протоиерей Василий Бандаков

34. Поучение в неделю Фомину

Во едину от суббот, и дверем затворенным, идеже бяху ученицы Его собранни страха ради иудейска, прииде Иисус и ста посреди, и глагола им: мир вам (Ин. 20:19).

В нынешний день, вечером, Господь вдруг неожиданно, но – видимо вошел сквозь затворенные двери в дом, где собрались апостолы и заперли двери по причине страха гонений, воздвигнутых на них иудеями: – страха ради Иудейска. Это их привело в некоторый страх и смущение; но Он их успокоил, сказавши: «мир вам». – Открытая и глубокая язва на пречистом Его ребре, и язвы гвоздинные на руках и ногах поразили их чрезвычайно; но Господь их успокоил, и они возрадовались: видите руце Мои и нози Мои, яко Аз Сам есмь.

Как вы думаете: может ли Христос Господь явиться в таком виде теперь, среди нас? Может. Хотя Господь вознесся на небо, но сказал святым Апостолам, что Он пребудет с ними и со всеми верующими навсегда: Аз есмь с вами во вся дни до скончания века27; – и действительно, Он много раз потом видимо являлся многим святым на земле и – особенно мученикам: прочтите жития святых отцов. Почему же Он среди нас не является видимо? Чтобы не лишить нас веры и того блаженства, которое даруется за веру в Него. Если ты веруешь во Христа, когда увидишь Его очами своими; то пожалуй потребуешь осязания руками, как неверный Фома, – тогда твоя вера не будет иметь ни малейшей цены; величайшую цену она имеет тогда, когда ты веруешь словам и очам видевших Господа святых Апостолов: блажени не видевшии и веровавшии28, сказал сам Господь. И так, Господь невидимо и теперь обитает среди нас; ибо как Бог – Он вездесущ, везде может быть, – и здесь Он действительно пребывает, но не хочет, говорю, лишить нас блаженства, лишить драгоценной в Него веры. Апостолов же, как первых свидетелей, необходимо было уверить видимым явлением. – Но иной скажет: «я хочу, чтоб мне видимо явился Христос: тогда я в Него уверую». – В таком разе ты сам хочешь лишить себя блаженства, даруемого за веру. – Да и можно ли нам, людям грешным, видеть Господа лицем к лицу? Не бо узрит человек лице Мое и жив будет29, говорит Господь. «О чем это вы спорите?» – спросил странник, догнав двух учеников, шедших в Еммаус. «А ты кто, что не знаешь происшествий на днях бывших в Иерусалиме?» «Каких?» – «А тех, что между нами был Человек, сильный делом и словом, Который творил многоразличные чудеса; но иудеи Его распяли на кресте, – и Он лютой смертью умер; а между тем, говорят, что Он воскрес, и некоторые женщины наши Его видели и ангелов будто бы около гроба видели». – «О, несмысленные и медленные сердцем», отвечал странник – «для того, чтоб веровать во все эти события, ибо так именно следовало пострадать и умереть Христу», – и стал им припоминать разные о сем пророчества. Этот странник был сам Иисус Христос, но ученики Его не узнали, а догадались тогда, когда Он в гостинице стал благословлять хлеб по Своему обычаю и сделался невидим. – «Не сердце ли горело в нас, когда мы были с Ним на пути?» сказали они друг другу тогда. Так, если те, которые часто Его видели, не могли Его узнать; то узнаем ли Его мы, если бы Он и явился нам здесь в виде какого-либо странника? – О, братие, одно сердце может чувствовать Его приближение к нам, когда наше сердце горит к Нему пламенной любовью! Он и теперь здесь, говорю, среди нас самолично, ибо Он на престоле пребывает в святейшем теле и крови Своей в образе хлеба и вина; но только мы Его не видим, а Он нас совершенно видит. – Боже! Боже! мы веруем, что Ты живешь среди нас и видишь нас и дела наши; не отврати же лица Твоего от нас, по причине грехов наших, но помилуй нас. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle