Азбука верыПравославная библиотекамитрополит Макарий (Булгаков)Православно-догматическое Богословие. Том 2


митрополит Макарий (Булгаков)

Православно-догматическое Богословие. Том 2

Раздел 1

Православно-догматическое Богословие. Том 1

«Наздани на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу» (Еф. 2, 20).
«Да увеси, како подобает в дому Божии жити яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15).
«Возлюбленнии, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть» (1 Иоан. 4, 1).

Содержание

О БОГЕ-СПАСИТЕЛЕ И ОСОБЕННОМ ОТНОШЕНИИ ЕГО К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ РОДУ § 122. Связь с предыдущим, важность предмета, учение о нем Церкви и разделение учения ОТДЕЛ I. О БОГЕ-СПАСИТЕЛЕ § 123. Состав отдела ГЛАВА I. О БОГЕ, КАК СПАСИТЕЛЕ НАШЕМ ВООБЩЕ § 124. Необходимость Божественной помощи для восстановления человека при возможности к тому со стороны человека § 125. Средство, избранное Богом для восстановления или искупления человека и значение этого средства § 126. Участие всех Лиц пресвятой Троицы в деле искупления, и почему воплотился для сего именно Сын? § 127. Побуждение к делу искупления и цель пришествия на землю Сына Божия § 128. Вечное предопределение искупления, и почему не скоро пришел на землю Искупитель? §129. Приготовление Богом рода человеческого к принятию Искупителя и вера в Него во все времена § 130. Нравственное приложение догмата ГЛАВА II. О ГОСПОДЕ НАШЕМ ИИСУСЕ ХРИСТЕ В ОСОБЕННОСТИ § 131. Связь с предыдущим и состав учения ЧЛЕН I. О ЛИЦЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА, ИЛИ О ТАИНСТВЕ ВОПЛОЩЕНИЯ § 132. Важность и непостижимость догмата, краткая история его, учение о нам Церкви и состав учения I. О ДВУХ ЕСТЕСТВАХ ВО ИИСУСЕ ХРИСТЕ § 133. Господь Иисус имеет естество Божеское и есть именно Сын Божий §134. Господь Иисус имеет естество человеческое и есть именно Сын Девы Марии § 135. Господь Иисус родился по человечеству сверхъестественным образом, и Пресв. Матерь Его есть Приснодева § 136. Господь Иисус есть человек безгрешный II. O ЕДИНСТВЕ ИПОСТАСИ BO ИИСУСЕ ХРИСТЕ § 137. Действительность соединения во Христе двух естеств во единую ипостась § 138. Образ ипостасного соединения во Христе двух естеств § 139. Следствия ипостасного соединения двух естеств во Иисусе Христе: а) по отношению к Нему самому § 140. б) – По отношению к Пресв. Деве, Матери Господа Иисуса § 141. в) По отношению к пресв. Троице § 142. Нравственное приложение догмата о таинстве воплощения ЧЛЕН II. О СОВЕРШЕНИИ ГОСПОДОМ ИИСУСОМ ХРИСТОМ НАШЕГО СПАСЕНИЯ ИЛИ О ТАИНСТВЕ ИСКУПЛЕНИЯ § 143. Каким образом Господь Иисус совершил наше спасение? I. О ПРОРОЧЕСКОМ СЛУЖЕНИИ ИИСУСА ХРИСТА § 144. Понятие о пророческом служении Иисуса Христа и истина сего служения § 145. Как совершил Господь Иисус свое пророческое служение, и сущность Его проповеди § 146. Иисус Христос преподал закон новый, совершеннейший, взамен закона Моисеева § 147. Иисус Христос преподал закон для всех людей и на все времена § 148. Иисус Христос преподал закон единый спасительный, и следов. необходимый для достижения жизни вечной II. О ПЕРВОСВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕНИИ ИИСУСА ХРИСТА § 149. Связь с предыдущим, понятие о первосвященническом служении Иисуса Христа, истина сего служения и превосходство § 150. Как совершил Господь Иисус свое первосвященническое служение?… Состояние его истощания § 151 В особенности смерть Иисуса Христа, как искупительная за нас жертва § 152. Подробнейшее изображение в Слове Божием нашего искупления смертию Иисуса Христа § 153. Раскрытие самого способа нашего искупления смертию Иисуса Христа § 154. Обширность искупительных действий смерти Христовой § 155. Следствие крестных заслуг И. Христа по отношению к Нему самому: состояние Его прославления § 156. Отношение первосвященнического служения И. Христа к Его служению пророческому III. О ЦАРСКОМ СЛУЖЕНИИ ИИСУСА ХРИСТА § 157. Связь с предыдущим, понятие о царском служении Иисуса Христа и истина сего служения § 158. В каких действиях выразилось царское служение Иисуса Христа? Его чудеса § 159. Нисшествие И. Христа во ад и победа над адом § 160. Воскресение И. Христа и победа над смертию § 161. Вознесение И. Христа на небеса и отверстие для всех верующих в Него царства небесного § 162. Окончится ли царское служение И. Христа? § 163. Нравственное приложение догмата о таинстве искупления ОТДЕЛ II. О БОГЕ СПАСИТЕЛЕ В ЕГО ОСОБЕННОМ ОТНОШЕНИИ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ РОДУ § 164. Связь с предыдущим и предмет настоящего отдела ГЛAВA I. О БОГЕ, КАК ОСВЯТИТЕЛЕ § 165. Понятие об освящении, участие всех Лиц Пресв. Троицы в деле освящения и исчисление средств или условий к освящению ЧЛЕН I. О СВ. ЦЕРКВИ, КАК ОРУДИИ, чрез которое совершает ГОСПОДЬ НАШЕ ОСВЯЩЕНИЕ § 166. Разные смыслы слова: церковь; смысл, в каком будет излагаться здесь учение о ней, и точки зрения на предмет I. О ПРОИСХОЖДЕНИИ, ПРОСТРАНСТВЕ И ЦЕЛИ ЦЕРКВИ § 167. Основание Церкви Господом Иисусом Христом § 168. Пространство Церкви Христовой: кто принадлежит и кто не принадлежит к ней § 169. Цель Христовой Церкви и данные ей для цели средства § 170. Необходимость принадлежать к Церкви Христовой для достижения спасения II. О СОСТАВЕ И УСТРОЙСТВЕ ЦЕРКВИ § 171. Общий взгляд на это устройство § 172. Паства и Богоучрежденная иерархия с их взаимным отношением § 173. Три Богоучрежденные степени церковной иерархии и их различие между собою § 174. Отношение степеней церковной иерархии между собою и к пастве § 175. Средоточие церковной власти § 176. Глава Церкви – Господь Иисус III. О СУЩЕСТВЕ И СУЩЕСТВЕННЫХ СВОЙСТВАХ ЦЕРКВИ § 177. Понятие о существе Церкви и исчисление еe существенных свойств § 178. Церковь – единая § 179. Церковь – святая § 180. Церковь – соборная § 181. Церковь – апостольская § 182. Нравственное приложение догмата ЧЛЕН II. О БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ, КАК СИЛЕ, КОТОРОЮ ГОСПОДЬ ОСВЯЩАЕТ НАС § 183. Общее понятие о благодати Божией и еe виды; понятие о благодати, освящающей человека-грешника, и ее подразделения § 184. Краткий обзор ложных мнений о догмате, учение православной Церкви и состав этого учения I. О НЕОБХОДИМОСТИ БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ ДЛЯ ОСВЯЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА § 185. Части учения § 186. Необходимость благодати для освящения человека вообще § 187. Необходимость благодати для веры и для самого начала веры, или для самого обращения человека к Христианству § 188. Необходимость благодати для добродетели человека, по обращении его к Христианству § 189. Необходимость благодати для пребывания человека в вере и добродетели христианской до конца жизни II. О ВСЕОБЩНОСТИ БЛАГОДАТИ И ОТНОШЕНИИ ЕЕ К СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА § 190. Части учения § 191. Благодать Божия простирается на всех людей, а не на одних предопределенных к праведности и вечному блаженству § 192. Предопределение Божие одних к вечному блаженству, других к вечному осуждению, условно, и основывается на предведении того, воспользуются ли, или не воспользуются они благодатию § 193. Благодать Божия не стесняет свободы человека, не действует на нее непреодолимо § 194. Человек деятельно участвует в том, что совершает в нём и чрез него благодать Божия III. О СУЩЕСТВЕ И УСЛОВИЯХ САМОГО ОСВЯЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА БЛАГОДАТИЮ БОЖИЕЮ § 195. Части учения § 196. Освящение человека состоит в том, что он действительно очищается от грехов благодатию Божиею и соделывается праведным и святым § 197. Вера есть первое условие со стороны человека для его освящения и след. спасения § 198. Кроме веры, для освящения и спасения человека, требуются от него еще добрые дела § 199. Нравственное приложение догмата ЧЛЕН III. О ТАИНСТВАХ ЦЕРКВИ, КАК СРЕДСТВАХ, ЧРЕЗ КОТОРЫЕ СООБЩАЕТСЯ НАМ БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ § 200. Учение православной Церкви о таинствах, краткий обзор ложных мнений о догмате, и состав члена I. О ТАИНСТВЕ КРЕЩЕНИЯ § 201. Место таинства крещения в ряду прочих таинств, понятие о крещении и его разные названия § 202. Божественное установление таинства Крещения § 203. Видимая сторона таинства Крещения § 204. Невидимые действия таинства Крещения и его неповторяемость § 205. Необходимость крещения для всех; крещение младенцев; крещение кровию § 206. Кто может совершать Крещение и что требуется от крещаемых? II. О ТАИНСТВЕ MИРOПOMA3АНИЯ § 207. Связь с предыдущим, место таинства Миропомазания в ряду прочих, понятие об этом таинстве и его названия § 208. Божественное установление таинства Миропомазания, его отдельность от Крещения и самостоятельность § 209. Видимая сторона таинства Миропомазания § 210. Невидимые действия таинства Миропомазания и его неповторяемость § 211. Кому принадлежит право совершать таинство Миропомазания, над кем и когда оно должно быть совершаемо? III. О ТАИНСТВЕ ЕВХАРИСТИИ ИЛИ ПРИЧАЩЕНИЯ § 212. Связь с предыдущим, понятие о таинстве Евхаристии, его превосходство и разные названия § 213. Божественное обетование о таинстве Евхаристии и самое его установление § 214. Видимая сторона таинства Евхаристии § 215. Невидимое существо таинства Евхаристии: а) действительность присутствия И. Христа в сам таинстве § 216. б) Образ и следствия присутствия И. Христа в таинстве Евхаристии § 217. Кто может совершать таинство Евхаристии; кто – причащаться сему таинству и в чем должно состоять приготовление к нему? § 218. Необходимость причащения Евхаристии, и именно под обоими видами, и плоды таинства § 219. Евхаристия, как жертва: а) истинность или действительность сей жертвы § 220. б) Отношение сей жертвы к жертве крестной и свойства IV. О ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ § 221. Связь с предыдущим, понятие о таинстве покаяния и его разные названия § 222. Божественное установление и действительность таинства покаяния § 223. Кто может совершать таинство покаяния, и кто приступать к нему? § 224. Что требуется от приступающих к таинству покаяния? § 225. Видимая сторона таинства покаяния, невидимые его действия и их обширность § 226. Епитимии, их происхождение и употребление в Церкви § 227. Значение епитимий § 228. Несправедливость учения римской Церкви об индульгенциях V. О ТАИНСТВЕ ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ § 229. Связь с предыдущим, понятие о Елеосвящении и его названия § 230. Божественное установление таинства Елеосвящения и его действительность § 231. Кому и кем может быть преподаваемо таинство Елеосвящения? § 232. Видимая сторона таинства Елеосвящения и его невидимые, благодатные действия VI. О ТАИНСТВE БРАКА § 233. Связь с предыдущим; брак, как установление Божие, и его цель; понятие о браке, как таинстве, и его названия § 234. Божественное установление таинства брака и его действительность § 235. Видимая сторона таинства брака и невидимые действия § 236. Кто может совершать таинство брака, и что требуется от приступающих к этому таинству? § 237. Свойства христианского брака, освящаемого таинством VII. О ТАИНСТВЕ СВЯЩЕНСТВА § 238. Связь с предыдущим; священство, как особое Богоучрежденное служение в Церкви (иерархия) и его три степени; понятие о священстве, как таинстве § 239. Божественное установление и действительность таинства священства § 240. Видимая сторона таинства священства, его невидимые действия и неповторяемость § 241. Кто может совершать таинство священства, и что требуется от приступающих к нему VIII. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ О ТАИНСТВАХ § 242. Предметы этих замечаний § 243. О существе таинств § 244. О седмеричном числе таинств § 245. Об условиях для совершения и действенности таинств § 246. Нравственное приложение догмата о таинствах ГЛАВА II. О БОГЕ, КАК СУДИИ И МЗДОВОЗДАЯТЕЛЕ § 247. Связь с предыдущим, понятие о Боге, как Судии и Мздовоздаятеле, и состав церковного о сам учения ЧЛЕН I. О БОГЕ, КАК СУДИИ И МЗДОВОЗДАЯТЕЛЕ ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ПОРОЗНЬ § 248. Обстоятельство, предваряющее частный суд: смерть человека § 249. Действительность частного суда § 250. Изображение частного суда: учение о мытарствах II. О МЗДОВОЗДАЯНИИ ПОСЛЕ ЧАСТНОГО СУДА § 251. Учение православной Церкви и состав этого учения § 252. Мздовоздаяние праведникам: а) прославление их на небеси – в Церкви торжествующей § 253. б) Прославление праведников на земле – в Церкви воинствующей: аа) почитание Святых § 254 бб) Призывание Святых § 255. вв) Почитание св. мощей и других останков угодников Божиих § 256. гг) Почитание св. икон § 257. Мздовоздаяние грешникам: а) их наказание во аде § 258. б) Возможность для некоторых грешников получать облегчение и даже освобождение от наказаний адских, по молитвам Церкви § 259. в) Замечание о чистилище § 260. Нравственное приложение догмата о суде и мздовоздаянии частном ЧЛЕН II. О БОГЕ, КАК СУДИИ И МЗДОВОЗДАЯТЕЛЕ ДЛЯ ВСЕГО РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО § 261. Связь с предыдущим, день всеобщего суда, неизвестность этого дня и признаки его приближения, в особенности явление антихриста § 262. События, имеющие совершиться в день всеобщего суда, и их распорядок § 263. Предварительные обстоятельства всеобщего суда: а) пришествие Господа-Судии живых и мертвых § 264. б) Воскресение мертвых и изменение живых § 265. Самый суд всеобщий: его действительность, образ и свойства § 266. Сопутствующие обстоятельства всеобщего суда: а) кончина мира § 267. б) Кончина благодатного царства Христова и начало царства славы; замечание о хилиазме или тысящелетии Христовом II. О МЗДОВОЗДАЯНИИ ПОСЛЕ ВСЕОБЩЕГО СУДА § 268. Связь с предыдущим и свойства этого мздовоздаяния § 269. Мздовоздаяние грешникам: а) в чем будут состоять их муки? § 270. б) Степени адских мучений § 271. в) Вечность адских мучений § 272. Мздовоздаяние праведникам: а) в чем будет состоять их блаженство? § 273. б) Степени блаженства праведников § 274·в) Вечность блаженства праведников § 275. Нравственное приложение догмата о суде и мздовоздаянии всеобщем

Раздел 1