Источник

Письмо 204

Слова Ваши, мать К., относятся, как думаю, к чувству скорбей; куда же от них даваться?

Пока мы имеем своими господами страсти, и усердно им служим, то и в самом небе не обрящется покоя; к тому же скорби посылаются от Бога, по разным неведомым нам причинам, или к наказанию за грехи, или к удержанию от грехов, или к искусу веры и любви в нас к Богу; но ещё и то глаголют отцы, что забыт тот от Бога, кто не имеет скорбей, и бесскорбно дни свои проходит; а св. Исаак пишет: «и от сего познаваем есть человек, яко от Бога промышляем, егда пошлет ему присно печали». Заглядывайте и сами в святые книги почаще, и напоминайте себе, что некуда деваться от скорбей, а когда хотим удобнее их переносить, подклоним себя под крепкую руку Божию, и благодарно понесём прискорбности жизни. В каждом письме о сем я Вам напоминаю, хотя и сам в подобных случаях погрешаю; но все тоже твержу и прошу внимать отеческим писаниям. Св. Марко Подвижник пишет: «иже себе совершенно на крест не предавый мудрованием смиренным и уничиженным и не повергий себе под всеми, попираем и уничижаем и презираем и обидим, и насмеваем и поругаем быти, и сия вся с радостию Господа ради терпети, и не отмщевати отнюдь человеческим, славе или чести, или похвале, или сладкоястия и пития и одеяния, христианин истинен быти не может». Видите, как важно крестоношение! без чего, аще не несем скорбей, и христианами истинными быть не можем. Еще же смотрите и свои немощи, т. е. иногда бываем виновны, и нас обличают в какой-нибудь досаде или в презрении к ближним; но мы чрез завесу самолюбия смотрим только на свою правость, и этим более отягощаем свою скорбь, укоряя ближних, и от них истязуя исполнения заповедей, сами перстом коснутися их не хотим. Как бы то ни было, чтобы кто ни делал нам зла, по вине, или безвинно, – они суть только орудия, употребляемые Богом к нашему наказанию, и могут только то сделать, что десница Всевышнего им попустит. Посему и должно подклонить себя под крепкую руку Божию, исповедать Ему, что достойны посланных наказаний, и больше их достойны; но милость Божия щадит нас и ожидает нашего покаяния. Прочтите у св. Исаака в 51 слове, с каким разумом принимать скорби: когда ропщем и укоряем других, тогда они отягощаются, а когда виним себя и каемся, тогда удобоносимы бывают. И ещё бы можно о сем писать, но я уже много и в первых письмах о сем писал, и почти все то же повторяю. Вы, матушка N., также скорбите и представляете свои скорби неудобоносимыми: предлагаю Вам те же самые пункты св. отец; подкрепите себя сим спасительным лекарством. Ежели не имеете человека, имеете Бога; излейте пред Ним душу свою, и ожидайте изменения скорби, когда Ему это угодно. Вы слишком малодушны, принимаете и то за скорбь, что есть тень скорби; полагаете, что я, ничтожный, могу Вас утешить, и Вы мне можете открыть скорби. Ежели бы была на это воля Божия, так бы и было; а то, видно, совсем нет; вы не полагайте надежды на смертного: человек яко трава (Пс.102:15), слаб, немощен, безумен и игралище страстей; я никак не отхожу от сих. Когда же Вы имеете какую веру, то можете смело описать свои скорби и немощи ко мне, непотребному; письма доходят верно, можете и имя не писать, а я, прочитав, могу их уничтожить: а Вам, что Бог вразумит написать, напишу. Это, не понуждая Вас, пишу, но отдаю на волю Вашу. Прошу вас всех вообще, хотя и сами скорбные, утешать скорбную N. N. здравыми рассуждениями и советами. Вы сами помните, как сначала шли этою дорогою, показуйте и другим путь, где дурно: грязь, болото, дебри, глубина, горы, звери, разбойники, оттуда удаляться; чтый да разумеет. Желательно знать, получили ли Вы от меня просфору? Не для того, чтоб Вы благодарили, а только верно ли дошла? Что больше Вам сказать? У нас мало новостей, у вас больше; Вы не пишете ничего об Р–е, как она, бедная, проводит дни свои; да желательно знать об матерях N.N., N.N.; я ничего о них не знаю, живы ли они и здоровы? Благодарю Вас за доставление моих писем к отцу М–ю, и теперь прилагаю, а я от него только и получаю, что чрез Вас; прочие же письма пропадали, и это только от него; прочие все письма исправно получаю; не знаю, как будет вперед. Заключаю письмо сие желанием Вам милости Божией и благословения и подания благодушия, и терпения, и прося помолиться о мне грешном, остаюсь убогий И. М., Ваш недостойный богомолец. 13 августа.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle