Азбука веры Православная библиотека архимандрит Макарий (Веретенников) Грамота святителя Московского Макария архиепископу Новгородскому Пимену

Грамота святителя Московского Макария архиепископу Новгородскому Пимену

Источник

Выдающимся Предстоятелем Русской Церкви середины XVI века был митрополит Московский Макарий († 1563, память 30 декабря) – аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, собеседник святых современников, иконописец. По его инициативе были созваны знаменитые в истории Русской Православной Церкви Соборы, он заботился о прославлении святых, исправлении недостатков в жизни Церкви и искоренении лжеучений. Его Первосвятительство приходится на стык малолетства и зрелого возраста Иоанна Грозного. Митрополит Макарий впервые в истории Руси венчал царским венцом первого Московского государя. Это был выдающийся деятель русской культуры, замечательный книжник своего времени, известный своими большими организаторскими способностями. Он предпринял попытку и трижды – все с большим успехом осуществлял собирание воедино всей духовной литературы того времени, составив Великие Четьи-Минеи. С его именем связано первое систематическое изложение отечественной истории – составление Степенной книги, а также начало новой страницы в истории русской книжности – учреждение книгопечатания на Руси. Современники называли митрополита Макария чудным. Можно говорить, что с его именем связан весь период середины XVI века1.

В своей первосвятительской деятельности святитель Макарий проявлял постоянную заботу о монастырях2. Сохранились некоторые материалы, показывающие его попечение о знаменитом Соловецком монастыре, а также об игумене Филиппе (Колычеве; 1545–1548–1566). На следующий год после своего прибытия в Великий Новгород, в 1527 году, святитель выдал Соловецкому игумену Варлааму грамоту о невзимании пошлин с приписного к монастырю Петропавловского храма в Вирме3.

В 1538 году Соловецкая обитель перенесла сильный пожар. В феврале 1539 года был поставлен новый Предстоятель Русской Церкви – Митрополит Иоасаф (1539– 1542)4. Его интронизацию возглавил Новгородский архиепископ Макарий. В жалованной великокняжеской грамоте, данной Соловецкому монастырю в марте 1539 года, говорится, как о Соловках «поминал... богомолец... архиепископ Великого Новагорода и Пскова владыка Макарей, что у них по грехом манастырь згорел весь до основанья»5. Таким образом, находясь в Москве во время интронизации нового митрополита, святитель Макарий проявил заботу о нуждах пострадавшей Соловецкой обители. Со своей стороны великий князь Иоанн IV «по докладу о сем происшествии Макария архиепископа Новаграда и Пскова в вознаграждение убытков пожаловал монастырю кроме церковных вещей поморские деревни»6.

Вскоре после пожара для Соловецкого монастыря в Великом Новгороде были сделаны башенные часы, механизм которых хранится ныне в музее-заповеднике «Коломенское» в Москве. Надпись на большом колесе-шестерне в часах гласит: «В лета 7047-го (1539) благословение(м) и повеление(м) архиепископа Великого Новагорода и Пскова владыке Макаръи и при игумени Алексии зделаны бы(ша) сии часы на Словки, а делал архиепископлъ мастер Семен часовник»7. Часы названы в монастырской вкладной книге: «Митрополит Макарей дал 50 рублей, да книгу Никон в пятнацать рублев, да зделал часы болшия»8. Имя Митрополита Макария было внесено в монастырский Соловецкий синодик и возносилось в последующее время в обители на заупокойных молитвах.

В Соловецком монастыре в то время подвизался старец Иона (Шамин), духовный друг и сопостник преподобного Александра Свирского († 1533, память 30 августа), который был канонизован святителем Макарием в 1547 году9. Старцу Ионе был вручен во время монашеского пострига для духовного руководства новоначальный инок Филипп (Колычев), впоследствии Предстоятель Русской Церкви (1566–1568; † 1569; память 9 января)10.

Начало личных отношений игумена Филиппа со святителем Макарием можно отнести к 1551 году, когда в Москве проходил Стоглавый Собор, в работе которого участвовал Соловецкий игумен11. Затем, по окончании Собора, в мае 1551 года, в Москве был принят Соборный приговор о земельных приобретениях Церкви: «...царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии приговорил с отцом своим с Макарьем с Митрополитом всеа Русии, и с архиепискупы, и с епискупы, и со всем Собором, что вперед архиепискупом, и епискупом, и монастырем вотчин без царева и великого князя ведома и без докладу не покупати ни у кого; а князем, и детем боярским, и всяким [людем] вотчин без докладу им не продавати же; а хто купит или продаст вотчину без докладу, и у тех, хто купит, денги пропали, а у продавца вотчина взяти на государя царя и великого князя безденежно»12. Заканчивается Соборный приговор аналогичным предписанием на будущее время и о вотчинах, даваемых на молитвенную память «по душе» вкладчика13. Поэтому, когда И. В. Полев решил дать по своей духовной грамоте вкладом в Соловки село Пузырево, то это было сделано «по повеленью Макарья Митрополита всеа Русии»14. Данное первосвятительское «повеленье», очевидно, явилось результатом переписки игумена Филиппа со святителем Макарием. После осуждения в Москве в конце 1553 года распространившейся ереси на Соловки был сослан бывший Троицкий игумен Артемий, и в связи с этим игумену Филиппу 24 января 1554 года была направлена Соборная грамота. В ней говорилось о заблуждениях, осужденных на Соборе и были даны предписания о содержании в монастыре старца Артемия15.

Теперь стали известны новые данные об участии святителя Макария в судьбе игумена Филиппа. 7 августа 1555 года Первосвятитель направил грамоту Новгородскому архиепископу Пимену о соборном расследовании «обыскного списка» соловецкого старца Зосимы на игумена Филиппа16. Таким образом, летом 1555 года в Москве был Собор, время заседаний которого можно датировать концом июля началом августа 1555 года17. На Соборе был рассмотрен «обыскной список», присланный в Москву Новгородским архиепископом Пименом с соловецким старцем Зосимою. Содержание «обыскного списка», к сожалению неизвестно. Церковный Собор во главе с Митрополитом Макарием по рассмотрении дела оправдал Соловецкого настоятеля, который, очевидно, некоторое время находился при дворе Новгородского Владыки, и предписал отпустить его на Соловки, разрешив ему «игуменить» по-прежнему. Инока же Зосиму было предписано направить в какой-либо монастырь «под начало». Таково содержание остававшейся ранее неизвестной грамоты. Среди участников Собора кроме Митрополита Макария может быть назван Ростовский архиепископ Никандр18. Описываемые в грамоте события пришлись на разгар строительства на Соловках Успенского храма с трапезой, начатого в 1552 году19. На праздник Успения Пресвятой Богородицы в 1557 году игумен Филипп освятил его. Возможно, что соборное разбирательство в Москве, инициированное иноком Зосимой, было как-то связано со строительством Успенского храма в монастыре.

Во время новгородского периода жизни святителя Макария, когда обитель находилась в его каноническом ведении, отношения с настоятелем Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря, видимо, были постоянными, но эти отношения не прерывались затем и в течение последующего, московского периода жизни иерарха. Митрополит Макарий имел особый авторитет для святителя Филиппа. Из его Жития мы узнаем, что он, став Первосвятителем Русской Церкви, усердно стремился «последовать честным стопам» Митрополита Макария20. О причинах такого благоговения свидетельствуют приведенные здесь исторические свидетельства. Соборная грамота в связи со старцем Артемием и «повеленье» о вкладе Полева – это лишь некоторые штрихи, сохранившиеся до нашего времени и характеризирующие отношения двух церковных исторических деятелей. Новая грамота, посланная Новгородскому архиепископу Пимену, дополняет историю отношения святителя Макария и Митрополита Филиппа21. Можно говорить, что Митрополита Филиппа следует отнести к числу подвижников, с которыми святитель Макарий общался в течение своей жизни22.

Ниже приводится текст ранее не публиковавшейся грамоты.

Благословение Пресвященнаго Макария, Митрополита всеа Русии, о Святем Дусе сыну и сослужебнику нашего смирения Пимину, архиепископу Великого Новаграда и Пскова.

Прислал еси к нам обыскной список Соловетцкого монастыря игумена Филиппа с старцом того же монастыря Изосимою. И мы того твоего обыскного списка с архиепископом и епископы и с архимандриты и игумены соборне слушали. И по тому обыскному списку игумен Филипп прав, а старец Зосима виноват. И ты б того игумена благословил и игуменити в Соловетцком монастыре велел по старине и в монастырь его отпустил. А тому б еси старцу Зосиме и игумену Филиппу в своем съгрешении и за свою вину велел добити челом. А вперед бы еси в том Соловетцком монастыре тому старцу Зосиме жити не велел, а послал бы еси его в ыной в которой монастырь и велел его дати доброму старцу под начало. А тот обыскной список послали есьмы к тебе за своею печатью с тем же с твоим сыном боярским с Меншиком з Барниным.

А милость Божиа и Пречистые Богородицы и великих чюдотворцов молитва и благословениеда и нашего смирения благословение да есть всегда с твоим святительством во веки аминь.

Писана на Москве лета 7060 третьаго августа в 7 день (ММК. Рук. 684).

* * *

1

О Митрополите Макарий существует немалая научная, популярная и художественная литература. См.: Макарий (Веретенников), архимандрит. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография: XVIII-XIX вв.)// Макарий (Веретенников), архимандрит. Московский Митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996. С. 281–293; Макарий (Веретенников), архимандрит. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография: 1902– 1980 гг.)// Макариевские чтения: Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5–7 июня 1996 года). Можайск, 1996. Вып. 4. Ч. 1. С. 148–168; Макарий (Веретенников), архимандрит. Митрополит Макарий (Библиография: 1981–1995 гг.) // Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках истории культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Можайск, 1998. Вып. 5. С. 9–22; Макарий (Веретенников), архимандрит. Митрополит Макарий (Библиография: 1996– 2000)//Макарьевские чтения: Русские государи – покровители Православия. Материалы VIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2001. Вып. 8. С. 6–18).

2

Макарий (Веретенников), архимандрит. Монастырская реформа Новгородского архиепископа Макария// Макарьевские чтения: Монастыри России. Материалы VII научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2000. Вып. 7. С. 5–18. Об этом свидетельствует ряд грамот, данных святителем монастырям. См.: Макарий (Веретенников), архимандрит. Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского. М., 2002. С. 330, 334–337, 360–361, 396, 437. См. также духовную грамоту первой игумении Новодевичьего монастыря Елены (Девочкиной; † 1547), которая трижды называет в ней имя Первосвятителя (Московский Новодевичий монастырь. М., 1999. С. 113–120). Он освящал собор в честь отцев семи Вселенских Соборов в древнейшей столичной обители (Первый на Москве: Московский Данилов монастырь. М., 2000. С. 49–50).

3

Досифей, архимандрит. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1836. Ч. 3. С. 183–184; Акты социально-экономической истории Севера России конца ХV-ХVI в.: Акты Соловецкого монастыря 1479–1571 гг. / Сост. И. З. Либерзон. Л., 1988.С. 40. № 52; Макарий (Веретенников), архимандрит. Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С. 330.

4

Макарий (Веретенников), архимандрит. Митрополит Иоасаф и Троице-Сергиев монастырь// Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы Международной конференции 21 сентября – 1 октября 1998 г. М., 2000. С. 85–102.

5

Акты Соловецкого монастыря... С. 50. № 75.

6

Досифей, архимандрит. Географическое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1836. С. 69. См. также: Досифей, архимандрит. Летописец Соловецкий на четыре столетия от основания монастыря. М., 1847. С. 22–23.

7

В экспозиции музея-заповедника имеется также колокол из Пафнутьево-Боровского монастыря, который был отлит «Федькой Пушечником» в 1487 году. О нем есть упоминания в литературе. См.: Леонид (Кавелин), архимандрит. Историко-археологическое и статистическое описание Боровского Пафнутиева монастыря (Калужской губернии). Изд. 2-е / Под ред. И. Токмакова. Калуга, 1894. С. 74. Звон данного колокола несомненно слышал будущий святитель, поспешая на богослужение в соборный храм обители.

8

ММК. Вкладная книга Соловецкого монастыря № 1238. Л. 59. Рисунок часов см.: Соловецкий монастырь. Из архива архитектора-реставратора П. Д. Барановского / Составители В. А. Буров, В. А.Черновол. М., 2000. Т. 1. С. 70– 71. Табл. 6. Ниже в книге неточно воспроизведён текст надписи на часах (Там же. С. 136).

9

Одновременно с ним были прославлены и основатели Соловецкой обители, преподобные Зосима и Савватий. Их Жития были включены святителем Макарием в Великие Четьи Минеи.

10

Федотов Г. П. Собрание сочинений в двенадцати томах. М., 2000. Т. 3. С. 150; Лобакова И. А. Два вида Колычевской редакции «Жития Митрополита Филиппа"// ТОДРЛ. СПб., 2003. Т. 53. С. 537.

11

Ко времени пребывания в Москве можно отнести пожалования игумену Филиппу облачения и других льгот (Досифей, архимандрит. Летописец Соловецкий на четыре столетия... Изд. 4-е. М., 1847. С. 25–26).

12

Законодательные акты Русского государства второй половины XVI – первой половины XVII века. Тексты. Л., 1986. С. 31–32.

13

Там же. С. 33.

14

Акты социально-экономической истории Севера России конца XV-XVI в. Акты Соловецкого монастыря: 1479–1571 гг. / Составитель И. З. Либерзон. Л., 1988. С. 125. Cм. также: Досифей, архимандрит. Летописец Соловецкий... С. 27; Антонов А. В. К родословию Полевых XVI века // Русский дипломатарий. М., 2000. Вып. 6. С. 171.

15

ААЭ. СПб., 1836. Т. 1.С. 249–255. № 239.

16

ММК. Рук. 684. О собрании грамот в Музее Московского Кремля см.: Тутова Т. А. Коллекция грамот из ризницы Соловецкого монастыря (к истории документального комплекса) // Россия в IX-XX веках. Проблемы истории, историографии и источниковедения. М., 1999. С. 468–474. Текст грамоты см. в приложении к данной статье. Об архиепископе Пимене см.: Макарий (Веретенников), архимандрит. Новгородский архиепископ Пимен (1552–1570) // Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 2003. № 1 (35).С. 98– 137.

17

Ранее этот Собор нами не был отмечен. См.: Макарий (Веретенников), архимандрит. Соборы Русской Церкви в период Первосвятительского служения Митрополита Макария // Макариевские чтения: Соборы Русской Церкви. Материалы IX Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2002. Вып. 9. С. 18.

18

В грамоте из числа участников Собора святитель Макарий называет архиепископа. В то время в Русской Церкви было три архиепископа. Но Новгородский Владыка Пимен находился в Новгороде, куда ему была послана грамота и «обыскной список». Поставленный 3 февраля 1555 года святитель Гурий 26 мая отправился из Москвы в Казань и, следовательно, на данном Соборе он не был. В таком случае названный в грамоте архиепископ – это Ростовский Владыка Никандр. Об архиепископе Никандре см.: Макарий (Веретенников), архимандрит. Из истории русской церковной иерархии XVI века // Богословские труды. М., 1977. Сб. 33. С. 63–68.

19

Мельник А. Г. Ансамбль Соловецкого монастыря в XV-XVII веках. История. Архитектура. Оформление храмовых интерьеров. Ярославль, 2000. С. 24–38; Скопин В. В.; Щенникова Л. А. Архитектурно-художественный ансамбль Соловецкого монастыря. М., 1982. С. 17.

20

РГБ. Ф. 256. № 361. Сборник Житий конца XVI в. Л. 220. О митрополита Филиппе как о продолжателе трудов святителя Макария см.: Макарий (Веретенников), архимандрит. Жизнь и труды святителя Макария... С. 309–314.

21

Став митрополитом, святитель Филипп послал на Соловки печатный «Часовник печатной в четверть переплетен», о чём он писал в своей грамоте (Грамоты святого Филиппа, Митрополита Московского и всея России, в Соловецкую обитель//Душеполезное чтение. М., 1861. Ч. 3. С. 198). В послесловии Часослова говорится, что он был напечатан по благословению святителя Макария (У истоков русского книгопечатания. М., 1959. С. 220). С именем Митрополита Макария связана новая страница в истории древнерусской книжности – начало церковного книгопечатание. За это благодарные потомки изобразили его на памятнике 1000-летия России в Новгороде сидящим у печатного станка (Смирнов В. Россия в бронзе. Памятник Тысячелетию России и его герои. Новгород, 1993. С. 75–76).

22

Макарий (Веретенников), архимандрит. Митрополит Макарий и его святые современники // Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 1996. Вып. 4 (11). С. 158–172.


Источник: Макарий (Веретенников), архим. Грамота святителя Московского Макария архиепископу Новгородскому Пимену // Журнал Московской Патриархии. 2004. № 3. С. 62-67.

Комментарии для сайта Cackle