архиепископ Макарий (Миролюбов)

Записка об Архангельском кафедральном соборе

Содержание

Записка об Архангельском кафедральном соборе 3аписка об онежском крестном монастыре  

 

Записка об Архангельском кафедральном соборе

Собор в городе Архангельске существует уже около 290 лет; ибо первая церковь была устроена 1588 году, по благословенной грамоте Иова Митрополита Московского.

Первоначальная церковь была деревянная во имя Преображения Господня, с колокольнею также деревянною, устроенною на столбах. Церковь стояла на месте, занимаемом ныне переднею к реке стеною Коммерческого Банка, а колокольня на передней к Двине половине бывшего корпуса Народных уездных училищ.

В 1614 году при сей церкви был устроен придел во имя Святителя Николая Чудотворца. Этот придел был памятником исторического события; потому что устроен стрельцами и другими прихожанами в благодарность за прогнание Польских и Литовских людей, приходивших в том же году к Холмогорскому острогу.

Сколько времени существовала эта церковь, определительно сказать нельзя, потому что время пожара, которым истреблена она, неизвестно, но как вновь выстроенная на место её церковь освящена по грамоте Никона, митрополита Новгородского, то принимая во внимание время пребывания его на сей митрополии, можно с вероятностью заключить, что она существовала не много более 60-ти лет, т. е. до 1650 года.

Но выстроенная на месте её новая церковь существовала еще менее, потому что менее, нежели чрез 15-ть лет, также сгорела.

Посему в 1664 году, между патриаршеством, по грамоте Питирима, митрополита Сарского и Подонского, приступили к третьему устроению; при сем случае сооружены уже были два храма:

1-й холодный во имя Преображения Господня с приделами Рождества Богородицы и Святителя Николая на прежнем погоревшем месте; 2-й теплый во имя Богоявления Господня на погорелом же колоколенном месте, а колокольня отнесена далее к востоку, что занимает вторая половина бывшего Народного училищного корпуса. Но и эти нововыстроенные храмы чрез 18-ть лет, именно в 1681 году на 20-е число октября, сгорели.

На место их опять вскоре устроены новые храмы: 1-й во имя Богоявления Господня в 1682 году по грамоте Корнилия, митрополита Новгородского, а 2-й по благословению преосвященного Афанасия, во имя Преображения Господня, освящен 1692 26-го августа в 11-е лето пребывания его в Холмогорах.

Таковые, почти непрерывные пожары заставили наконец помыслить о каменном устроении храмов, и Рафаил преосвященный, архиепископ Холмогорский и Важеский, вместо бывших церквей, также сгоревших 1708 года февраля 28 со всею утварью от находившихся близ них льняных амбаров, того же 1708 г. заложил каменную двухэтажную церковь, и притом на безопаснейшем месте, – внутри назначенного еще в 1644 году города, обведенного вокруг каналом на значительном возвышении. Чрез 7-мь лет нижняя теплая церковь окончена совершенно и в 1715 году сентября 27 дня освящена во имя Богоявления Господня преосвященным Варнавою, и в ней с южной стороны в алтаре устроен придел во имя Казанской Богоматери. Верхний же собор каменным строением окончен 1743 года, и по написании святых икон Устюжским мещанином Василием Холмогоровым, искуснейшим того времени иконописцем, освящен во славу Святыя Живоначальные Троицы 1765 года сентября 18 дня преосвященным Иоасафом, епископом Архангельским и Холмогорским. И как внизу, так и здесь в алтаре, с южной стороны устроен придел во имя Преображения Господня.

Но и сей каменный двухэтажный храм 1793 года июля 26 числа в 8-мь часов пo полудни, от учинившегося во время всенощного бдения пожара от дома мещанина Черепанова, вместе с городом и другими церквами, весь как внутри, так и снаружи, со всею утварью, кроме шести местных икон, обгорел так, что и самого имущества соборного соблюдена весьма малая часть.

Преосвященный Вениамин, епископ Архангельский, скорбя о сем несчастном приключении, возымел, по долгу своему, бдительное старание о возобновлении собора, и положив твердое упование на промысл Божий, никого в несчастиях не оставляющий, по прошествии малого времени приступил к поправлению собора со всяким тщанием; и во-первых, своды и главы покрыл на время деревянною крышею, внутренность нижнего этажа отштукатурил, также и внешнюю сторону всего храма, сделал иконостас, как в большой, так и в предельной церквах. Иконы же, поелику оных от пожара сохранилось только шесть местных, заимствованы были из других церквей градских, и таким образом, по приготовлении всего нужного, прежде придельный храм во имя Святителя Николая Чудотворца тоже же 1793 года декабря 11-го, а потом настоящий во имя Богоявления Господня декабря 18-го числа им же преосвященным Вениамином освящены.

Приведя таким образом в возможный порядок нижний этаж собора, преосвященный Вениамин предпринял и верхний собор привести в подобающее положение. Для этого делал неоднократные воззвания как к обществу Архангельскому, так и к иногородним купцам, торгующим при порте Архангельском; и по собрании значительной суммы, в начале 1794 года покрыл новым железом в течении того же года главы и своды всего собора, порядил устроить иконостас за 800 руб., что в течении одного года сделано, с поставкой на место без выкрашения.

К возвышению благолепия храма, преосвященный в том же 1794 году, вызвав из С. Петербурга живописцев: губернского секретаря Семена Стефанова Новоселова и академика 14-го класса Стефана Семенова Курляндцева, сделал с ними договор украсить верхний храм стенною внутри иконною живописью за 10,000 рублей, а также и в иконостас главного храма написать иконы Праотцов, Пророков и Апостолов за 3000 руб., каковое писание ими окончено чрез два с половиною года под бдительным надзором самого преосвященного Вениамина. Впрочем, сколь ни тщательно поспешал преосвященный Вениамин окончить и приготовить храм сей к освящению, однако же сего исполнить не мог; 1798 года октября 26 дня, по Высочайшему повелению, он переведен в Нижегородскую епархию. Преемник Вениамина преосвященный Аполлос, бывший Орловский и Севский, по прибытии своем на Архангельскую епархию 1799 года января 4 числа, возымел бдительное попечение об отправлении священно служения в верхнем соборе; на сей предмет приказал все нужное приготовить к освящению сего храма, и того же 1799 года июня 5 дня храм сей был освящен без выкрашения иконостаса, при многочисленном собрании народа.

Сей преосвященный, по слабости своего здоровья и по кратковременном на епархии пребывании, ничего более к благолепию храма учинить не мог и 1801 года мая 14-го скончался; a пo тому все оное недоконченное осталось его преемнику, преосвященному Евлампию.

Преосвященный Евлампий, епископ Архангельский, по прибытии своем на епархию 1801 года декабря 14 дня, рассмотрев многие недостатки верхнего храма, первым предметом почел недоконченное исправить и привести в лучшее благолепие и украшение. Но как при соборе тогда не имелось никакой суммы, и приступить к выполнению намерения своего было невозможно, то по собрании к себе в дом как почетных архангельских, так и иногородних торгующих при порте купцов, предложил им подписку на пожертвование к благолепию храма Господня, от чего и собралось суммы весьма значительное количество, коею он, распоряжаясь в 1802 г., подрядил вологодского мещанина Ивана Васильева Дружинина весь оный иконостас вызолотить червонным золотом на полимент со всеми его, Дружинина, материалами, – средину оного переделал на новый вид, по данному рисунку и украсить пристойною резьбою по местам, – за 20,000 руб., со всеми ныне существующими украшениями, каковое благоукрашение тем Дружининым в два года и окончено, под бдительным его Преосвященства надзором со всяким тщанием.

Таким образом окончательно украшенный верхний Живоначальныя Троицы храм 1805 года мая 28 дня, при многочисленном собрании, освящен в славу Всемогущего Бога, и в вечное воспоминание усердствовавших на сие благолепие1.

1817 года Вятские, Слободские и Орловские торгующие при порте купцы, имея особенное благоговение к Святителю Николаю Чудотворцу, с дозволения преосвященного Парфения, устроили своим иждивением в притворе верхнего собора с южной стороны придел во имя сего Святителя. Сей придельный храм, по учинении всего к нему благолепия, освящен 1818 года авг. 22 дня помянутым преосвященным Парфением.

В 1833 и 1834 годах Устюжский купец Илья Грибанов и Вологодский Василий Колесов, движимые христианским благочестием, устроили придельный храм во имя Преображения Господня в трапезе Троицкого собора на северной стороне, снабдив его потребною утварью в богатом виде. Придел сей освящен преосвященным епископом Георгием в 1834 году августа 26 дня.

Кафедральный собор, по наружному измерению, в длину с алтарем и трапезою 20 саж., в ширину 10 саж., кресты осмиконечные, вызолочены червонным золотом. На восточной внешней стороне над алтарем написаны в 1806 г. иконы Святые Троицы и Богоявления Господня; сии иконы, от долговременности и разных воздушных перемен обветшавшие, в 1822 г. при преосвященном Неофите поновлены за 380 рублей иждивением Собора.

По учреждении в 1682 году, при царе Феодоре Алексеевиче, епархии Архангельской, по ходатайству архиепископа Афанасия, пожалованы от патриарха Московского Иоакима на освящение всей епархии святые мощи.

