преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 81

Ты так была ослеплена мнимою своею святостью и целомудрием, что не могла видеть своих немощей: от того теперь страдаешь от тоски и прочих неустройств. Не знаю, познала ли ты, хотя теперь, что желание затвора и пострижения ничто иное было, как тщеславное о себе мнение; а ты ещё не начинала иметь борьбы со страстями; но просто побеждалась ими, была поражаема от врага и не чувствовала. В одной только плотской брани он тебя не искушал; но и то не для пользы, а для душевного твоего вреда и для высокоумия.

Когда же тебе несколько открылись мысленные очи, и увидала, в какой ты находилась бездне; то он не замедлил и оную брань воздвигнуть на тебя, попущением Божиим, дабы ты не полагала ни в чём надежды на свои делания, а смирялась бы, и повергала себя пред милосердием Божиим, прося прощения в прошедшем и укрепления в настоящем и будущем. Но унывать от брани, а паче отчаиваться, отнюдь не должно. Знай, что сия брань попущена тебе за возношение и гордость: надобно противоположно оной – смиряться, и Господь помилует тебя, и не попустит искушенной быти паче меры. Прочти в писаниях отеческих, св. Иоанна Лествичника степень 15, св. Кассиана в Добротолюбии 4-й части – о страсти сей: и его же послание к Леонтину игумену, с половины, – и прими во укрепление себе их учение.

Сколько ты ошибочно имела понятие о монашестве; ты только и полагала: затвор, правило, видение, а о борении со страстьми, и о познании своих немощей и смирении от сего познания – уклонилась. Теперь же должно придти в разум истины: не дерзай никого укорять, хотя бы что и видела неподобное: укоряющих и досаждающих тебе – считай своими благодетелями, посланными тебе от Бога ко уврачеванию страстей твоих; и при всём том считай себя последнейшею и меньшею всех, яко побеждаемую и мучимую страстьми; тогда совсем иначе просветится мысль твоя, и получишь от Бога силу противу страстей братися и не побеждатися от них; но и в побеждении от них, отнюдь не малодушествуй, и не отчаивайся, а смиряйся и приноси покаяние Господу. Помни, что пред Богом лучше грешник смиренный и кающийся, нежели гордый праведник.

Мира, здравия и спасения тебе желаю. Многогрешный иером. М.



Источник: Издание козельской введенской оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет указанное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор архимандрит Фотий.

Вам может быть интересно:

1. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

2. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

3. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

4. Мои дневники. Выпуск 4 архиепископ Никон (Рождественский)

5. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи профессор Иван Степанович Якимов

6. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

7. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

8. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

9. Войдите в радость Господа: праздники церковного года епископ Серафим (Шарапов)

10. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, в азбучном порядке расположенное Павел Иванович Савваитов

Комментарии для сайта Cackle