преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 96

Не в силах бывши сам писать, попросил брата написать; но о чём нужно, хоть чрез силу, пишу: возведение ума на небо для тебя весьма вредно, и это мнимое утешение бывает виною твоей тоски и тягости душевной. Для меня очень странно, что ты и сознаешь действие это прелестью, а после защищаешь, что без него не можешь быть, и проч. Ты говорила, что читала о сем в Добротолюбии, – что должно так делать; но там совсем напротив. – запрещается это. Не знаю, от кого ты приняла устав схимнических поклонов; такой, как ты описываешь, я ни от кого не слыхал, и в писаниях не читал, хотя и довольно узнал схимников и схимиц. Да такой образ, как ты пишешь, ни с чем не сообразен, и не только не принесёт пользы, но вред сотворит. Я тебе не советую сего делать, а молиться просто, как и все делают, и как нам отцы святые писаниями предали: чтение правила молитвенного, псалмопение, молитва устная Иисусова и положенные поклоны. И всё это должно исполнять со смирением, отнюдь не помышляя, яко бы что благо творила, и считать себя последнейшею из всех; а ум возводить на небо совсем не должно. Царствие Божие внутрь вас есть, сказал нам Господь (Лук. 17, 21.), т. е. в сердце: то и надобно его искать в сердце, очищая его от страстей и прилогов вражиих, никого не осуждая и не укоряя: а ты напротив видишь чужие грехи, чего и нет; а враг тебе показует и на суд подвизает, а свои грехи тебе уже и некогда смотреть; да пребывая на небе умом, каким и грехам быть? Но самое это и грех, что ты принимаешь это за истину. По слову твоему, я некоторое сказал и братиям своим; они удивляются и ужасаются таковых действий и молят Бога: да избавит Он тебя от сей прелести. Испрашивая на тебя Божие благословение, остаюсь многогрешный И. М., желатель твоего здравия и спасения. 19 октября 1853 года.



Источник: Издание козельской введенской оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет указанное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор архимандрит Фотий.

Вам может быть интересно:

1. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

2. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

3. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI – Иерофей один из десяти членов афинского ареопага профессор Александр Павлович Лопухин

4. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

5. История Санкт-Петербургской духовной академии Иларион Алексеевич Чистович

6. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

7. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

8. Богословие обличительное. Том II архимандрит Иннокентий (Новгородов)

9. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

10. Оправдание Пастырства священник Пётр Кремлевский

Комментарии для сайта Cackle