митрополит Макарий (Булгаков)

Православно-догматическое Богословие. Том 2

Раздел 16 Раздел 17 Раздел 18

III. О СУЩЕСТВЕ И СУЩЕСТВЕННЫХ СВОЙСТВАХ ЦЕРКВИ

§ 177. Понятие о существе Церкви и исчисление еe существенных свойств

Как следствие из всего, доселе изложенного учения о Церкви, еe происхождения, пространстве и цели, еe составе и внутреннем устройстве вытекают полное понятие о самом существе Церкви и учение о еe существенных свойствах.

Понятие о всецелом существе Церкви можно выразить так: Церковь есть общество православно верующих и крестившихся в И. Христа (§ 168), Им самим основанное непосредственно и посредством св. апостолов (§ 167), Им же самим оживляемое и ведомое к животу вечному (§§ 176. 169) видимо – посредством духовных пастырей: чрез учение, священнодействия и управление (§§ 172. 169), а вместе невидимо – посредством вседействующей благодати всесвятого Духа (§ 176).

Существенные свойства Церкви исчислены в никео-цареградском Символе, где она называется: единою, святою, соборною и апостольскою.

§ 178. Церковь – единая

I. Церковь едина:

1) По своему началу и основанию. Господь Иисус желал создать только одну церковь (Матф. 16, 18), и, изображая ее в притчах, говорил только об одном стаде, об одном овчем дворе (Иоан. 10, 16), об одной виноградной лозе (15, 1–7), об одном царстве небесном на земле (Матф. 13, 24. 47). И сам же, по учению апостольскому, соделался единственнымоснованием Церкви (1 Кор. 3, 11) и краеугольным кемнем (Еф. 2, 20).

2) По своему устройству, внешнему и внутреннему. Внешнему, вследствие которого верующие разделены на пастырей и пасомых. Первые обязаны преподавать одно и тоже Божественное учение, совершать одни и те же Божественные таинства, держаться в управлении одних и тех же Божественных законов; последние обязаны принимать учение от своих пастырей, пользоваться от них освящением, покоряться их духовному управлению: отсюда неизбежно должно проистекать и между пастырями и между всеми пасомыми единство веры, упования и любви (Еф. 4, 3. 4). Внутреннему, по которому Господь Иисус, проникая и животворя единою и тою же благодатию всех до единого верующих в Него, соединяет их в самом Себе, как истинной Главе Церкви (Еф. 5, 23), – так что верующие, при этой двойственной связи, действительно, суть едино тело и един дух (Еф. 4, 4). Но если, по слабости и злоупотреблению некоторых членов Церкви, мы не видим на опыте такого совершенного единства ее, которому бы надлежало происходить из самого еe устройства, – то все еще она остается единою –

3) По своей цели. Цель эту выразил Христос Спаситель в молитве к Отцу небесному: да вси едино будут: якоже ты, Отче, во мне, и аз в тебе, да и тии в нас едино будут… Аз в них, и ты во мне, да будут совершени в едино (Иоан. 17, 21. 23). И соответственно тому, даровал Церкви пастырей и учителей в созидание тела Христова, дондеже достигнем вси в соединение веры (Еф. 4, 12. 13). К сей-то цели, к сему-то всецелому единению верующих и между собою и с Господом Иисусом Церковь и ведет всех своих членов.

II. Св. Отцы и учители Церкви единогласно учили о единстве Церкви, как ее существенном свойстве. Вот, например, изречения:

Св. Климента римского: «к чему у вас распри, негодования, несогласия, разделения и брань? Не един ли у нас Бог и един Христос, и един Дух благодати, излиянный на нас, и едино звание во Христе? Для чего мы раздираем и расторгаем члены Христовы, восстаем против собственного тела, и до такого доходим безумия, что даже забываем, что мы друг другу члены»641?

Св. Иринея: «хотя Церковь рассеяна по всей вселенной до конец земли, но от апостолов и учеников их прияла веру во единого Бога, Отца вседержителя…, и во единого Иисуса Христа, Сына Божия, воплотившегося ради нашего спасения, и в Духа Святого, чрез пророков провозвестившего домостроительство спасения… Прияв такую проповедь и такую веру, Церковь, как мы сказали, хотя и рассеяна по всему мiру, тщательно сохраняет ее, как бы обитая в одном доме; одинаково верует сему, как бы имея одну душу и одно сердце, и согласно проповедует о сам, учит и передает, как бы имея единые уста. Хотя в мiре бесчисленные наречия; но сила предания одна и та же. Не иначе веруют и не иначе проповедуют церкви, основанные в Германии, в Иверии, между Кельтами, не иначе – основанные на востоке, в Египте, Ливии и в самой средине мiра (т. е. иерусалимская и другие, находящиеся в Палестине, по тогдашнему мнению Христиан). Но как солнце, это творение Божие, в целом мiре одно и тоже: так одна и та же проповедь истины сияет везде и просвещает всех людей, желающих приити в познание истины»642.

Тертуллиана: «всякого рода вещь должна быть оцениваема по своему началу. Итак столько и такое множество церквей воставляют одну первую Церковь, основанную апостолами, от которой все. Все они первые и все апостольские, когда все показывают одно и то же единство, и когда есть между ними общение мира и наименование братства, и взаимное гостеприимство»643.

Климента александрийского: «истинная Церковь, подлинно древняя, есть одна… Ибо как один Бог и один Господь: то и истинное достоинство выражается единством во образ единого Начала. Итак единая Церковь, которую ереси усиливаются рассечь на многие, уподобляется (единством) природе Единого. Мы называем древнюю кафолическую Церковь единою по еe существу, по понятию о ней, по еe началу и превосходству»644.

Св. Киприана: «епископство одно, и каждый из священнослужителей может сделаться его участником. Церковь также одна, хотя члены еe с распространением веры сделались очень многочисленны: подобно тому, как лучей солнца хотя и много, но светило одно; ветвей на дереве много, а дерево одно, утвержденное на корне; или, хотя из одного источника течет много потоков, и образуется обильный разлив воды, но в начале сохраняется единство. Отними луч солнца от его начала, отнятый не может существовать сам собою; отломи ветвь от дерева, отломленная не может уже расти; пресеки ручей, текущий из источника, пресеченный иссохнет. Равным образом Церковь, сияющая светом Господним, хотя по всему земному кругу распространяет лучи свои; но однакож светило, разливающее всюду свет свой, одно, и единство тела чрез то не нарушается. Обремененные плодами ветви свои она распростирает по всей земле, потоки еe текут на далекое пространство; при всем том, постоянно пребывает один источник, одно начало, одна мать, обильная преспеянием духовного плодотворения»645·

Так же учили: Игнатий Богоносец646, Иустин647, Евсевий648, Иларий649, Епифаний650, Иероним651, Августин652, Феодорит653.

ИII. Несправедливо думают разделить единую Церковь Христову на две половины, на церковь видимую и невидимую, когда церковь сия, по самому существу своему, и видима и невидима, есть тело и дух (Простр. христ. катих. о чл. IX). Видима: ибо – а) состоит из видимых членов – людей, и заключает в себе не только праведников, которые для нас неведомы, но и грешников; б) имеет видимую иерархию с ее видимым устройством; в) осязаемо для внешних чувств проповедует и исповедует веру Христову, совершает священнодействия и руководствует верующих к благочестию и спасению. Невидима: ибо – а) имеет невидимую Главу – самого Господа Иисуса; б) невидимо оживляется, и освящает всех благодатию Святого Духа; в) имеет в своих недрах св. Божиих человеков, которых видит и знает один Господь, яко сущия своя (2 Тим. 2, 19). Такое несправедливое разделение неразделимой Церкви Христовой измыслено неправомыслящими654 для собственного успокоения, будто бы довольно принадлежать к церкви невидимой, т. е. к числу святых или избранных Божиих, чтобы получить спасение, хотя бы мы и не принадлежали к церкви видимой. Но принадлежать к первой тому, кто не принадлежит к последней, невозможно: ибо только в сей последней можно возродиться и освятиться в таинстве крещения; можно получить божественные силы, яже к животу и благочестию, в таинстве миропомазания; можно действительно соединиться со Христом в таинстве евхаристии. Только здесь – в видимой церкви сохраняется и проповедуется истинное учение Христово законно-рукоположенными пастырями и, следовательно, только здесь возможна правая вера (снес. § 170).

§ 179. Церковь – святая

Церковь свята:

1) По своему началу и основанию: ктому несте странни и пришелцы, писал к Ефесеям св. Апостол, но сожителе святым и приснии Богу, наздани бывше на oсновании апостол и пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу: о немже всяко создание составляемо растет в церковь святую о Господе (Еф. 2, 19–21).

2) По своему назначению. Явившись на земле, чтобы основать Церковь, Иисус Христос себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе: да представит ю себе славну церковь, не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна (Еф. 5, 25–27); или, как говорится в другом месте: дал есть себе за ны, да избавит ны от всякаго беззакония, и очистит себе люди избранны, ревнители добрым делом (Тит. 3, 14), да представит нас святых и непорочных и неповинных пред собою (Кол. 1, 22).

3) По своему устройству. Глава еe есть всесвятый Господь Иисус (Евр. 7, 26); в ней выну пребывает всесвятый Дух со всеми, освящающими нас, благодатными дарами (Рим. 8, 14–17); она имеет освященную от Господа иерархию – пастырей и учителей, которые прияли от Него силу к совершению святых (Еф. 4, 12); преподает святое и святящее людей Слово Божие (Иоан. 17, 17–19); совершает святые и освящающие нас таинства (Еф. 5, 26 и пр.); руководствует нас к святости и благочестию своим управлением (Гал. 1,6–9; 1 Кор. 11,20–22); состоит из членов, омытых банею водною и освященных (1 Кор. 6, 11; Евр. 10, 10; Деян. 20, 32), из которых, притом, одни и по жизни святы и служат постоянным храмом Св. Духа (1 Кор. 6, 19), а другие, хотя подвержены грехопадениям и провождают жизнь порочную, но кроме того, что призваны и обязаны быть святыми (Рим. 1, 7; 1 Петр. 1, 15. 16), непрестанно еще призываются к тому пастырями, и действительно обретают для себя освящение в таинстве покаяния и затем в таинстве евхаристии.

Из древних учителей, которые также единодушно признавали это свойство Церкви655, приведем изречения некоторых: Св. Ермы: «мощною силою своею (Бог) создал свою святую Церковь, которую и благословил656. Из ничего создал все существующее и умножил ради святой своей Церкви»657.

Св. Кирилла иерусалимского: «поелику название Церкви употребляется в различных случаях, как например, о народе, бывшем на зрелище ефесском, написано: и сия рек, распусти собравшийся народ (церковь) (Деян. 19, 40), и так как по праву и по истине можно назвать церковию лукавнующих сборища еретиков, т. е. маркионитов, манихеев и других: то символ Веры в предосторожность теперь научает тебя так: и во едину, святую, соборную Церковь, дабы ты оных скверных сборищ убегал, а пребывал бы в святой, вселенской Церкви, в которой ты и возродился… Не спрашивай просто, где Церковь? но – где вселенская Церковь? Ибо сие собственно имя сей святой и всеобщей нашей матери Церкви, которая есть невеста Господа нашего Иисуса Христа, единородного Сына Божия»658 Св. Кирилла александрийского: «святым градом (пророк) называет Церковь: ибо она освятилась не служением по закону, – ничто же бо соверши закон (Евр. 7, 19), но соделавшись сообразною Христу и причастницею божественного естества чрез общение Св. Духа, которым и запечатлены мы в день избавления (Еф. 4, 30), омывшись от всякой скверны и освободившись от всякой нечистоты»659.

Соответственно этому свойству Церкви древние пастыри называли ее: раем660, Божиим домом661, Божиею дщерию662, досточтимым телом663, невестою Христовою664, Христовым венцом665, святою Божественною оградою666, полнотою благодати667 и подобн.

