преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 98

Почтеннейшая о Господе мати У.! Два письма твоих получил в одно время; вижу из оных жалкое положение твоего устроения и из сожаления к тебе вхожу в рассуждение оного. Ты сама должна видеть, что все бедствия твои происходят от неимения смирения, а простее сказать, от гордости. Ты имеешь духовную мать, находишься в повиновении, – а это должно бы принести тебе смирение; ибо, по учению св. Иоанна Лествичника, от послушания рождается смирение, а смирение избавило бы тебя от всех козней и сетей вражиих и, по мере очищения от страстей, имела бы мир и спокойствие душевное. Но в тебе вижу, напротив, лишение мира и спокойствия; причиною сего ты не должна ставить никого, но себя одну обвинять; по колебавшейся твоей вере, и все здание твоё клонится к разрушению. Ты много измышляла средств к успокоению своему, но ни на одном не надеешься обрести оного. Живши столько лет в обители, и получая во всём, по-внешнему, успокоение и уже с изнемогшими силами, где ты можешь найти оное? А о душенной пользе не во многих местах найдешь разговоры; и если ты покусилась к выходу, то ещё более нападут на тебя смутительные помыслы; а может быть подвергнемся и сильнейшим искушениям; будешь раскаиваться, но поздно, о оставлении обители и духовной матери. Советую тебе размыслить о сем, смирить себя, и, помолясь Богу, припасть к стопам твоей матушки, прося помилования и прощения тебя, и положи начало к благому деланию и повиновению; открой прежде свои язвы душевные и ищи врачевание в самообвинении, а в удостоверение и укрепление тебя в этом прочитай в 1-й части Добротолюбия св. Симеона Нового Богослова главы: 38, 39, 40, 41, 42 и 43, и сея главы молитвою молись ко Господу, – и это молитвенное правило, о котором ты просила. Ещё его ж в книге 12-ти слов прочти седьмое слово; а в 4 части Добротолюбия у св. Феодора Едесского прочти главы: 40, 41, 42, 43, 44, 45, да в Лествице степень 4-ю о послушании и 25 о смирении. Приими сей мой совет для пользы души твоей; верую, когда только преклонишь твоё произволение к сему, то почувствуешь успокоение; а когда низложишь гордого врага смиренным испрошением прощения, то и умиротворишься; избегай суждения: как мысленно, так и в разговорах. Если имеешь злопомнение на кого-либо из окружающих её, исторгни оное, вынь гвоздь, вонзенный в сердце твоём, и никого не вини, как выше сказал, но себя токмо обвиняй, и Господь призрит на смирение твоё и даст тебе мир. Когда ты была у нас, я то же советовал тебе; но ты, как видно, не понудила себя.

Желаю тебе мира и спокойствия, и остаюсь многогрешный И. М. 18 ноября 1853 года,


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle