преподобный Никита Стифат

(~1005–~1090)

1-е обличительное слово против армян игумен Дионисий (Шленов) 0

2-е и 3-е обличительные слова против армян игумен Дионисий (Шленов) 0

[Вступление] к книге божественных гимнов преподобного отца нашего Симеона игумен Дионисий (Шленов) 0

Исповедание веры игумен Дионисий (Шленов) 0

Краткие сведения о жизни прп. Никиты Стифата и богословские темы его трактата свящ. Николай Ким 0

О студийских обычаях: «об опоясании студийских диаконов», «о лобызании, осуществляемом с помощью рук», «о “но соблаговолил аллилуия” степеней» игумен Дионисий (Шленов) 0

Преподобный Никита Стифат. Слово против иудеев игумен Дионисий (Шленов) 0

Принцип «познай себя» у преподобного Никиты Стифата в контексте византийской традиции игумен. Дионисий (Шленов) 0

Страх человеческий и страх Божий по учению прп. Никиты Стифата в контексте предшествующей традиции игумен Дионисий (Шленов) 0

Тайна Рая: отрывки о рае из богословских сочинений прп. Никиты Стифата по славянской «Диоптре» Филиппа Пустынника (с богословско-экзегетическим комментарием) игумен Дионисий (Шленов) 0

Учение о воскресении души у свв. Симеона Нового Богослова и Никиты Стифата игум. Дионисий (Шленов) 0

Учение о непрестанном плаче прп. Симеона Нового Богослова и прп. Никиты Стифата игумен Дионисий (Шленов) 0

Учение прп. Никиты Стифата о «Четырех главных добродетелях» в контексте античной и византийской литературы игумен. Дионисий (Шленов) 0

Фрагмент о приобщении «Знанию и мудрости» в трактате «Об иерархии» (32–40) преподобного Никиты Стифата и его контекст игумен Дионисий (Шленов) 0

Догматическое богословие

Жития святых

Нравственно-аскетические труды

Письма и послания

Труды на иностранных языках

преподобный Никита Стифат

Пресвитер Студийского монастыря. Богослов, полемист и писатель, приверженец исихазма.

Биография

Преподобный Никита, пресвитер Студийской обители, искреннейший ученик св. Симеона Нового Богослова, родился около 1005 года. 14 лет он поступил в Студийскую обитель, где посвящен был св. Симеоном во все таинства духовного любомудрия, усвоив у него приверженность к исихазму. После смерти учителя написал его житие. Своё прозвище «Стифат» («отважный») Никита получил за обличение Константина Мономаха за его связь с Марией Склиреной. 

В 1054 году по поручению патриарха Михаила Керулария в рамках усиливающейся полемики между Восточной и Западной Церквями, которая вскоре после этого привела к расколу, Никита принял участие в споре об опресноках и написал ряд сочинений против латинских обычаев: поста в субботу, целибата и особенно опресноков. Сочинения эти получили известность не только среди греков, но и на Западе. Кардинал Гумберт написал против них трактат-опровержение, и когда, в рамках поездки с делегацией в Византию, посетил Студийский монастырь, между ним и Никитой был устроен коллоквиум, по итогам которого Никита вынужденно признал себя проигравшим и отказался от своего трактата, который был сожжен на монастырском дворе.

«Противники Никиты оказываются сильнее его по полемическому таланту, но далеко уступают ему в чувстве приличия, обрушиваются на несчастного монаха потоком ругательств, которые оставляют невыгодное впечатление относительно благовоспитанности сановников Римской Церкви»*. 

«Легаты имели одно только утешение – видеть унижение бедного студийского монаха, достигнутое с помощью светской власти. 24 июня они прибыли в Студийский монастырь, куда явился также император со своими приближенными, и потребовали, чтобы Никита Стифат анафематствовал свою книгу «Об опресноках, субботе и браке священников». Поскольку император поддержал требование, то Никита не посмел отказаться, а затем книга была торжественно сожжена и все разошлись. На другой день эта трагикомедия доиграна: Никита отправился из Студийского монастыря во дворец Пиги, местожительство легатов, получил от них объяснение недоумений, о которых он писал в книге, опять анафематствовал все им написанное и был принят легатами в церковное общение»**.

Суммируя сказанное, можно заключить, что «отречение» Никиты было проявлением его монашеского смирения. Как монах он понимал, что единство многомиллионной Церкви зиждется не на его одиночном решении. Важность аргументации Никиты не потеряла своей ценности даже тогда, когда он сам отрекся от нее.

В конце жизни Никита стал настоятелем Студийского монастыря.

На Руси его сочинения известны с XIII века, два из них вошли в Кормчую Саввы Сербского.

Почитание Никиты Стифата не засвидетельствовано в официальных месяцесловах Поместных Православных Церквей, однако он назван преподобным в Добротолюбии.


* - Скабаланович Н. А. Византийское государство и Церковь в XI в. / Разделение Церквей при патриархе Михаиле Керулларии.

** - Скабаланович Н. А. Византийское государство и Церковь в XI в. / Разделение Церквей при патриархе Михаиле Керулларии.