§ 180. Церковь – соборная

I. Соборною, кафолическою или вселенскою Церковь называется и есть:

1) По пространству. Она предназначена обнимать собою всех людей, где бы они ни обитали на земле. Ветхозаветная Церковь ограничивалась одним народом иудейским, и богослужение еe было привязано к одному месту (Пс. 75, 2. 3; 147, 8. 9): Христос-Спаситель, разорив средостение ограды, разделявшей Иудеев и язычников, примиривши обоих во едином теле Богови крестом своим (Еф. 2, 14. 16), повелел св. апостолам проповедывать свое евангелие всей твари (Марк. 16, 15), научить спасительной вере вся языки (Матф. 28, 19), и распространить ее даже до последних земли (Деян. 1, 8). След., для названия Церкви вселенскою в этом отношении не требуется необходимо, чтобы она действительно обнимала весь мiр и всех людей до единого. Она могла распространиться только постепенно, и вот уже распространяется в продолжении 18 веков все более и более; могла также и может иногда, по случаю ересей и притеснений от врагов, сокращаться в своих пределах; но, при всем том, всегда была и будет Церковию вселенскою, по своему предназначению668. Посему-токафолическою называли Церковь еще во времена апостолов и вообще в три первые века, хотя тогда она не была столь обширною, какою явилась в IV, V и в последующие столетия, когда св. Отцы, именуя ее кафолическою, указывали уже на еe повсеместность. Так кафолическою называется она: а) у св. Игнатия Богоносца: «где Христос Иисус, тем и кафолическая Церковь»669; б) в окружном послании смирнской церкви о мученичестве св. Поликарпа: Церковь Божия в Смирне церкви Божией в Филадельфии и всем повсеместным обителям святые и кафолические Церкви: Бог Отец и Господь наш И. Христос да умножит вам милость, мир и любовь"…, или: «он (Поликарп), терпением победив беззаконного начальника, а таким образом восприяв венец нетления, веселится ныне с апостолами и всеми праведниками, славит Бога и Отца, и благословляет Господа нашего, вождя душ и телес наших и пастыря вселенской, кафолической Церкви»670; в) в древней литургии, помещенной в апостольских постановлениях: «о святой кафолической и апостольской Церкви помолимся»671; г) у св. Иринея: «Церковь, по всей вселенной до пределов земли рассеянная, приняла от апостолов и учеников их сию веру»672; д) у св. Кирилла иерусалимского: «Церковь соборною называется потому, что находится по всей вселенной от концев земли до концев ея»673; е) у блаж. Феодорита: «Церковь одна по всей земле и на море, – почему мы и говорим в молитве: о святой и единой, кафолической и апостольской Церкви, сущей от пределов и до пределов вселенной»674; ж) ублаж. Августина: «по-гречески называется Церковь кафолическою, потому что она распростирается по всему мiру»675.

2) По времени. Церковь предназначена приводить к вере во Христа всех людей и существовать до скончания века. Это следует из того, что Господь, посылая апостолов и их преемников проповедывать евангелие всей твари, обещался пребыть с ними для сего до скончания века (Матф. 28, 20), обещался также ниспослать им Духа Святого, который будет с ними во век (Иоан. 14, 16); и еще из слов св. Павла, что таинство евхаристии имеет совершаться в Церкви, дондеже Господь паки приидет на землю (1 Кор. 11, 26). В сам смысле Церковь обыкновенно называется неоскудеваемою, на основании слов Спасителя:созижду церковь мою, и врата адовы не одолеют ей (Матф. 16, 18), – свойство, которое всегда приписывали ей и древние христианские учители. Например: а) св. Иоанн Златоуст: «не оставляй Церкви, ибо ничего нет могущественнее Церкви…; она никогда не состаревается и всегда процветает, – почему Писание, показывая твердость и непоколебимость ее, называет ее горою»676; б) св. Амвросий: «царство Церкви пребудет во веки, потому что нераздельна вера, одно тело»677; в) блаж. Августин: «Церковь пребудет на сей земле не на краткое время, но до конца века…; Церковь не будет побеждена, не искоренится, не уступит никаким искушениям, доколе не настанет конец мiра»678.

3) По своему устройству. Учение Церкви может быть принято всеми людьми, образованными и необразованными, где бы и когда бы они ни обитали, – не будучи связано, подобно религиям языческим и даже самой иудейской, ни с каким гражданским устройством (Иоан. 18, 36) и следовательно ни с каким определенным местом и временем. Богослужение Церкви также может быть совершаемо, по предсказанию Господа, не в Иерусалиме только, но повсюду (Иоан. 4, 21), и быть внятным и назидательным для всех. Иерархическая в ней власть отнюдь не усвоена, как было в церкви иудейской, одному определенному колену определенного народа, а может сообщаться от одного города, или лучше, от одной частной церкви другой, от одних иерархов другим, из рода в род до скончания века. Спасительная благодать Святого Духа, сообщаемая Церковию людям, сильна освящать и спасать всех самых закоренелых грешников. Изображая это, св. Кирилл иерусалимский говорит: «Церковь соборною называется потому, что находится по всей вселенной от концов земли до концов ее, что повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди, учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных, что весь род человеческий приводит к истинной вере, начальников и подчиненных, ученых и простых людей, и что повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, душою и телом содеваемых, имеет в себе всякий вид совершенства, являющегося в делах, словах и во всяких духовных дарованиях»679.

II. Церковь вселенская, обнимающая собою всех истинных Христиан, и видимо вверенная вообще епископам, делится обыкновенно на церкви частные, заключающие в себе верующих той или другой страны, и подчиненных власти нескольких епископов или одного. В сам-то смысле говорится: церковь греческая, русская, валашская и проч., или частнее: церковь константинопольская, александрийская, антиохийская и иерусалимская, находящаяся под властию того или другого патриарха с зависящими от него епископами; или еще частнее: Церковь киевская, московская, с. – петербургская и под., управляемая одним архипастырем. Можно делить церковь частную даже по приходам, вверенным одному или нескольким священникам, приявшим законную власть над ними от своего епископа.

III. Особенное преимущество Церкви кафолической или вселенской состоит в том, что она в делах веры «никак не может погрешать, ни обманывать, ни обманываться; но, подобно божественному Писанию, непогрешительна и имеет всегдашнюю важность» (Посл. восточн. патриарх. о прав. вере чл. 2. 12), – преимущество, о котором довольно уже было сказано нами в своем месте680.

§ 181. Церковь – апостольская

Церковь есть апостольская:

1. По своему началу. Апостолы первые прияли власть распространять христианскую веру, и, проповедуя ее повсюду (Марк. 16, 20), основали много частных церквей: иерусалимскую (Деян. 2, 22; 4, 4), антиохийскую (- 28, 16), коринфскую (- 18, 1), ефесскую (- 19, 1), римскую (- 28, 16), константинопольскую, александрийскую и другие, которые соделались потом матерями для всех последующих частных церквей, и доныне существующих. Посему-то, по выражению Слова Божия, хотякраеугольный камень Церкви есть сам Господь; но она наздана и на основании апостол (Еф. 2, 21), и стена сего таинственного града Божия имеет оснований дванадесят, на коих начертаны имена дванадесяти апостолов агнчих (Апок. 21, 14).

2) По своему устройству. Иерархия Церкви ведет свое начало от самих апостолов чрез непрерывное преемство епископов, истинных преемников апостольских; учение свое она заимствует из писаний и преданий апостольских, сохраняемых ею во всей целости и неприкосновенности; совершает богослужение, последуя во всем этим же самым писаниям и преданиям апостольским; правит верующими, по правилам св. апостолов и другим их преданиям, в ней сохраняющимся. Это преемство иерархов истинной Церкви от самих апостолов, а вслед затем, сохранение в ней истинного учения веры, истинных священнодействий и управления, с особенною силою любили раскрывать древние учители христианские против еретиков своего времени, как несомненный признак истины. Например:

Св. Ириней: «кто хочет знать истину, тот во всякой церкви может усмотреть апостольское предание, возвещенное во всем мiре; и мы можем наименовать тех, коих апостолы поставили церквам епископами, и преемников их даже до нас, кои ничему такому не учили, и ничего такого не знали, что вымышляют еретики»681. «Все противники церковного учения явились несравненно позже тех епископов, которым апостолы вверили церкви; и потому они, будучи слепы в рассуждении истины, принуждены скитаться по различным путям; а след. и семена учения их рассеиваются без всякого согласия и порядка. Напротив, предстоятели Церкви, обходя всю вселенную, твердо блюдут предание апостольское и показывают нам, что все имеют одну и ту же веру, все исповедуют одного и того же Отца и признают одну и ту же цель воплощения Сына Божия, одни и те же дарования духовные, руководствуются одними и теми же правилами, и одним и там же законом в управлении и чиноположениях церковных, ожидают одного и того же пришествия Господня и чают спасения всего человека, т. е. спасения его души и тела. И таким образом учение Церкви истинно и постоянно, потому что в ней для целого мiра показан один путь ко спасению»682.

Тертуллиан: «у нас и у них (апостольских церквей) одна и та же вера, один и тот же Бог, тот же Христос, та же надежда, то же таинство омовения, словом, мы одна Церковь»683. «Пусть покажут (еретики) начала своих церквей, и объявят ряд своих епископов, который бы продолжался с таким преемством, чтобы первый их епископ имел своим виновником или предшественником кого-либо из апостолов, или мужей апостольских, долго обращавшихся с апостолами. Ибо церкви апостольские ведут свои списки (епископов) именно так: смирнская, например, представляет Поликарпа, поставленного Иоанном, римская – Климента, рукоположенного Петром, равно и прочие церкви указывают тех мужей, которых, как возведенных на епископство от самих апостолов, имели они у себя отраслями апостольского семени»684.

Блаж. Августин: «Церковь от времен самих апостолов чрез известнейшие преемства епископов, продолжающиеся даже до наших дней и имеющие продолжаться на все последующие времена, сохраняет и приносит Богу жертву хвалы в таинстве тела Христова»685.

Блаж. Иероним: «в той Церкви должно пребывать, которая, будучи основана апостолами, существует даже до сего дня»686.

§ 182. Нравственное приложение догмата

1. Господь Иисус основал Церковь свою для того, чтобы она возрождала людей и воспитывала их к животу вечному. Итак, наше отношение к ней должно быть отношением детей к своей матери: мы обязаны любить Христову Церковь, как свою духовную мать; обязаны повиноваться ей во всем, как своей духовной матери. В частности, Господь Иисус:

2. Поручил Церкви сохранять и преподавать людям свое небесное учение: наш долг принимать из уст Богопоставленной наставницы это спасительное учение и разуметь его точно так, как разумеет она, постоянно наставляемая от Духа Святого.

3. Поручил Церкви совершать для освящения людей таинства и вообще священнодействия: наш долг с благоговением пользоваться совершаемыми ею спасительными таинствеми и всеми другими священнодействиями.

4. Поручил Церкви руководить и утверждать людей в благочестивой жизни: наш долг беспрекословно покоряться внушениям такой руководительницы и свято исполнять все церковные заповеди (Правосл. испов. ч. 1, отв. на вопр. 87–95).

5. Сам учредил в Церкви иерархию или священноначалие, положил различие между пасомыми и пастырями и указал каждому определенное место и служение: долг всех членов Церкви, пастырей и пасомых, быть именно тем, к чему кто призван, и твердо памятовать, что мы имеем дарования по благодати данней нам различна (Рим. 12, 6), и что единому комуждо нас дадеся благодать по мере дарования Христова (Еф, 4, 7).

6. Церковь Христова, к которой мы принадлежим, есть едина: будем же заботиться о том, чтобы блюсти нам единение духа в союзе мира, и представлять собою, действительно, едино тело, един дух (Еф. 4, 3. 4).

7. Церковь Христова есть святая: да послужит это для нас постоянным побуждением предохранять себя от всякой скверны греховной и утверждать сердца наша непорочна во святыни, (1 Сол. 3, 13), чтобы быть нам живыми членами святого тела. которого глава сам Святейший святых, Христос.

8. Церковь Христова есть соборная или кафолическая, предназначенная обнимать весь мiр, просветить и освятить все языки: сообразно с этим свойством нашей духовной матери, научимся обнимать всех людей своею христианскою любовию и быть готовыми – служить всем, благотворить ближним и дальним.

9. Церковь Христова есть апостольская: да стоим же твердо в вере, надежде и любви христианской, под руководством такой наставницы, наздани бывше на основании апостол и пророк, сущу краеуголну самому Иисусу Христу (Еф. 2, 20).

* * *

641

Epist. ad Corinth. 1, n. 46, в Χр. Чт. 1824, ХIV, 284.

642

Adv. haeres. 1, c. 10, § 1.

643

De praescr. haeret, сар. XX.

644

Strom. VII, 17; cfr. Paedag. 1, 6.

645

De unit. Ecclesiae, в Xp. Чт. 1837, 1, стр 26; сн. стр. 55.

646

Ἐν ένι σώματι τής εκκλησίας αΰτου. Epist. ad Smyrn. n, 1; cfr. Epist. ad Ephes. n. 4; ad Philipp. n. 3.

647

Dialog. cum Trypli. n. 42. 63. 116.

649

Quia unam ecclesia corpus est, non quadam corporum confusione permixtum, neque singulis in indiscretum aceruum et informem cumulum adunatis, sed per fidei unitatem, per charitatis societatem, per operum voluntatisque concordiam, per sacramenti unum in omnibus donum – unum omnes sumus (in Ps. CXXI, n. 5; cfr. de Trinit. VII, 4; VIII, 7. 13).

650

Εκκλησία εστιν από μιας πίστεως γεγεννημένητεχθεΐσά τε διά πνεύματος αγίου, μία τη μόνη και μια τη γεγενηκυία. Fid. cathol. Expos. n. 6; cfr. Haeres. XXXI, n. 31.