Икона Божия Матери Иверской, под коею в нарочно устроенных местах, разных святых мощей находится 94 части, вокруг той иконы шесть сребропозлащенных ковчегов, устроенных на иждивение князя и воеводы Архангелогородского Кондратия Фомича Нарышкина. В них мощи разных святых, a именно:

1. Иоанна Златоустого, десной руки первый член большого пальца, по сторонам ковчега написано: «Часть мощей Иоанна Златоустого принес к царю Михаилу Феодоровичу всея России Николаевского третьеклассного монастыря архимандрит Парфений Гречанин в лето 7138 (1630) Иануария в 3-й день». В том же ковчеге часть вторая мощей неизвестно какого святого, a пo преданию, св. Владимира равноапостального.

2. Климента Анкирского ребро в двух частях; по сторонам ковчега написано: «Святого священномученика Климента Агкирского епископа, принес к Царю Михаилу Феодоровичу всея России митрополит Греческий Лаврентий 7142 (1634) года».

3. Часть мощей великомученика Феодора Стратилата; пo сторонам ковчега написано: «Сии мощи привезены к Царю Михаилу Феодоровичу всея России из Греческой земли 7138(1630) года, в том ковчеге положена часть мощей Авраамия Ростовского чудотворца 1765 года августа 30 дня».

4. Мученика Христофора часть мощей, а по сторонам ковчега написано: «Принесены от Грека к Царю Михаилу Феодоровичу в лето 7148» (1640).

5. Часть мощей мученика Трифона; пo сторонам ковчега написано: «Мощи святого мученика Трифона, принесены к Царю Михаилу Феодоровичу всея России из Царя – града в лето 7138» (1630).

6. Часть мощей Иакова Персянина, святые его руки перста нижний член, по сторонам ковчега написано: «Прислал цареградский патриарх Кирилл к царю Михаилу Феодоровичу всея России с архимандритом своим Амфилохием в лето 7138(1630) мая в 27 день».

От прежних деревянных соборных церквей имеются местные святые иконы с сребропозлащенными старинной формы окладами и венцами: 1-я Святыя Троицы, 2-я Софии Премудрости Божией, 3-я Преображения Господня, 4-я Рождества Богородицы, 5-я Николая Чудотворца, 6-я хоругвь с изображением на одной стороне Преображения Господня, а на другой Нерукотворенного образа, 7) плащаница, шитая золотом и сребром средним швом, с надписью по краям: лето 7103 (1595) г. приложил сию плащаницу князь Дмитрий Петровичь Пожарский в дом Архангела Михаила в вечное поминовение.

От бывшего в 1793 году пожара сохранены местные святые иконы:

1-я Господа Вседержителя с венцом жемчужным, 2-я Божия Матери, венец с цатою жемчужной, 3-я Святыя Троицы, на оную в 1802 году усердствовал от иждивения своего сребрянную, местами золоченую с венцами ризу, весом 56 Фунт. и 42 золотн. бывший Архангельский купец Павел Васильев Рудин, 4.-я Сошествия Святого Духа, 5-я Рождества Божия Матери и 6-я Успения Божия Матери, лучшего греческого художества, писаны в 1764, 1766 и 1768 годах знаменитым иконописцем, Устюжским мещанином Васильем Холмогоровым, который за свое искусство освобожден с потомством своим от подушных повинностей.

Государь Император Александр І-й, снисходя прошению Архангельского градского общества о перенесении в сей кафедральный собор находившийся Архангельской епархии в Пертоминском монастыре деревянного четвероконечного, мерою шестиаршин, креста, устроенного собственными руками Государя Петра І-го 1694 года, в воспоминание избавления его от ужасной морской бури во время плавания его в Соловецкий монастырь, Всемилостивейше на перенесение онаго благосоизволил; и оный крест 1805 года июня в 29 день, по привезении уже из Пертоминского монастыря в Кегостровский приход, военным губернатором, статскими чиновниками и членами градского общества перенесен в присутствии преосвященного епископа Евлампия, служившего св. литургию в жалованном Государем Петром Великим саккосе, и поставлен в верхней большой церкви на южной стороне; не в долгом после того времени от градского общества сделано нарочитое место на четырех столбах под балдахином на полимент вызолоченных, а на верху того балдахина устроен Российский герб и вензеловое Императора Александра Первого Высочайшее имя. По сторонам того креста при тумбах на пьедесталах поставлены по одному резному и на полимент вызолоченному ангелу, кои держат овальные щиты, устроенные в 1822 году, при преосвященном епископе Неофите; на правом из тех щитов следующая надпись:

«Петр Великий Самодержец Всероссийский, шествуя по Белому морю в 1694 году в Соловецкий монастырь, воспящен был морским треволнением, но улучив. благополучный вход в губу, Унскими рогами называемую:

