Источник

Письмо 84

Несколько писем имею от тебя, а все почти одно и тоже: пишешь о своей брани и о желании к миру. Я тебе писал о нелепости и вреде таковых твоих порывов: и какие могут быть после этого худые последствия. Это ты и сама видишь, понимаешь и рассуждаешь, но не можешь бороться с мыслями, а предаваясь оным, смущаешься. От чего же это происходит? И где твоя ревность к монашеству и затвору? Так как все это было основано не на твёрдом камени – самоотвержения и последования Христу, но на тщеславии и мнимой святыне, которую ты гнала, старалась видеть свою святыню, обольщалась ложными видениями бесовскими, принимая их за истинные, и считая себя заслужившею оные за чистоту твою и сохранение девства; все сие надмевало тебя и довело до большой гордости, которой горькие плоды ты и тогда ещё пожинала. Утешаясь ложными видениями, впадала в тоску и помрачение продолжительное, не несла ни малейшего оскорбления от других, и до такой степени самонадеяния достигала, что дерзала говорить и писать, что любишь Иисуса. Где же теперь эта любовь? Как она так скоро охладела? Ты должна знать, когда открылось тебе, что ты была в опасном положении от прелести, и сама оное познала и уверилась; то и стал враг нападать на тебя противными мыслями, и именно теми, в чем ты полагала святыню – чистоту; – теперь ощущаешь сильное борение, а тогда он тебя не смущал оными, довольствуясь гордостью. Ты искала монашества и лезла в затвор, думая тем уже и совершить твою святыню; теперь враг и малый образ тянет с тебя, и влечет в мир, а ты не стоишь противу сего, и не вооружаешься твёрдым помыслом, а соизволяешь на приникающие прилоги.

Ты должна познать, что брань сия попущена тебе в наказание за возношение и гордость, чтобы ты смирилась, и искала помощи Божией, не надеясь на свои силы. Когда смиришь себя, и будешь укорять за то, что дерзала мечтать о себе так высоко, и сочтешь себя худшею и последнейшею из всех, тогда получишь и помощь Божию, и ослабу в брани твоей: а во мнимые видения отнюдь не увлекайся, а то больше постраждешь. В келии одна не спи ночью, но пусть тут же спят которая-нибудь из твоих келейных; ложась на одр, ограждай оный и себя крестным знамением, читай молитву: да воскреснет Бог, и псалом: живый в помощи Вышнего; и всякий день читай по кафизме. Ты ничего не пишешь: читаешь ли оные? Когда смиришься, то вскоре узришь помощь Божию, и все твои девять пунктов, наводящие тебе скорбь, отойдут от тебя. 15 июня 1848 г.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle