преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 21

Мы прочли ваше письмо с немалым удивлением; маловере, почто усумнился еси (Матф. 14, 31,)! Такт, говорил божественный Спаситель возлюбленному Своему ученику Петру, в то время, когда он утопал; теперь тоже потопление случилось с вами, и мы тем же гласом Спасителя взываем к вам: «маловере, неужели многократные опыты наших наставлений от божественных писаний и святых богоносных отцов не могли удостоверить вас в истине спасительного пути, коим шествовали преподобные отцы, которым мы тщимся подражать, по мере сил наших? Хотя недостойны и скудны в добродетелях, но желаем вам, хотящим спастися, – шествовать путём, указанным нам ими; а потому нимало огорчает нас ваше маловерие: если вам угодно слушать нас, то почто: «злая помышления входят в сердца ваша» (Матф. 9, 4). Рассматривая, едва не по тонку, действие врага рода человеческого, видим, как он тщится, под предлогом истины, совратить вас с пути избранного – с пути добродетели! – Спрашиваю вас: может ли учить иностранному языку тот, кто оного не знает? Великое различие между людьми дознавшими по опыту и знающими по одному слуху. – Кто в какой чин призван, тот в нём да пребывает. – Опыт лучший учитель. Писано есть: «да будут тебе друзи мнози, но советник един от тысящ» (Сир. 6, 6)! А когда усумневаетесь в советах и наставлениях наших, почто прибегаете к нам?

По уставам иноческого предания, при пострижении, от Евангелия предают старицам, а не духовным отцам, которым должны новоначальные открывать свою совесть, для получения советов и наставлений, как противостоять искушениям вражим; но это не есть исповедь, а откровение, исполняя в сем случае апостольское предание: исповедайте друг другу согрешения ваша (Иак. 5, 16). Таинство же исповеди совершенно другое, и не имеет к откровению никакого отношения; обязанности духовника совершенно другие нежели отношения к старицам. Припоминаем об одной сунклитике, которую архиерей предал одной старице, и вопросил её, в каком находится исправлении? Получил ответ, что слишком добра к ней; тогда он предал её другой старице строжайшей, и, по прошествии некоторого времени, узнал от неё, что сия смягчила её нравы; не есть ли оное образ и нынешнегопридания? Мать игуменья поступает благоразумно и сообразно уставам иноческого предания, желая оных заблаговременно приучать к очещению своей совести, до пострижения в монашество; а тем самым делает настоящий искус, по преданию святых отцов, в иночестве просиявших. – Что же касается до того, что в келии без священника невозможно молиться, то это более смеха достойно, нежели вероятия. Сколько видим святых жен, в пустыне жительствовавших, в посте просиявших; – чем они занимались, как не молитвою в уединении: святая Mapия египетская в пустыне без пресвитера приносила свои молитвы, и токмо в последний год жизни удостоилась узреть святого Зосиму и принять от него Святые Христовы Тайны. – На счёт же того, что без благословения старицы ничего не делать, не только полезно, но и спасительно. – Из множества примеров, имеющихся в Патерике и писаниях святых отцов, напоминаем о том ученике, который, будучи послан за послушание от старца в город, едва не впал в любодеяние; но, воспомянув старца, невидимой силой был восхищён, и очутился в келии своей. Что относится до старцев, то в девичьих монастырях подразумевать должно о старицах. Не все старцы были священники, сие ясно видеть можно из жития преподобного Пафнутия, боровского чудотворца (1-го мая); ибо у него в монастыре из 700 братий не было ни одного священника, но все были под руководством старцев. – Итак, лучше сообразоваться с уставами иноческого жития и быть спокойными.

В Добротолюбии, в послании святого Кассиана к Леонтину игумену, напечатано; «авва Моисей рече: да не точию, яже творим, но и яже помышляем, открываем отцем; и да ни в чем же своему помыслу веруем, но и во всем словесем старец да последуем; и оно быти добро веруем, еже аще они искусят. Сие же делание не точию истинным рассуждением и правым путём инока невредима пребывати устрояет, но и от всех сетей диавольских без вреда того сохраняет» (4-й части лист 157 на обороте). Сия помянув вашей любви от многого малое; и поручая, покрову Божию и слову благодати Его, остаюсь ваш недостойный богомолец, многогрешный И. Л. и многогрешный И. М. 19 сентября 1840 года.



Источник: Издание козельской введенской оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет указанное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор архимандрит Фотий.

Вам может быть интересно:

1. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

2. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

3. Слова и речи священномученик Серафим (Чичагов)

4. Современное русское сектантство: (очерки, статьи и исследования) Дмитрий Иванович Скворцов

5. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

6. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

7. Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Часть 1 протоиерей Пётр Смирнов

8. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

9. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

10. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи профессор Иван Степанович Якимов

Комментарии для сайта Cackle