преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 97

На несколько твоих писем едва собрался тебе отвечать. Для меня жалкое твоё душевное устроение более сожалительно нежели по твоему мнению. Во всех твоих письмах не видно самоукорения и смирения, приличествующего для нашего монашеского звания, которое может нас и устроит в благоделании и успокоить; но в твоём устроении все тебе кажутся виновными твоих скорбей и озлоблений; одна ты права во всём и от всех истязанная и оскорбленная. Поэтому вижу, ты, ежели читаешь отеческие писания, то видно, или не понимаешь, или не хочешь оным последовать, или вовсе не читаешь отеческих книг; а потому и ничего не понимаешь, и, мняся быти мудра, обюродела. Лезим на небо, а на земле не видим, что идём путём строптивым. Сердце, страстьми помраченное, может ли восходить умом на такую высоту? На чистом сердце благодать написует свои законы, и внутрь вас есть царствие небесное (Лук. 17, 21.). Ищи его внутрь себя, а не вне; ибо это прелесть. Не знаю, каких ты требуешь от меня ласковых писем? Я пишу обыкновенно; где нужно – обличаю, или поддерживаю, и проч.; а иного слога не знаю. На каждое твоё слово обширных писем не могу в подробности отвечать; довольно и сих строк, когда обратишь внимание на своё устроение и будешь укорять себя, а не других.

Пишешь о сне своём, что видела врага; я не имею дара толковать снов, а потому не могу тебе сказать значения оного; а всего лучше не внимать снам, а стараться забывать их; стараться же исполнять правило, читая устно, псалтирь, положенные каноны и четочное правило, и все это с большим смирением и самоукорением, не яко что благо творя, но должное исполняя; а ум возводить на небо отнюдь не советую; как и лично тебе говорил и неоднократно писал, так и теперь повторяю; это сущая прелесть. Мира, здравия и спасения тебе желаю; многогрешный И. М. 1853 года.



Источник: Издание козельской введенской оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет указанное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор архимандрит Фотий.

Вам может быть интересно:

1. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

2. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

3. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI – Ианнуарий, св. епископ путеольский профессор Александр Павлович Лопухин

4. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи профессор Иван Степанович Якимов

5. Отечественная история церковная и гражданская протоиерей Фёдор Титов

6. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

7. Войдите в радость Господа: праздники церковного года епископ Серафим (Шарапов)

8. Об истинах православно-Христовой веры и Церкви – Щ святитель Тихон Задонский

9. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

10. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

Комментарии для сайта Cackle