преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 279

Толк твой моим словам хотя и имеет сходство с разумом моим, но в оных и многое может заключаться, чего я не мог ясно писать, неизясняя ни их слов, ни от неё мне говоримых; и все это заключил в одном слове: будущее Бог един весть. –Твое же неизвещение, кажется, происходит от сильного твоего зазрения, и от негодования за послушание к Т.; это уже надобно предать воле Божией.

С. В–ну да укрепит Господь в вашей святой обители; что толку в переездах? ей была свобода прежде о сем подумать; и она сама избрала вашу обитель: а я нудить произволения никак не хочу. – Когда мать игумения благословила к тебе иметь ей откровение, то и пусть начинает, и продолжает; а как оное делать – ты дай ей прочесть некоторые главы у Симеона Нового Богослова, у св. аввы Дорофея, о еже не составляти свой разум; и у Каллиста главы 14 и 15, у Кассиана в слове о рассуждении, как оное стяжать, в 4 части Добротолюбия: а в чем она не понимает, растолкуй ей. Также и первые 4 степени св. Иоанна Лествичника пусть прочитает; в теории узнав отеческое учение, пусть и на дело простирается. Для меня очень неприятно, что С–я относятся о тебе с какими-то укоризнами, и я не хотел, чтоб это было; но когда уже есть, то надобно приписать сие к их немощам и к вражию подущению, а к твоей пользе; когда ты возлюбишь их, то сотворишь ложными их слова, и диавола посрамишь. Да чем же приходят в совершенство, как не терпением укоризн: и те не погибнуть чрез то, но быв причиною пользы другим, в свою очередь, сами получают от других сие очищение, и прнходят в чувство. Св. Епифаний прибыл в Царь-град судить св. Златоустого; а св. Кирилл, и по смерти его, все имел на него негодование, пока чудесным образом был умиротворен; когда и в толико великих святых было преткновение от неведения, то что можем сказать о нас, грешных? Прости, и сама прощена будешь. Об устроении С–и я очень радуюсь, к которому много способствует и небогатое её состояние. Дай Бог, чтобы и Т–а об оном не мечтала.

Мать X–ю да укрепит Господь и утвердит во смирении, которое всем нам очень нужно. Мать И–ю да избавит Господь от болезни душевной и телесной: ваш богомолец, многогрешный И. М. 9 ноября 1843 года.



Источник: Издание козельской введенской оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет указанное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор архимандрит Фотий.

Вам может быть интересно:

1. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

2. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

3. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

4. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи профессор Иван Степанович Якимов

5. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

6. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

7. Мои дневники. Выпуск 4 архимандрит Никон (Рождественский)

8. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

9. Отечественная история церковная и гражданская протоиерей Фёдор Титов

10. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, в азбучном порядке расположенное Павел Иванович Савваитов

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс