преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 276

Снов весьма должно опасаться, а паче их толковать и принимать за истину, подобно матери Н–ии. На тебя же хула происходит от злокозненного врага, дабы отвратить её от веры к тебе; и тогда козни его могли бы ни мало причинить ей вреда; – и зто не по твоей святыне, но по её вере: Бог действует и недостойными; подобно как ты, и другие, подобные тебе, слепотствующие, мнящие получать чрез меня пользу: но это, чрез веру вашу, действует сам Бог, моим недостоинством; и сие может служить к вящему моему осуждению, разве за молитвами их негли и мене воздвигнет Господь к покаянию.

Видишь сама: не измена ли это десницы Вышнего, что мать игумения сделалась к вам помирнее, когда прежде о сем и думать не могли; храните ж мир сей с самоукорением, и избегайте зазрения ближннх: кийждо о своих делах отдаст ответ Богу; когда и Отец не судит никомуже, но суд весь даст Сынови (Ин.5:22), то мы, слепые судии, не обрящемся ли безответны на суде, хотя бы и сами были безгрешны.

Сестры твоей X. или Н–ии страх, по пострижении, весьма неоснователен и опасен: где бы надобно радоваться, принявши оный образ, хотя еще несовершенный, но уже причлись к лику дев, работающих Богу; а она страшится, и сама не знает чего. Кажется, явные суть знаки высокоумия. Не смеем от своего опыта представить примера, но на людях оный видим неоднократно: какая бывает им, и зрящим на них, радость и утешение; аще токмо познаем таинства силу, то почто не радоваться, а страшиться. Не могу припомнить многих примеров от житий святых отец, но Симеона и Иоанна спостника его довольно может указать, что не страх, а радость доставляет сей образ.

О сновидениях, чтоб им не верить, довольно пишет св. Иоанн Лествичник; св. Петр Дамаскин, после седми деланий, пишет, чтобы всякого сновидения отвращаться. В послании Кассиана к Леонтину игумену, сказано о монахе, прельстившемся снами и во иудейство впадшем. Да, явно и от того прелесть, что сны сии подымают и подлагают мнимую святость, а не то, чтобы смирять себя и иметь хуже всех. Есть много в писаниях и еще о сем, но не могу вспомнить; а книг давно не читаю – некогда. Сам Бог да вразумит тебя, что еще написать для её пользы. В проезде моем, был я в П–ой и в С–е, в К–е и в К–й, а обратно нашел в О–е девичий монастырь весь сгоревший, ни одной келии не осталось, и Церковь обгорела, колокола и главы спали, и мирских домов 36 лучших погорело; но пожар начался не от монастыря, но от мирского дома. Теперь они, бедные, без приюта, и ненадежно, чтобы скоро опять устроились. Вот невольная скорбь; но видно нужна ко спасению: промысел Божий нам непостижим!

Остаюсь многогрешный И. М. 8 июня 1843 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle