Наш новый сайт:
Церковное право.
Все каноны с толкованиями.

преподобный Никита Стифат

(~1005–~1090)

1-е обличительное слово против армян игумен Дионисий (Шленов) 0

2-е и 3-е обличительные слова против армян игумен Дионисий (Шленов) 0

[Вступление] к книге божественных гимнов преподобного отца нашего Симеона игумен Дионисий (Шленов) 0

Исповедание веры игумен Дионисий (Шленов) 0

Краткие сведения о жизни прп. Никиты Стифата и богословские темы его трактата свящ. Николай Ким 0

О студийских обычаях: «об опоясании студийских диаконов», «о лобызании, осуществляемом с помощью рук», «о “но соблаговолил аллилуия” степеней» игумен Дионисий (Шленов) 0

Преподобный Никита Стифат. Слово против иудеев игумен Дионисий (Шленов) 0

Принцип «познай себя» у преподобного Никиты Стифата в контексте византийской традиции игумен. Дионисий (Шленов) 0

Страх человеческий и страх Божий по учению прп. Никиты Стифата в контексте предшествующей традиции игумен Дионисий (Шленов) 0

Тайна Рая: отрывки о рае и з богословских сочинений прп. Никиты Стифата по славянской «Диоптре» Филиппа Пустынника (с богословско-экзегетическим комментарием) игумен Дионисий (Шленов) 0

Учение о воскресении души у свв. Симеона Нового Богослова и Никиты Стифата игум. Дионисий (Шленов) 0

Учение о непрестанном плаче прп. Симеона Нового Богослова и прп. Никиты Стифата игумен Дионисий (Шленов) 0

Учение прп. Никиты Стифата о «Четырех главных добродетелях» в контексте античной и византийской литературы игумен. Дионисий (Шленов) 0

Фрагмент о приобщении «Знанию и мудрости» в трактате «Об иерархии» (32–40) преподобного Никиты Стифата и его контекст игумен Дионисий (Шленов) 0

Догматическое богословие

Жития святых

Нравственно-аскетические труды

Письма

преподобный Никита Стифат

Пресвитер Студийского монастыря. Богослов, полемист и писатель, приверженец исихазма.

Биография

Преподобный Никита, пресвитер Студийской обители, искреннейший ученик св. Симеона Нового Богослова, родился около 1005 года. 14 лет он поступил в Студийскую обитель, где посвящен был св. Симеоном во все таинства духовного любомудрия, усвоив у него приверженность к исихазму. После смерти учителя написал его житие. Своё прозвище «Стифат» («отважный») Никита получил за обличение Константина Мономаха за его связь с Марией Склиреной. 

В 1054 году по поручению патриарха Михаила Керулария в рамках усиливающейся полемики между Восточной и Западной Церквями, которая вскоре после этого привела к расколу, Никита принял участие в споре об опресноках и написал ряд сочинений против латинских обычаев: поста в субботу, целибата и особенно опресноков. Сочинения эти получили известность не только среди греков, но и на Западе. Кардинал Гумберт написал против них трактат-опровержение, и когда, в рамках поездки с делегацией в Византию, посетил Студийский монастырь, между ним и Никитой был устроен коллоквиум, по итогам которого кардинал признал себя проигравшим и отказался от своего трактата, который был сожжен на монастырском дворе.

В конце жизни Никита стал настоятелем Студийского монастыря.

На Руси его сочинения известны с XIII века, два из них вошли в Кормчую Саввы Сербского.

Почитание Никиты Стифата не засвидетельствовано в официальных месяцесловах Поместных Православных Церквей, однако он назван преподобным в Добротолюбии.