Источник

Глава 23

Ответная речь Иова на речь Елифаза в третьем разговоре. 1–2. Общая характеристика речи. 3–7. Желательность сближения с Богом ввиду неизбежности оправдания. 8–14. Неосуществимость подобного желания. 15–17. Новые муки Иова.

Иов.23:2. еще и ныне горька речь моя: страдания мои тяжелее стонов моих.

Из всей речи Елифаза утешительным для Иова является лишь совет сблизиться с Богом (Иов 22.21): он совпадает с его собственным желанием (Иов 16.21). Но желательное для страдальца сближение с Богом не допускается Им Самим (ст. 6 и 9), а потому и новая речь Иова полна горечи, жалоб. Впрочем, они ничто по сравнению с страданиями; эти последние не могут быть выражены в словах: «страдания мои тяжелее стонов моих». Таков смысл синодального чтения, в котором выражение «страдания» представляет перевод еврейского слова «йади» – «рука моя». Возможность такой передачи объясняется тем, что «йад» означает и «рука», и «бедствия, страдания» (Иов 1.11, 2.5; Пс 31.4, 37.3 и т. п.). Буквальный перевод еврейского чтения данного места такой: «моя рука тяготеет над моим воздыханием», – я принуждаюсь к продолжению воплей, жалоб. LXX и Пешито вместо «йади» – «рука моя» читают: «йадо» – «рука Его», т. е. Бога.

Иов.23:3. О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его!

Сближение с Богом возможно лишь под условием выяснения дела Иова. И он, желая сближения, стремится к суду («мог подойти к престолу Его») с тем, Который до сих пор не найден им, скрывается от него (Иов 13.24).

Иов.23:4. Я изложил бы пред Ним дело мое и уста мои наполнил бы оправданиями;

Иов.23:5. узнал бы слова, какими Он ответит мне, и понял бы, что Он скажет мне.

Со своей стороны Иов сделал бы на суде все способствующее прекращению вражды. Признаваемый Богом за грешника и потому за врага (Иов 7:20, 13:23–24), он постарался бы рассеять подобный взгляд приведением доказательств в пользу своей невинности: «уста... наполнил бы оправданиями» («токахот»), – доказательства правды одного и неправды другого (Пс 37.15). Он изложил бы их в противовес тем возражениям со стороны Бога, которые до сих пор остаются для него неизвестными (ст. 5; ср. Иов 10.2).

Иов.23:6. Неужели Он в полном могуществе стал бы состязаться со мною? О, нет! Пусть Он только обратил бы внимание на меня.

Иов.23:7. Тогда праведник мог бы состязаться с Ним, – и я навсегда получил бы свободу от Судии моего.

Сомнения в возможности примирения с Богом. Конечно, те оправдания, которые намерен привести Иов на суде с Богом, утратят свою силу и значение, если Он выступит в роли гневного, грозного судьи (Иов 9.20, 30–31, 13.18–21; ср. Иов 9.33–35). Но подобное предположение устраняется уверенностью, что Господь благосклонно выслушает страдальца. И если Бог, гневный, произвольный Судья, обвинит и праведника (Иов 9.20, 30–31), то при предполагаемом условии невинность праведника будет принята во внимание, и он, праведник (Иов 9.35, 12.4) перестанет считаться Богом за врага, «получил бы свободу» (ср. Иов 7.12, 19, 13.27).

Иов.23:8. Но вот, я иду вперед – и нет Его, назад – и не нахожу Его;

Иов.23:9. делает ли Он что на левой стороне, я не вижу; скрывается ли на правой, не усматриваю.

Против сближения Иова с Богом сам Бог. Он не допускает его на тот суд с Собою, который дал бы почву для примирения. Ищущий Господа страдалец (ст. 3) нигде Его не находит.

Иов.23:10. Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, – выйду, как золото.

Иов.23:11. Нога моя твердо держится стези Его; пути Его я хранил и не уклонялся.

Иов.23:12. От заповеди уст Его не отступал; глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила.

Бог скрывается от Иова с тою целью, чтобы не дать ему возможности оправдаться (проявление вражды), так как знает, что с суда он выйдет столь же чистым, как золото из горнила (ст. 10; ср. Притч 17.3; Зах 13.9). Неизбежность последнего объясняется тем, что Иов в течение всей своей жизни был тверд в благочестии. Он не уклонялся от пути, указанного Богом (ст. 11; ср. Пс 16.5; Пс 124.5; Ис 30.11), предпочитал божественную волю своим личным желаниям («правила», евр. «хукки» – противоположные божественным законам законы греховной природы ср. Рим 7.23).

Иов.23:13. Но Он тверд; и кто отклонит Его? Он делает, чего хочет душа Его.

Иов.23:14. Так, Он выполнит положенное мне, и подобного этому много у Него.

Несмотря на невинность Иова, решение Господа не допускать его до оправдания неизменно («Он тверд»), и никто не в состоянии заставить Его поступить иначе (ср. Иов 9.12, 11.10). В силу этого Он до конца выполнит свое определение об Иове подвергнуть его страданиям и уничижению («положенное мне»; ср. Иов 10.13–14). И удивляться этому нечего, подобным же образом Господь поступает и с многими другими («подобного этому много у Него»; ср. Иов 9.23).

Иов.23:15. Поэтому я трепещу пред лицем Его; размышляю – и страшусь Его.

Иов.23:16. Бог расслабил сердце мое, и Вседержитель устрашил меня.

Размышление о подобных необъяснимых для человека отношениях Бога волнует и страшит Иова, сопровождается полным упадком душевной деятельности: «расслабить сердце».

Иов.23:17. Зачем я не уничтожен прежде этой тьмы, и Он не сокрыл мрака от лица моего!

Буквальный перевод данного стиха с еврейского такой, «ибо я погибаю не от присутствия тьмы, ни от мрака, который закрывает лице мое». Иов гибнет не от страданий, которые не обещают ему ничего отрадного в будущем, но от странного поведения Господа.


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с. / Книга Иова. 40-188 с.

Комментарии для сайта Cackle