преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 11

Пишете вы об А. А., что она не может нести живущих с ней сестер без всякой причины, о чём и сама она ко мне пишет; сколько могу иметь понятия о её болезни, или паче о бедственном душевном устроении: она впала в сильнейшую прелесть, которой действия на ней происходят. Она, войдя в обитель, думала, молитвами и другими подвигами, что благоугождает Богу, чем и обольстилась. А о смирении, терпении, и самоукорении нимало не имела попечения. Выпишу вам из учения молдавского старца Василия, который был старцу Паисию старец; пиша о делающих добродетели с добрым разумом и предложением, кои не познавали, аще кую добродетель проходят, говорит: «неции же подобострастнии и нерассуднии, и не точию не имущие в себе, ни поне едино чувство, паче «же реши дарование от предреченных, но ниже познавающе когда таковая: поревноваша пост и труды святых не добрым разумом и предложением, вменяюще сия, яко добродетель проходят. Приседяй же диавол, яко пес к молитве повергает во чрево их семя радостного мнения; от него же заченшися, воспитуется внутреннийй фарисей; якоже день от дне устробляющеся, предаёт таковых совершенной гордине; еяже ради попускается от Бога области сатаной». Самое сие и она пострадала; подобных примеров довольно есть. Недавно одна девица, еще мирская, лет 19-ти, принялась за подвиги: молилась, постилась и прочее, и года в два до того расстроилась, что родители не знают, что и делать с нею; тоска, грусть, скука, плачет, кричит, делать ничего не может от расслабления нервов, и понести какое слово еще менее; как что не по ней, так и сделается беда. Родители думают, что испорчена; а мы полагаем напротив; некому, да и не за что её портить. Вот какие последствия самочинных и самомнительных подвигов: я ей пишу причину её расстройства: не по разуму начато ею безмолвие, и привожу о семь отеческие учения; также представляю, что к пути ко спасению нужно обращение с людьми, и от них терпение. Для исцеления её не нужно ей удаление, – но познание своей немощи и смирение; когда она будет себя укорять, а не других, то силен Господь и исцелить её. Ибо причина прелести есть гордость, а исцеление оной – смирение. Вот как опасен путь, ведущий в живот вечный; кто без смирения по нему идет, уклоняется или па десно, или на шуе, а среднего пути не удерживает; однако ж хотя дурно и непохвально слабое, т. е. греховное, жительство, но согрешающий, вразумлён быв и пришед в чувство, скорее может смирением и покаянием исправить себя, нежели тот, кто ослеплён своею святостью; о сем пишет св. Симеон Новый Богослов. Да утешит вас Господь, и дарует видеть мир и спокойствие в обители вашей. Многогрешный И. М. 31 января 1842 года.



Источник: Издание козельской введенской оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет указанное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор архимандрит Фотий.

Вам может быть интересно:

1. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

2. Отечественная история церковная и гражданская протоиерей Фёдор Титов

3. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

4. Мои дневники. Выпуск 5 архиепископ Никон (Рождественский)

5. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

6. Войдите в радость Господа: праздники церковного года епископ Серафим (Шарапов)

7. Сборник 17-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

8. Современное русское сектантство: (очерки, статьи и исследования) Дмитрий Иванович Скворцов

9. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

10. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

Комментарии для сайта Cackle