651

Ad Ageruch. dc monog. Epist. XCI, ed. Mart.

652

In Ps. XXVI, Ennar. II, n. 23; in Ps. XLIV, Enarr. n. 24.

653

Μία ή τού σωτηρος εκκλησία, εις σώμα γάρ εν τελουσιν οι πιστεύσαντες. In Ps. XCVI, 8.

654

Мнения этого держатся многие из реформатов. Calvin. Inst. IV, I, n. 2. 7. 8; Conf. Helv. 1, c. 17; Belg. art. XXVII.

655

Theophil. ad Autol. 11, 14; Origen. in Lev. homil. IV, n. 2; IX, n. 5; Euseb. in Jes. LXII, 5; Ephr. in 2 Reg. VI, 16; Epiphan. haeres. LIX, n. 4; Augustin. de s. virginit. c. 2; de baptism. contr. Donat. V, 17, n. 33.

656

Past. lib. 1, vis. I, n. 3.

657

Vis. I, n. 1.

658

Оглас. поуч. XVIII, n. 26, стр. 427 в русск. перев.

659

In Jes. LII, 1.

660

Iren. contr. haer. V, 25, n. 2; Cyprian. Epist. LXXXIII, August. de baptism. contr. Donat. IV, 1.

661

Basii in Ps. ХХIII, n. 3.

662

Chrysost. in Ps XLIV, n. 11; Basil. in Ps. XLIV, n. 10.

663

Basil. homil. in Ps. CXXXI, n. 5.

664

Clem. Strom. III, 12; Cyrill. Cathech. XVIII, n. 26; Theod. in Ephes. V, 28.

665

Greg. Nysa, in Cantic. homil. VII.

666

Basil. in Ps. XVIII, n. 1; Cyrill. Alex, in Os. n. XLIII; Theodoret. in Eph. IV, 30.

667

Theodoret. in Colos. 1, 19.

668

Вообще, касательно названия церкви кафолическою должно заметить, что, по самому древнему употреблению сего слова между Христианами и даже по указам греческих императоров, католиками назывались и могли называться только Христиане православные, в отличие от еретиков, потому-то и частные церкви – православные называлвсь кафолическими, и епископы сих церквей именовали себя кафолическими. А еретики и раскольники не имели права называть себя католиками, как бы многочисленны и повсеместны они не были. См. Thesaur. Eccles. Suicerï καθολικός 11, 13, 1. 2. 6.

669

Οπου άν ή Χριστός Ίησούς, εκεί ή καθολική εκκλησία. Epist. ad Smyrn. n. 8.

670

Ab init, efc n. 19, в Xp. Чт. 1821, I, 125 139.

671

Censt. apost. VIII.

672

Adv. haeres. 1, 10, n. 1; cfr. IV, 19, n. 1.

673

Оглас. поуч. XVIII, n. 23, стр. 424.

675

Epist. LII, n. 1; cfr. in Ps. XLVII Enarr. n. 7.

676

Homil. de captiv. Eutrop. n. 6; cfr. in Ephes. homil. VII, n. 2; in Hebr. homil. XXI, n. 3.

677

In Luc. VII, n. 91.

678

In Ps. LX, n. 6; cfr. in Ps. LXXVII, n. 42.

679

Оглас. поуч. ХVIII, п. 23, стр. 424–425.

680

См. «Введение в правосл. Богословие» A. М. §§ 135–140.

681

Adv. haeres. III, 3, и Хр. Чт. 1838, II, 4. И еще: agnitio vera est ароstolorum doctrina et antiquus ecclesiae status in universo mundo et character corporis Christi secundum successiones episcoporum, quibus illi eam, quae in unoquoque loco est, ecclesiam tradiderunt (Adv. haer. IV, 83, n. 8).

682

Хр. Чт. 1838, 1, 142–143.

683

De coron. milit. c. II.

684

De praescript. haeret, c. 32.

685

Contr. adversar. Leg. et Proph. 1, n. 39.

686

Dialog. adv. Lucifer.; cfr. Clem. Strom. VII, 17; Hilar. de Trinit. VII, 7; Ambros. de poenit. VII, n. 33, Chrysost. in Ps. XLIV, n. 13.


Раздел 16 Раздел 17 Раздел 18