Иова заключаются в отсутствии у него внушаемой самою природой гуманности, человечности. Он не стеснялся брать залог (ср. Исх 22.26–27; Втор 24.10–13) с «братьев своих», т. е. лиц одного с ним племени, и притом «ни за что», т. е. не нуждаясь в них, так как сам был богат. Им руководила в тех случаях одна жадность (ср. Иов 20.19–21), доходящая до того, что в качестве залога отнималась последняя одежда у полунагих, – ничего не имеющих.
Иов.22:7. Утомленному жаждою не подавал воды напиться и голодному отказывал в хлебе;
Житель пустыни, дороживший водою, он был настолько жаден, что отказывал в глотке воды изнывавшему от жажды и в куске хлеба голодному (ср. Ис 58.10).
Иов.22:8. а человеку сильному ты давал землю, и сановитый селился на ней.
Синодальное чтение представляет не совсем точную передачу еврейского текста. Буквальный перевод его, удержанный Акилою и Симмахом, будет такой: «человек с рукою – ему земля, и тот, кто высок по положению, водворялся на ней». «Человек руки», т. е. силы (Иов 40.9; Пс 76.16, 82.9) и насилия (Иов 35.9), Иов захватывал землю, расширял свои владения путем насильственного захвата (ср. Ис 5.8), не дозволяя селиться на ней слабым.
Иов.22:9. Вдов ты отсылал ни с чем и сирот оставлял с пустыми руками.
К лицам последнего рода относились вдовы и сироты: их просьбы и мольбы оставлялись Иовом без удовлетворения.
Иов.22:10. За то вокруг тебя петли, и возмутил тебя неожиданный ужас,
Иов.22:11. или тьма, в которой ты ничего не видишь, и множество вод покрыло тебя.
Величию и силе греха соответствует сила постигших Иова бедствий. Он «окружен петлями» – поражен болезнью, скорбями, бесславием (Иов 18.8–10), не видит возможности избавиться от них («тьма, в которой ты ничего не видишь», ср. Иов 17.12), близок к гибели: – «множество вод покрыло тебя» (ср. Пс 41.8, 68.3).
Иов.22:12–14. Грехи против ближних соединяются у Иова с грехами против Бога, – отрицанием Его всеведения и вмешательства в жизнь людей, – промысла.
Иов.22:12. Не превыше ли небес Бог? посмотри вверх на звезды, как они высоко!
Жилище Божие выше звездного неба, и с подобной высоты Богу видна вся земля, пред Ним расстилается ее необозримый для человеческого глаза простор, Бог всеведущ (ср. Пс 13.2).
Иов.22:13. И ты говоришь: что знает Бог? может ли Он судить сквозь мрак?
Иов.22:14. Облака – завеса Его, так что Он не видит, а ходит только по небесному кругу.
Между тем, по мнению Иова, Бог, скрытый от земли облаками («облака – завеса Его»; ср. Плач 3.44: «Ты закрыл Себя облаком, чтобы не доходила молитва»), обладает ведением лишь того, что совершается в сфере небес, и, не видя происходящего на земле, не проявляет Своего суда над людьми (ст. 13; ср. Пс. 72.11, 93.7; Ис 29.15; Иез 8.12).
Иов.22:15. Неужели ты держишься пути древних, по которому шли люди беззаконные,
Иов.22:16. которые преждевременно были истреблены, когда вода разлилась под основание их?
Иов.22:17. Они говорили Богу: отойди от нас! и что сделает им Вседержитель?
Подобными рассуждениями Иов уподобляется древнему, греховному (ἀρχαῖος κόσμος – 2Пет 2.5) допотопному человечеству («вода разлилась под основание их»), представители которого отвергали так же, как и он, Бога («отойди от нас»), отрицали вмешательство в свою жизнь своего благодетеля (ст. 17) и за то погибли, по человеческим рассуждениям (ст. 18), преждевременно.
Иов.22:18. А Он наполнял домы их добром. Но совет нечестивых будь далек от меня!
Иов.22:19. Видели праведники и радовались, и непорочный смеялся им:
Иов.22:20. враг наш истреблен, а оставшееся после них пожрал огонь.
Черная неблагодарность этих богохульников вызывает в Елифазе чувство глубокого отвращения, а гибель грешников, одновременно врагов Божьих и людей благочестивых («враг наш», ср. Пс 138.20–22; Рим 11.28), наполняла сердца этих последних радостью (ст. 19). Они видели в ней проявление Божественного Правосудия (ср. Пс 57.11–12; Пс 63.10–11).
Иов.22:21. Сблизься же с Ним – и будешь спокоен; чрез это придет к тебе добро.
Гибель допотопного человечества должна послужить для Иова предостережением. Если он желает избегнуть ее, обязан «сблизиться» с Богом, – оставить чувство вражды против Него (евр. «сакан» – быть в дружбе, в интимных с кем-либо отношениях – Пс 138.3). В результате этого кончатся душевные муки Иова: «будешь спокоен», и он получит награду.
Иов.22:22. Прими из уст Его закон и положи слова Его в сердце твое.
Выдавая свой совет как бы совет самого Бога, Елифаз предлагает Иову принять его в качестве непреложной истины («прими из уст Его закон», ср. Притч 2.6) и всецело, до глубины души им проникнуться: «положи слова Его в сердце твое».
Иов.22:23. Если ты обратишься к Вседержителю, то вновь устроишься, удалишь беззаконие от шатра твоего
Иов.22:24. и будешь вменять в прах блестящий металл, и в камни потоков – золото Офирское.
Удел такого человека – блаженство (Пс 93.12–13). Так точно и Иову, под условием исполнения им данного совета, – «удаления беззакония из шатра», не только будет возвращено утраченное счастье («устроишься»; евр. «бана» в смысле дарования прежнего счастья – Иер 24.6, 33.7, сообщения большего – Мал 3.15), но и дано больше, чем он имел. Иов сделается настолько богат, что «блестящий металл» (золото и серебро в неочищенном виде) будет для него так же бесценен, как прах, а лучшее офирское золото, как простой камень.
Иов.22:25. И будет Вседержитель твоим золотом и блестящим серебром у тебя,
Не придавай значения земным богатствам, Иов будет считать своим величайшим, самым ценным сокровищем Того, кто дал ему их, т. е. Бога. Он будет «блестящим серебром» – серебро очищенное от примесей.
Иов.22:26. ибо тогда будешь радоваться о Вседержителе и поднимешь к Богу лице твое.
В качестве величайшего блага Бог сделается для Иова источником духовной радости и утешения (ср. Пс 36.4; Ис 58.14). Последние проявятся в том, что у него, прощенного и награжденного Богом, исчезнет мучительное чувство богоотверженности. Прощенный Богом, он смело и доверчиво поднимет к Нему свое лице (ср. Быт 4.6).
Иов.22:27. Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои.
Проистекающая из доверчивой любви молитва Иова будет услышана Господом, а обеты, плод усердия, а не вынуждения, исполнены.
Иов.22:29. Когда кто уничижен будет, ты скажешь: возвышение! и Он спасет поникшего лицем,
Иов.22:30. избавит и небезвинного, и он спасется чистотою рук твоих.
Иов будет настолько тверд в благочестии, что бедствия невинных не поколеблют его праведности (Пс 72.2–3, 12–14). При виде их он на основании личного опыта скажет, что они – не проявление Божественного неправосудия, ведут страдальца к возвышению и утверждению в добре: «ты скажешь: возвышение». Подобными рассуждениями он ободрит и самих страждущих, не даст им возможности впасть в грех отчаяния, неверия; они спасутся, благодаря ему: «он спасается чистотою рук твоих» (ст. 30).