Письмо 167
Ты спокойна и пользуешься миром. Благодарение Господу, что Он тебе даровал некоторое успокоение, но не надобно обольщаться этим; пока мы не победим страстей, то не можем иметь совершенного мира; а св. Исаак Сирин в 78 слове пишет: «егда обрящеши мир неизменен, тогда убойся» и далее объясняет причину сего.
Жажда твоя к чтению книг духовных похвальна, но только не надо ограничиваться одним чтением, а простираться и на делание; а делать надобно всё со смирением. От чтения же и та польза бывает, что, видя высоту жительства и познавая свою немощь, невольно должна смиряться и сим привлекать на себя благодать Божию и помощь в делах наших. Однако, не надобно высокомудрствовать, что ты читаешь. Вообще о семействе твоём сожалею; молись Богу и предоставляй святому Его и всепремудрому промыслу, яже о них. Выговором м-и и-и не должно оскорбляться, но считать оный для себя драгоценным, по слову св. Лествичника. Он считает счастливым того, который получает часто от настоятеля выговоры и обличения; «а когда он умолчит, то и я, говорит, не знаю, что сказать», и кто отвергает правильное или неправильное обличение, тот своего спасения отвергается. А это, что ты желаешь, чтобы на тебя нанесли какую-нибудь клевету к игуменье, то это есть дерзость, и, верно, уж не понесёшь. Презри это пустое желание и укори себя, а когда что придет, то старайся понести. Что без труда делается, то не надежно. Кто находится истинно в покорении и послушании отцу духовному, то, конечно, тому легко исполнять волю его, а свою отсекать; ибо от сего рождается смирение, сокрушающее все сети вражии, но у тебя оного не видно, а больше есть самонадеянность, и потому не мудрено, что враг поругается. Известно, что враги завидят покоряющимся и всеми мерами стараются от сего отвратить. Это ты можешь видеть у св. Фёдора Едесского, в 4-й части Добротолюбия, главы: 40, 41, 42, 43, 44 и 45; то мудрено ли тебе подвергнуться таковой брани, да еще не имеющей оружия – смирения; а что может это случиться, то прочти у св. Симеона Нового Богослова главы: 40, 41, 42, 43, 44 и 45. На последнее письмо твоё ответил, надо и на первое что-нибудь сказать: не надобно увлекаться тем, что ты пользуешься миром, как уже и выше о сем писал; изменения бывают во всяком человеке; прочти у Каллиста и Игнатия главу 43; и что в церкви ты чувствовала себя в радостном духе, – не думай, чтобы ты сама собой могла иметь оное чувство, но благодать Божия сие соделывала к ободрению и укреплению тебя. О если бы мы имели всегда мытарево чувство, сознавая свою греховность и ничтожество, то и всегда бы утешал Господь смиренных; но как мы далеко от сего, а ближе всего можем вознестися умом о обретении такого блага, то и лишаемся оного; но о сем не должно отчаиваться, а смиряться и считать недостойною сего; Бог знает, когда и сколько кого утешить; настоящее время – время борьбы и подвига, а утешения не должно искать: оно само приходить, когда Благодать усмотрит даровать оное; а ты больше зри свои грехи, кайся и смиряйся.
Разумение священного писания даётся по мере чистоты сердца нашего и смирения; эта глубина неудобозримая и бесконечная. Надобно бы и тебя послать к игумении, так как авва Дорофей послал Досифея, предварив его, чтобы он смирил его и дал заушение. Но я не имею такого достоинства и знаю, что ты сего не понесешь, то и скажу тебе, как разумею. Словами: избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя (Пс.118:134) мы просим, чтобы мы избавились от клеветы на других, а не то, чтобы нас не клеветали; на нас же клевету должно принимать с терпением и смирением; это служит к очищению сердца нашего от страстей и показывает нам наше устроение – имеем ли любовь к врагам, по заповеди Божией. Второе: слово крестное погибающими убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть (1Кор.1:18). Проповедь о кресте, чрез который смертию Христовою получаем мы спасение и оно-то есть сила Божия, спасающая нас, верующнх; а для неверующих пришествию Христову и страданию Его и чрез сие погибающим, слово или проповедь крестная кажется юродством. И. М. 6 июля 1855 года.