Сей святой крест при Пертоминском монастыре, где вышел на берег июня 2 дня, и воспев в храме благодарственные Господу Богу Царю Царей, помазанников своих спасшему, своими соорудил руками, и на монаршеские возложив рамена, нес оный из монастыря до того самого места, на котором после бури вступил на берег со всею знаменитою свитою, где и поставил оный в славу Христа Спасителя, и в память грядущим родам, положив на подножии Креста сего надпись собственною рукою вырезанную:

DAT Сей

KRUVS MAKEN Крест поставил

KAPTEIN РІТЕR Капитан Петр

VAN A СНТ в лето от Христа

1694 1694

На левом щите:

Александр Первый

Самодержец Всероссийский

Прославляя великие дела

Сей

Святый Крест

сто и одиннадцать лет на бреге при Пертоменском монастыре стоявший, Всемилостивейше снисходя прошению Архангельского общества, благоизволил повелеть перенести во град Архангельск, который со священным благоговением с места своего поднятый и препровождаемый, и с торжественною почестию из Кегострова прихода усретенный в сем храме Пресвятыя Троицы поставлен 1805 года июня 29 дня во украшение и славу града и самим

Государем Императором

Александром Первым

при Высочайшем посещении града Архангельска и осматривании сего достолепным, поклонением почтен 1819 года июля 30 дня».

Архангельское мещанское сословие, в изъявление благодарности Государю Императору Александру I за увольнение от подушных повинностей на 20 лет, по ходатайству г-на генерал – губернатора Алексея Федотовича Клокачева и за пожалование по старанию Архангельского купца Андрея Очапова полупроцентных доходов от привозных и отвозных по портовой таможне товаров на общественные расходы, устроило 1815 года икону Святого Благоверного князя Александра Невского, мерою шесть четвертей, и на оную сребрянную под золотом ризу весом 14 фунтов 7 золотн., и принесло в дар Господу Богу. Икона сия поставлена в том же верхнем соборе на южной стороне против, заднего столба в нарочито сделанной от того же мещанского сословия киот под вызолоченным на полимент балдахином, и на оном вензеловое Государя Императора имя, а на верху Российский двуглавый на полимент же вызолоченный герб.

Как соборные старинные документы, так и консисторские прежних годов дела, которые тогда хранились при соборе в нынешней свечной палатке, по удобству находившейся в близости тогда консистории, сгорели, и дела особенно нужные выписываемы были из Вологодской консистории чрез нарочито отправленного тогда присутствующего в духовной консистории священника Михаила Шустова.

В 1846 году украшен нижний храм Богоявления Господня, сделаны при входе в него каменные пристройки к паперти с южной и северной сторон с колоннами по углам и с двумя в каждой пристройке полустеклянными по верху дверями; а в 1851 году для внутреннего благолепия расширены окна нижнего храма с полукруглыми верхами и заменены старые рамы новыми вместо 16-ти стекольных 6-ю стекольными, чем доставлены особенная красота и освещение собору.

В 1877 году устроен г. Рыниным вверху новый иконостас в честь Преображения Господня; а в 1878 году устроен г. Шингаревым внизу также новый иконостас в честь Введения во храм Пресвятыя Богородицы.

Всех престолов в соборе внизу три – Богоявления, Введения и святителя Николая, и вверху также три – Троицы, Преображения и опять святителя Николая.

Сообщил Д. Чл. Макарий Епископ Архангельский

3аписка об онежском крестном монастыре

Онежский Крестный второкласный монастырь находится в Онежском уезде (Арх. губ.), в 233 верстах от города Архангельска и в 15 верстах от города Онеги, в Онежском заливе, на каменном Кий – острове, занимающем пространства около З-х верст длины и до одной версты ширины. Он основан святейшим Никоном, патриархом Московским и всея России. Начало оного было следующее:

Патриарх Никон, будучи еще иеромонахом Анзерского Соловецкого скита, 1639 года отправился из оного морем в малой ладье, для усмотрения удобного места к препровождению монашеской жизни. Οт восставшей на море бури, ладья его была прибита к небольшому, почти сплошному из дикого камня и частию поросшему лесом, Кий – острову. В возблагодарение Богу и в память своего спасения, он водрузил на сем месте деревянный крест, который по преданию, существует и поныне и дал обет соорудить монастырь. Крест этот стоит ныне в часовне на берегу моря с предстоявшими по сторонам, (до пришествия в 1854 году англичан) писанными на холсте красками во весь рост: Божиею Материю, поврежденною ими в нескольких местах острым холодным оружием, которая после того перенесена и доныне стоит в теплом храме, и Иоанном Богословом, которого они увезли с собою.

По прошествии 13-ти лет после сего случая, Никон, будучи уже митрополитом Новгородским, в 1652 году был послан в Соловецкий монастырь, для перенесения св. мощей святителя Филиппа митрополита в Москву и, возвращаясь обратно с св. мощами угодника, он снова посетил Кий – остров и в память сего события поставлена и доныне существует часовня на другом конце острова к материку, с крестом же внутри оной, и возобновил свой обет.

Будучи уже патриархом, он испросил от царя следующую грамоту: «От царя и великого князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя России самодержца в Каргополь воеводе нашему Феодору Игнатьевичу Малыгину. Бил нам челом отец наш и Богомолец великий государь святейший Никон патриарх Московский и всея великия и малыя и белыя России, в прошлом де 147 году, как он великий государь святейший Никон патриарх ехал из Анзерского скита, и в те де поры от морского великого волнения едва не потоплен, но уповая на силу животворящего креста спасен пред Онежским устьем к пристанищу к Кию – острову и на воспоминание водрузил на том месте крест. И как де по нашему великого государя указу в 160 году посылан он по мощи Филиппа митрополита в Соловецкий монастырь и с мощами морем едучи, на том месте благоволил Бог ему пристать и тот честный крест, который он прежде на том месте водрузил, силою распятого на нем стоит в целости, а тот де остров пусть и никаких угодий нет и быть тут жилецким людям нельзя, потому что голый камень, и силою того де креста, который водрузил, мнози веру держаше к нему, от морского потопления спасаются, а как де с мощами чудотворца Филиппа стоял и обещался поставить церковь и монастырь соорудить, гречески ставрос, а русски крестный, во имя честнаго и животворящаго креста и св. священномученика и чудотворца Филиппа митрополита, и нам отца нашего и Богомольца, великого государя святейшего Никона патриарха Московского и всея великия и малыя России пожаловать, повелеть ему на том острове поставить церковь и монастырь соорудить и жити ту инокам вземши крест свой на рамо и последовати Христу. И мы великий государь отца нашего и Богомольца великого государя святейшего Никона патриарха пожаловали, велели ему по обещанию на том острове церковь поставить и монастырь соорудить, именуемый ставрос, и как к тебе сия наша грамота придет и кто с сею нашею грамотою государскою от отца нашего и богомольца великого государя святейшего Никона, патриарха Московского, в Каргополь для строения монастыря приедет, и ты бы ему на том острове, что пред Онежским устьем, церковь ставить и монастырь соорудить велел, и прочет сию нашу грамоту и списав с нее список слово в слово, оставил у себя в съезжей избе, а сию нашу грамоту отдал бы есми тому, кого отец наш и богомолец, великий государь святейший Никон, патриарх Московский и всея великия и малыя и белыя России с сею нашею грамотою в Каргополь пришлет. Писана на Москве лета 7164 (1656 г.) июня в 3 день». На подлинной грамоте, на обороте подписано: «Дьяк Дмитрий Шубин».

Для строения сего монастыря патриарх Никон 1657 года отправил на Кий – остров искусного монаха и с ним своего сына боярского, повелев им назвать тот монастырь Ставрос, т.е. Крест, или Крестный, и первоначально он строился на собственную сумму патриарха и в том же году много способствовал и сам царь Алексей Михайлович, именно: пожаловал из собственной казны 6000 рублей; пожаловал этому монастырю окрестных селений крестьян 4537 душ; на время строения всех вотчинных крестьян уволил от податей; в разных местах повелел отвесть рыбныя ловли, на одной из них в 15 верстах от монастыря и ныне производится для обители ловля рыбы; пожаловал многие села с землепашеством, скотоводством и соляными варницами, в том числе и село Устьенское, составляющее ныне город Онегу.

Сверх того патриарх Никон сему монастырю подчинил Кольский Печенгский монастырь, со всею Кольскою округою, а Корнилий митрополит Новгородский – Сырьинскую пустынь и Благовещенскую на Касьянове волочке. Таким образом монастырь, в самом начале своего основания, приобрел весьма важные способы к своему построению и существованию. В настоящее же время он имеет 240 десятин 2017 квадр. саженъ, а именно: усадебной 4 десят. 1360 кв. саж., пахотной 13 дес. 1297 кв. саж., сенокосной 21 дес. 1812 кв. саж., лесной 200 дес. и неудобной 2348 кв. саж. ІІахотная, частью и сенокосная, земля находится в дальнем расстоянии, от 100 до 130 верст, вследствие сего и отдастся в аренду по контрактам; вблизи же монастыря, по берегам моря, сенокосная земля, в 10 и 15 верстах, обрабатывается вольнонаемными людьми; на самом же острове даже подножного корма нет, а потому, хотя монастырь, по нынешним скудным средствам, содержит и малое количество рогатого скота и лошадей, но все таки приходится ежегодно прикупать сена. Огородная же земля находится при монастыре, обрабатывается частью своими послушниками, частью рабочими.

В тоже самое время, когда так много приложено было средств и стараний для построения монастыря, святейший Никон полагал ему другое незыблемое основание сооружением чудного и единственного в целом мире, по своему составу, креста Христова.

