архиепископ Никон (Рождественский)

250. И на земли мир...

Лк. 2:14

Праздник Рождества Христова поистине есть праздник мира, ибо пришел на землю давно обетованный Примиритель неба и земли, и Ангелы небесные воспели дивную песнь мира при Его рождении: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

Протекло с того времени девятнадцать веков. Каждый год в Церкви Божией звучит эта ангельская песнь и сладостно отзывается в наших сердцах, но – отовсюду угнетаемые скорбями люди невольно вопрошают: где же этот превожделенный мир, когда в наши дни весь мир объят бранью, когда нет, кажется, уголка на земле, где не билось бы тревожно человеческое сердце в ожидании вестей с полей брани, когда и на суше, и на морях люди безжалостно истребляют друг друга, льются потоки крови и неутешных слез? Ангелы Божии, вестники небесные, вразумите нас земнородных, в юдоли плачевной, среди громов и молний всемирной войны бедствующих!

Возлюбленные братия! Непреложны обетовании Божии, святая истина – благовестие Ангелов Божиих. Родившийся в вертепе Вифлеемском и почивавший во яслях Спас миру Христос воистину принес мир на землю и благоволение Отца Небесного к человекам; но кто же виноват, если люди не хотят воспринять сей мир в свои сердца, провести его в жизнь, в свои земные отношения, и обрести в нем свое счастье и блаженство?

Слышите, что глаголет благовествованный Ангелами Спаситель мира – Христос Господь: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, не якоже мир дает, Аз даю вам (Ин. 14:27). Это – не тот мир, при котором люди могут лицемерить и обманывать друг друга; не тот мир, о коем говорят, что он лучше доброй брани; но мир – всяк ум превосходящий, мир, сопровождаемый тихою радостью, наполняющий сердце любовью даже к личным врагам, мир, коего никто и ничто отнять у человека не может, это – мир совести, мир с Богом, с самим собою пред лицом Божиим, – такой мир, при коем православный воин, исполняя долг, спокойно идет на смерть, на битву с врагом мира, оставаясь мирным и к нему в своей душе. При таком душевном мире победитель, обезоружив врага, тотчас же и забывает, что он ему враг, и готов оказать ему помощь, как своему ближнему.

Вот какой мир принес на землю воплотившийся Сын Божий, вот какой мир воспевали Ангелы Божии при Его рождении в небесах, отверстых над тихими полями в окрестностях Вифлеема.

Но как стяжать такой ненарушимый, превожделенный мир? Как достигнуть того, чтобы он неотступно пребывал в нашем сердце?

Божественный Примиритель неба и земли Сам указует путь к сему. Он Сам зовет людей к этому счастью. Приидите ко Мне вси труждающиися, глаголет Он, приидите вси обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11:28, 29). Итак, смирение – вот единственно верный путь к стяжанию того мира, который вносит в душу истинное счастье и внутренний покой. На это указывает и самое слово – “смирение», то есть с миром пребывание, в мире совести успокоение. Смиренный ничем не смущается, говорят святые отцы, если бы даже небо обрушилось над ним, ибо он знает, что без воли Божией ничего не бывает, а воля Божия несомненно есть всеблагая и всесовершенная. Смиренный и не падает, ибо – куда он упадет, когда сознает себя лежащим как бы под всею тварью, то есть считает себя хуже всякой твари? Смиренный не может возгордиться, ибо ничего доброго, что бы он ни делал, никогда себе не приписывает – он помнит слово Господне: без Мене не можете творити ничесоже. Зато смиренным и подается преизобильно Божия благодать, как говорит Священное Писание. Зато и призирает на смиренного выну око Божие воззрением благости: на кого воззрю, глаголет Господь, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих? (Ис. 66:2). И почивает в сердце смиренного Сам Бог Своею благодатью по обетованию: приидем к нему и обитель у него сотворим (Ии. 14:23). И сия благодать руководит его мыслями, его желаниями и деяниями. И бывает таковый орудием Божия промышления о людях, и творит чрез него Господь волю Свою на земле, в Церкви Своей, ибо видит в нем чадо, Себе послушное. Нужно ли говорить, что в сердце сего чада Божия всегда пребывает мир Божий, всяк ум превосходящий? Он носит сей мир в себе, как бы некую тихо горящую лампаду, и согревает им всякого, кто соприкасается с ним, если только сей соприкасающийся не заражен безнадежно гордынею, которая бежит от смирения, как дух тьмы – от лучей благодати Христовой. А как стяжать смирение?

Отвечаю: по учению святых отцов, смирение рождается от послушания заповедям Христовым, по руководству Церкви – нашей благодатной матери – и – от подражания Христу Спасителю в несении креста, Богом на каждого из нас возложенного. Таково свойство заповедей Божиих – животворить веру нашу, смирять сердце наше, возгревать в нас любовь к Богу и ближнему. Оттого и называются они животворящими. Потому и сказано: вера без дел мертва есть. Мертва, ибо сердце человека, который верует, но не творит дел веры, не живет по заповедям Христовым, чуждо животворящей благодати Божией, помогающей творить добрые дела. Таков закон духовной жизни по учению Православной Церкви, закон, неведомый тем, которые в горделивом настроении своем утверждают, что спасаются они верою, что добрые дела не нужны для спасения. Да, Богу не нужны наши добрые дела, – скажу больше: Богу не нужны и мы сами; но нам-то эти дела нужны, чтобы на деле проявить свою любовь ко Господу, который говорит: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите, – нам-то нужны, чтобы освятить наше сердце, все существо наше Его благодатью, которая преподается в таинствах Церкви и без которой невозможно никакое доброе дело. О, как мы, православные, – счастливы, что во всей полноте обладаем сим сокровищем, пребывая в лоне матери нашей Церкви Православной! Благо нам, если пользуемся им, горе нам, если не хотим пользоваться! А Господь, а Его святая Церковь всячески влекут нас к сему пользованию: вот и ныне святая Церковь ведет нас в Вифлеем, в священный вертеп, к яслям Христовым, чтобы наше сердце услышало как бы из уст Божественного Младенца все тот же Его таинственный призыв: приидите ко Мне, научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем! – Он – Бог превечный, ради нашего спасения стал человеком; Он – Владыка неба и земли, родился в вертепе; вместо колыбели – в яслях скотских возлежал, Царь славы – повит был убогими пеленами. Что же после этого вся наша слава земная, вся роскошь и богатство? Что – вся наша знатность рода, высокие саны, все то, чем привык гордиться человек?.. Приидите же, поклонимся Ему и припадем к яслям Его, в смирении сердца, в сознании своего ничтожества, в чувстве покаяния и всесовершенной, детской Ему преданности: и Он воззрит на нас кротким взором Своим, и от сего взора благостного снидет мир в сердца наши, и, среди всех обуревающих нас невзгод, среди громов бранных, наше сердце успокоится в крепком уповании, что Он, весь благость, весь любовь, не покинет нас. Он и внешний мир умирит, и брани утолит, и ниспошлет нашей Руси Православной мир и утешение и Свое пренебесное благословение.

Аминь.



Источник: Мои дневники / архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-. / Вып. 5. 1914 г. - 1914. - 195 с. - (Из "Троицкого Слова" : № 201-250).

Вам может быть интересно:

1. Мои дневники. Выпуск 3 архиепископ Никон (Рождественский)

2. Полное собрание сочинений. Том IV священномученик Иоанн Восторгов

3. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

4. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

5. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

6. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

7. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

8. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

9. Современное русское сектантство: (очерки, статьи и исследования) Дмитрий Иванович Скворцов

10. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи профессор Иван Степанович Якимов

Комментарии для сайта Cackle