преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 275

Хотя я и писал к тебе, на прошедшей почте, в игуменском письме; но надобно и ещё написать, и хорошенько побранить тебя, за приписываемые мне похвалы и излишние достоинства, которых совсем во мне не обретается. Ужасно подумать даже, что ты пишешь, – не обретается, или едва остается таковый. Для желающих спастися – это и пред Богом погрешительно, и для меня неполезно; хотя я по бедственному моему устроению, и вижу себя далеко отстоящим от приписуемых тобою мне достоинств, но паче ещё требующа самого врачевания греховным язвам, но всё надобно иметь опасение, потому что похвала мужу пагуба; и: горе вам, егда рекут вси человецы добре (Лук. 6, 26.). Св. Исаак Сирин пишет, что едва обретается кто в человецех многий носити честь, аще и нравы равно ангелен будет (сл. 1.). Ничто ж нам добровольно подвергать себя такой опасности, и не воспятить тебе? Ежели ты пользуешься чрез мои письма, – благодари Бога, вразумившего меня, по вере твоей; не силен ли Он и других вразумлять: да, есть у Него много людей, пасущих стадо Его, коих я ниже след видети достоин. Перестань пустословить!

Упомянула ты о соблазне, – но сколько раз ныне нам твердит Церковь: «Ей Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Это почаще в уме обносите, и избавитесь от оного зазрения. Куда же идти? Здесь одно блазнит, а в другом месте многое предстанет не по-нашему; и горшая брань будет; и здоровье, и силы истощены, а привычка к обрядам, и ко всему, много значит. Когда уже во время бури ладья твоя удержалась, и не погрязла, то в тишине не надобно плещи давать, на посмех врагу; да где нынче найдешь пристанища? Всюду волнение.

О происках, или подарках, к исканию……… аз вещи не имам, и не знаю, что рещи; прочти у Никиты Стифата 2-й сотницы главу 58; это к тому же относится; и, по-моему мнению, не надобно бы предварять подарками, но в последствии, в виде благодарности, и в духе первого расположения, как ты описываешь, можно подарить.

Матери М–ии да уиокоит Господь душу в царствии небесном. – Ты упоминаешь и о себе: да, этот путь неминуем для всех, но неизвстен конец; для того-то Господь и повелел нам бдеть, яко не вемы часа онаго смертнаго (Матф. 24. 42, 43; 25. 13 ); а ты видишь и сознаешь себя плохо внимающею сему; надобно же воспрянуть от сего нерадения и помышлять о грехах своих; то, может быть, и сокрушится сердце и смирится; а сердца сокрушенна и смиренна Бог не уничижит (Пс. 50, 19.), и близ Господь сокрушенных сердцем и смиренные духом спасет (Пс. 33, 19.).

О–е потерпи, пока хотя не совсем соглашаясь на её волю, а руководствуйся главами св. Марка Подвижника, о коих я тебе писал. Когда уже для вас невыносимо её делание, то лучше отпустите её, пусть поживет по своей воле; приход же её в наши места не может ей принести пользы. Болезнь разве скорее её воспользует, или другое какое искушение.

Да помилует Господь сестру X., и соблюдёт её от прелести вражией: где богатство, там и такие приходят. Паче всего толкуй ей о смирении чрез которое благодать Божия всегда будет ей вспомоществовать. Какие бы то ни были действия: теплота и прочее, ежели ум славит – яко от благодати, то воистину прелесть есть; но когда вменяет себя недостойною посещений благодати и действий её, а видит грехи свои, то можно принять за благодатное действие; слава Богу, что она удостоилась получить желаемый образ, а с ним и то, что вам Бог открыл. Мы с тобою, видя свою нищету, больше должны смирять себя; подобно нищим, зрящим богатые царские одежды и утвари, и от того более познающим свою нищету.

Благодарение Господу, я чувствую себя лучше, или просто совсем здоров; только иногда случаются слабость и нерадение, ленность и прочее; что всё сродно нашей немощи, и летам, хотя ещё и не так старым, но и не молодым,

А вам кто-то насказал о предсказании батюшкином о моей смерти: а у нас этого и слуху нет: ежели бы и случилось так, то буди воля Божия; только бы даровал Господь с покаянием отойти отсюда, в надежде Его мнлосердия. Многогрешный И. М. 16 марта 1843 года.



Источник: Издание козельской введенской оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет указанное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор архимандрит Фотий.

Вам может быть интересно:

1. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

2. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

3. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

4. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи профессор Иван Степанович Якимов

5. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

6. Мои дневники. Выпуск 6 архимандрит Никон (Рождественский)

7. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

8. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

9. Отечественная история церковная и гражданская протоиерей Фёдор Титов

10. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, в азбучном порядке расположенное Павел Иванович Савваитов

Комментарии для сайта Cackle