Он нарочито отправил своего иеромонаха в Палестину, устроил там животворящий крест из кипариса по точному размеру креста Христова и, по привезении из Палестины, обложил его в Москве по краям сребропозлащенным окладом и поместил в оный, на лицевой стороне в верхнем позолоченном ковчеге части крови Господней, самого древа креста Господня, ризы Господней, млека пресвятой Богородицы, крови Предтечи Иоанна, крови Апостола Павла. В нижнем таковом же ковчеге: часть же древа креста Господня, к которой и прикладываются богомольцы. В позлащенных звездах водружены части: камня гроба Господня, камня вертепа, где родился Христос, камня пещеры, где постился Господь, камня гроба пресвятой Богородицы, камня пещеры, где укрывался Предтеча от Ирода, камня пещеры, где молился Предтеча, камня, на котором Авраам угостил святую Троицу, части жезла Моисеева, коим пресек он Чермное море. Далее – части св. мощей: Иоанна Предтечи, апостолов: Павла, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Фомы; евангелистов: Магфея, Марка и Луки; Иакова брата Господня, Варнавы, Тимофея, Тита, Пророка Даниила, Лазаря друга Божия, архидиакона Стефана, св. Анны – матери пресвятой Богородицы и равноапостольного царя Константина. Части святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Спиридона Тримифунтского, Григория Нисского, Андрея Критского, Иоанна Милостивого, Епифания Кипрского, Нектория Цареградского, Григория Солунского, митрополитов московских: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа; Гурия Казанского, Иоанна Новгородского. Священно-мучеников: Игнатия Богоносца, Петра Александрийского, Климента, Ермолая, Афиногена, Елевферия, Василия, Антины; великомучеников: Геория Победоносца, Димитрия, Прокония, Меркурия, Пантелеимона, Никиты, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Иакова Перского, великомученицы Варвары, Марины; мучеников: Алексимы, Маманта, Трифона, Неофита, Дамиама, Евстратия, Авксентия, Калиника, Кирика, Христофора, Калистрата, Анастасия, Лукиана, Стефана нового, Косьмы, Кира; архидиаконов Евпла и Авива; мученицы Евфимии, Ирины, Анастасии, Евдокии, Феодосии девы. Части преподобных: Антония Великого, Евфимия Великого, Пимена Великого, Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина, Алексия человека Божия, Григория Декаполита, Феодора Сикеота, Георгия Хозевита, Михаила Малеина, Никиты исповедника, Косьмы Аравитского, Сергия Радонежского, Антония Римлянина, Саввы Сторожевского, Евфимия Суздальского, Иакова Боровицкого, Великого князя Владимира Новгородского, Великого князя Александра Невскаго, княза Романа Углицкого и многих других вложенных в обратной стороне креста без поименования, всех же св. мощей более 300 частиц.

Честный и чудный животворящий крест сей, во время пожаров, а равно при перевозке его, когда он был вывозим из обители, во время нашествия англичан в 1854 году, к сожалению, многое утерял, как из частей св. мощей, так и из прочих св. предметов, вследствие сего при составлении новых описей монастырскому имуществу и при поверке, утраченные части в сем кресте, указом Архангельской Духовной Консистории от 31 января 1876 года № 622, из описи исключены.

На подножии сего креста имеется надпись: «При державе благоверного и христолюбивого государя и обладателя, Великого Государя, Царя и Великого князя Алексия Михаиловича, всея великия и малыя и белыя России самодержца и иных государств, и при благоверной государыне Царице и Великой княгини Марии Ильичне и при сыне их благоверном Государе Цесаревиче и Великом князе Алексие Алексиевиче, сотворен сей великий крест Божиею милостию Никоном, архиепископом царствующего великого града Москвы и всея великия и малыя и белыя России патриархом, от честного древа кипариса и украшен сребром и златом в хвалу и поклонение христианам. Христе Боже! Помилуй и спаси душу мою силою честного и животворящего креста и святых ради молитв, их же мощи водружены в кресте сем. От воплощения Слова Божия 1656 и от создания мира 7164 года августа в 1-й день». – Длиною он 14 арш. 13 вершк., поперечное древо 2 арш. 13 вершк., шириною 5 веркш. и подножие 1 арш. По сторонам креста писанное изображение св. царей Константина и Елены, царя Алексия Михайловича и царицы Марии Ильичны и преклоненного самого святейшего патриарха Никона. В грамоте святейшего написано: «Аще кто с верою восхощет к тому животворящему кресту на поклонение прийти, не менее тому силою того животворящего креста благодать дается якоже путешествующим во святая Палестинская места, в них же святое свое смотрение Христос Бог наш исполни». Поставлен он был на месте храмового образа, где стоит и доныне, окруженный светлокрасным мраморным киотом с аркою на полукруглой, темносинего мрамора площадке, устроенной впоследствии тщанием бывшего Игнатия архиепископа Олонецкого, а потом Донского, и более на его иждивение, за 5000 рублей. Отправлен же был крест сей из Москвы в монастырь в 1657 году самим патриархом по соборном отправлении всенощного бдения, литургии и молебствия ему, с крестным ходом чрез Москву за 15 верст до места, называемого Филиппов крест, и по повелению царя, чрез всю дорогу сопровождаем был ротою драгун в полном вооружении, с командующими офицерами и ротою пушкарей, с заряженными пушками и другими военными орудиями. Процессия сия была встречена окружным духовенством в Устьенском селе (ныне гор. Онега) и отпето благодарственное молебствие при громе всех орудий, сопровождавших крест. Из числа этих орудий: семь пушек, барабан, сотня бердышей, ядра и значительный запас пороха, были оставлены на Кий – острове для защиты монастыря; в настоящее же время от всего этого остались только семь пушек, ныне стоящие около соборного храма, малая часть ядер и несколько ржавых, стволов от ружей, хранящихся в архивной палатке.

Потом сам святейший патриарх Никон, с соизволения царя, в 1660 году изволил прибыть в Крестный монастырь и, пробыв здесь почти целый год, дальнейшее строение онаго производил под личным своим надзором. При нем окончены: 1) Соборная церковь во имя Воздвижения животворящего креста Господня, каменная с приделами на хорах во имя Архангела Михаила и Филиппа митрополита; в настоящее же время существует только один придел – Архангелу Михаилу. Посреди сего храма и поныне висит Никоновское медное, литое, большое паникадило, остальные же меньшего размера и Висевшие в этом же храме размещены ныне по другим церквам. Престол в алтаре из гранитного огромного камня на подобие гроба Господня. Церковь сия освящена самим патриархом в 1661 году 2 сентября и замечательна тем, что сооружена из гранитных огромных камней, и кирпич употреблен был только для связки оных. 2) Церковь каменная же, малая. Происхождения древ креста, над колодцем, ископанным молитвами и трудами самого патриарха в гранитной скале, который весьма обширен и глубок, из которого пользуются все здоровою водою, в том числе и иностранцы с приходящих кораблей, и который, вместе с означенною церковью, освящен того же 1661 года августа в 1-й день. К этой церкви пристроен им небольшой каменный корпус, в котором поднесена была святейшему патриарху присланным на житье в обитель диаконом Феодосием отрава, но, по словам самого патриарха, «Господь сохранил его от смертныя трутизны». 3) В том же году была выстроена и им же освящена 8 сентября кладбищенская, малая, деревянная церковь, стоящая и поныне отдельно в лесу, за оградою, во имя всех святых.

Все это существует поныне и хотя после пожаров много и изменено, а может быть и вовсе уничтожено, но все таки напоминает великого труженика – друга державного царя.

Впоследствии времени, разными архимандритами сего монастыря, построены и существуют по сие время следующие здания: 1) Каменная с колокольнею (на которой были первоначально боевые часы, но теперь нет) двух – этажная церковь, построенная в 1689 году. В нижнем этаже придел во имя Рождества Божией Матери с братскою трапезою, кухнею и кладовыми, а в верхнем два придела: Рождества Христова и святителя Филипа митрополита; в этом же этаже ризница и архивная палатка. К этой же церкви примыкает и усыпальница, сохраняющая в себе останки прежде бывших настоятелей обители. 2) Настоятельный деревянный с мезонином корпус, отделанный вновь в 1871 году. 3) Деревянный, двух – этажный, братский корпус, весьма древний, 4·) Деревянная же ограда с пятью башнями, построенная в 1871 году на месте древней, уничтоженной пожаром. Кроме сего за оградою помещены хозяйственные деревянные постройки, как – то: скотный двор, с помещением для приходящих, старая кузница и вновь построенная в 1874 году баня, с прилегающим к ней маленьким, но достаточно глубоким озерком.

Вот все, что можно сказать о Крестной обители. К достопримечательным же по важности и древности предметам и делам относятся: 1) Чудный крест, описанный выше. 2) До – никоновское, весьма древнее Евангелие. 3) Грамота Императрицы Елисаветы

Петровны 1746 года, писанная на пергаменте. На первом листе оной двуглавый черный орел на золотом щите, под золотою же короною, над орлом, вензель императрицы (I.E.), a пo сторонам орла шесть гербов губерний. Грамота сия в бумажном, покрытом цветным штофом, футляре, корешок коего перевязан золотым шнуром, на конце коего государственная печать, помещающаяся в круглой сребронозлащенной коробочке с двуглавым орлом на крышке оной и с двумя золотыми кистями, пропущенными чрез коробочку, в коей помещается самая печать, вылитая из розовой мастики. 4) Два колокола, один тут же, только перелить – дар патриарха 7165 г. 5) Резной кипарисный, среднего размера и весьма замечательной работы крест. 6) Ризы красного турецкого бархата, с крестами вокруг, пожалованные настоятелю в 1657 году царем Алексием Михайловичем, оплечья коих были низаны жемчугом и обложены драгоценными камнями, которых, а равно и жемчугу, ныне нет, и таковой же стихарь. 7) Ризы парчевые и орарь, пожалованные царевною Татьяною Михайловною того же года, коих не имеется. 8) Двух рипид тоже нет. 9) Шесть больших серебрянных, чеканных для местных икон лампад. 10) Напрестольный, серебрянный крест с надписью: «7164 г. великий государь Никон патриарх дал в монастырь Ставрос». 11) Среброзлащенный потир с надписью: «165 г. дал патриарх Никон в Ставрос». 12) Сребропозлащенный дискос с надписью: «166 г. великий государь патриарх Никон дал в свое строение в монастырь Ставрос, еже есть Крест». 13) Серебрянный, внутри позолоченный, 13% фунтов весу сосуд для освящения воды с надписью: «лета 1665 мая в 5 день, в царствование царя Алексия Михайловича, при патриархе великом господине Никоне града Москвы и помория и многих государств, сделал сию чашу в его государство в патриаршее строение в Ставрос, что на море на Кий – острове Боярин Василий Иванович Стрешнев по душе своей и помин». 14) Чаша медная, литая, вес 1 пуд с надписью: «лета 7171 повелением святейшего патриарха Никона, при икономе Исаии». 15) Две чаши серебряныя с рукоятками для теплоты, дар святейшего Никона 7165 г. 16) Сребропозлащенный ковшик с надписью: «Дал патриарх Никон 7165 г., а кто украдет, да будет проклят». 17) Сребропозлащенная стопа с надписью: «165 г. дал Никон в монастыр Ставрос». 18) Две кружки сребропозлащенные: 165 г. дал Никон патриарх. 19) Две ветхие, древние Никоновские митры, одна деревянная, точеная и золоченая, а другая черного бархата, с шитыми шелком образками, низанными вокруг мелким жемчугом, который почти весь уже осыпался. 20) Деревянные, простой работы патриарха Никона посох и точеный подсвечник, предносившийся пред ним во время его служения, a равно и во время парадных его шествий. И наконец, в усыпальнице хранится более сажени в длину камень, на котором первоначально был водружен чудный крест, в настоящее же время на нем стоит деревянный гроб с ликом угодника св. праведного Иоанна Яренгского чудотворца, в которам он почивал, достался же обители после переложения его мощей.

Из книг писанных на пергамейте и писанных в печатных на бумаге, замечательны: Житие святейшего Патриарха Никона, с вопросами и ответами, относящимся до его низложения; Правила его и слова разных св. отцов; История о честном кресте, описание креста на Елеоне; Описание чудес, бывших от чудного креста Христова, и многие другие, в числе коих много книг с пометкой рукою патриарха, и наконец в 79 занумерованных связках – свитки и 45 ставленных грамот епископских и архиепископских, с уцелевшими на некоторых печатями.

Положение Крестного монастыря некогда было видное и монашесвующих имелось в нем до 70 человек, под управлением архимандритов; в настоящее же время, по бедности его, вследствие его местоположения. оскудения благотворителей и весьма ограниченных доходов получаемых, кроме суммы отпускаемой из казначейства, от отдаваемых в аренду земель и небольшого дохода с приходящих кораблей за пресную воду, число братства весьма малочисленное, которым полагается общая трапеза.

Больниц, богадельни и училища при монастыре нет, божественная служба, по уставу монастырскому, исполняется каждодневно.

При Крестном монастыре, как удобном и безопасном месте для пристанища всякого рода судов, положено было в 1756 году на рогу (мысе) основание купеческой лесной биржи, которая существует и поныне, с таможнею при оной, приносящая, как выше сказано, небольшой доход монастырю, а в г. Онеге имеется свой монастырский деревянный дом, или подворье.

* * *

1

Таковое благолепие видится к удивлению всех, не только Российских, но и иностранных онаго храма посетителей, особенно же в Бозе почившего Благочестивейшего Монарха Александра I, удостоившего здешний край посещением своим 1819 г. Июля в 30 день и нарекшего: «Храм заслуживает внимания по своему благолепию»; а при обозрении царских врат изволившего сказать: «Я всю Россию дважды объехал, но таких царских врат нигде не видал».


Источник: Записка об Архангельском кафедральном соборе; Записка об Онежском крестном монастыре. - [Москва, 1880]. - 18 с.

Комментарии для сайта Cackle