преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 43

Что ты так ужаснулась о моём отшествии? Ежели бы это и случилось, то всё надобно предавать воле Божией, а не смущаться; у Него есть много достойнейших служителей, а я, ничтожнейший, должен страшиться, за недостоинство моё дать ответ Богу. Между тем ещё воля Его есть мне остаться в сем мире; я, поболев несколько дней, паки воздвигся от одра болезни: ведь худо же, когда и никогда не посещает нас сей вестник смерти. Спешу, с первою почтою, утолить твоё малодушие и вперед прошу быть великодушнее и не смущаться.

Убоявшись скоро предлежащего моего отсутствия, описала все свои грехи, и просишь от меня разрешение. Все оные грехи твои уже исповеданы пред покойным батюшкою, да и предо мною, и ты уже неоднократно получила па оные разрешение; почему и должна быть покойна, в надежде на милосердие Божие и заслуги Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа; впрочем жало болезни о грехах мы должны иметь, но без смущения и отчаяния; подобно как царь Давид, и по отпущении грехов, на всяку нощь ложе слезами омочал (Пс. 6, 7.), пепел яко хлеб ял, и питие с плачем растворял (Пс. 101, 10.), и грех его пред ним был выну (Пс. 50, 5.); и обнадёживал, как себя, так и нас, что сердца сокрушенна и смиренна Бог не уничижит (Пс. 50, 19.). Си. Апостол Пётр, и по принятии Духа Святого и дарований Его, всегда помнил свой грех и плакал о нём; также и св. Павел, после великих подвигов, трудов и дарований, всё называл себя последнейшим; а первым грешником, хульником, и проч. – Все сие служит нам примером, что болезнование о грехах полезно и по исповедании их, только без отчаяния, и паки в новой благодати много есть примеров покаяния: один разбойник пришед в монастырь, и по многих трудах и покаяний, получил успокоение о грехах, но в одном грехе всегда был совестью мучим, почему и считал себя непрощённым; но, но рассуждению св. отцов, и сей грех ему прощен, но оставлено жало болезни, чтобы, чувствуя оное, не вознёсся сердцем о своей святости. Судьбы промысла и благодати Божией нам непостижимы! Смиренные скорее успокаиваются; а гордые, или недугующие мнением, более страждут бодением совести, дабы больше не возгордились и не погибли.

Итак, ты должна, смиренно о себе мечтая, успокаиваться в надежде на милость Божию. Я же тебя лично разрешал и умственно прощаю, и довлеет тебе: Господь силен даровать тебе прощение. Будь мирна. Многогрешный И. М. 13 февраля 1843 года.



Источник: Издание козельской введенской оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет указанное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор архимандрит Фотий.

Вам может быть интересно:

1. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

2. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Ермей профессор Александр Павлович Лопухин

3. Войдите в радость Господа: праздники церковного года епископ Серафим (Шарапов)

4. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

5. Письма – 424. О перестройке корпуса следует сказать м. Игумении преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

6. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Никифор Тур митрополит Евгений (Болховитинов)

7. Современное русское сектантство: (очерки, статьи и исследования) Дмитрий Иванович Скворцов

8. Устройство христианской церкви в первые два века профессор Василий Никанорович Мышцын

9. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

10. Письма – Письмо № 190. Н.С. Фуделю Сергей Иосифович Фудель

Комментарии для сайта Cackle