архимандрит Макарий (Веретенников)

Митрополит Макарий в православной гимнографии

10 декабря 2012 г.

Православная гимнография хранит богатейшие церковно-исторические и богословские традиции и представляет собою обширную область для благоговейного изучения. Историк русской гимнографии Ф. Г. Спасский пишет: “Церковно-литурги­ческое творчество знаменует собою богатство церковного, соборного духа <…> Литургические памятники православной Церкви являются выражением служения Богу в горении свободного человеческого духа. Творец гимна вольно отдает плод своего вдохновения на службу Церкви и его слова и мысли становятся достоянием церковным и соборным, конечно, если они созвучны полноте веры. В наших богослужебных книгах собраны принятые Церковью творения вдохновенных сынов ее, принесших свои труды для истолкования явлений церковной жизни. Большинство этих писателей канонизовано, что является печатью признания и восприятия их трудов церковным сознанием. Таким же знаком признания служит и многовековое упот­ребление в качестве богослужебных гимнов творений неканонизованных авторов”1. Как отмечает епископ Вениамин (Милов): “В светлых прозрачных глубинах церковного богословствования отразились Божественное откровение и убеждения наилучших на земле людей веры. Отсюда посредством слышания Богослужения истины веры и нравственности проникают в сознание и чувства верующих всех эпох”2.

Многогранная деятельность Всероссийского Митрополита Макария (†1563; пам. 30 дек.) нашла отражение в различных исторических источниках. Встречается его имя и в русской гимнографии. В древних списках служб о Святителе возносится мо-

Святитель Макарий, Митрополит Московский

литва как о здравствующем Предстоятеле Русской Церкви3. Его имя можно встретить и в богослужебных текстах, посвященных святым подвижникам, которые были его современниками. Будучи Новгородским архиепископом, святитель Макарий возвел в сан игумена новгородского святого, ученика преподобного Алек­сандра Свирского (†1533; пам. 30 авг.) – преподобного Макария Римлянина (ХVI в.; пам. 19 янв.). В его Службе читаем об этом: “Егда благодать Святаго Духа тя осени, преподобне Макарие, и руками архиерея Божия4 иерея освященнаго тя соверши…”5.

Хотя Служба преподобному Михаилу Клопскому (†1456; пам. 11 янв.) не содержит имя Святителя, однако из акростиха канона мы узнаём, что она была написана по благословению Новгородского владыки Макария: “В царство благочестивого Христолюбивого царя Иоанна всея России самодержца повелением Владыки (и) благословением Макария святейшего архиепископа Богоспасаемых градов Великого Новограда и Пскова благодарное им пение принесша всепреподобному Михаилу Клопот христолюбивому рукою пресвитера Илии”6. Иеромонах Илия, служивший в домовой церкви Новгородского святителя Макария, при написании Службы таким образом отметил в акростихе имя Владыки, благословившего написание Службы. В контексте акростиха имя преподобного Макария говорит о святителе Макарии, а по содержанию тропаря канона – о египетском подвижнике. “Амбивалентность данного имени в этом случае не случайна: Митрополит Макарий несомненно чтил своего Небесного покровителя – преподобного Макария Египетского7.

Наиболее отражен в гимнографии московский период деятельности святителя Макария (1542–1563). В 1552 году была покорена Казань, а в 1555 году в Русской Церкви была учреждена Казанская епархия и в Казань был поставлен первый Казанский святитель – архиепископ Гурий (†1563; пам. 4 дек.). Его сподвижниками явились святители Герман (†1567; пам. 23 июня) и Варсонофий (†1576; пам. 11 апр.). В их Службах чаще называется царь Иоанн Грозный и реже – Митрополит Макарий. Святитель Димитрий Ростовский (†1709; пам. 28 окт.), автор Службы архиепископу Гурию Казанскому, говорит в каноне о его архиерейской хиротонии: “Благословением Первосвятителя, поставляешися пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани, идеже прелестию врага омраченныя люди, светом благоразумия просветил еси”8. Почти дословно об этом же говорится и в каноне Службы на праздник обретения честных мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского: “Благословением крайняго Святителя поставляешися пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани…”9. В Казань святитель Гурий был послан вместе с будущими иерархами Германом и Варсонофием. В Службе святителю Герману говорится: “Гласом предержащего и собором Первосвятителей основателем великиа обители посылаешися”10.

Митрополит Макарий в течение своей жизни часто общался с духоносными подвижниками середины XVI века. Современником святителя Макария был преподобный Адриан Пошехонский (†1550; пам. 5 марта), приходивший в Москву, чтобы получить благословение на основание монашеской обители в Ярославских пределах. В Службе Преподобному кратко говорится о его посвящении в священный сан11 и подробнее – в более позднем гимнографическом памятнике – Акафисте: “Проповедник чудес Божиих явился еси, преподобне отче, пришел от пустыни твоея в царствующий град Москву, идеже от Первосвятителя Макария с любовию восприятый, во иерея от него освящен был еси и игуменом обители твоея поставленный, со многою милостынею в ню возвратился еси, благодарственно взывая ко Господу: Аллилуиа”12. Об этом говорится также и в Службе на обретение честных мощей Преподобного: “Священством, паче же и старейшинством, от святителя честно почтен был еси, преподобне”13.

С именем Митрополита Макария можно связывать начало церковного почитания преподобного Максима Грека (†1555; пам. 21 янв.), о чем говорится в Службе святому. В стихире по 50-м псалме читаем: “Егда страдания претерпевал еси, преподобне Максиме, тогда плача и рыдая, молил еси святителя Макария: даждь ми узрети Святую Гору – молитвенницу о вселенней. Он же со слезами вопияше ти: О Максиме! Вижду тя невиновна молитвенника и сокрушаюся, узы твоя яко единаго от святых целую, а помощи не могу ти. Но, о преподобне отче, молися прилежно Богу и Матери Его спастися сетей вражиих нам невредимым”14.

Святитель Макарий, Митрополит Московский

В службе святому Василию Московскому, Христа ради юродивому (†1557; пам. 2 авг.), говорится о его блаженной кончине, но ничего не говорится о погребавшем его святителе Макарии, о чем известно из Жития Святого. “Егда преставился еси, преблаженне Василие, тогда стекошася царие и князи, и вси собори Российстии, юноши и девы, старцы со юнотами твоим честным мощем поклонитися и воскликнуша купно вси память вечную, Христа величающе”15.

Памятуя выражение Жития Митрополита Филиппа (1566–1568; †1569; пам. 9 янв.) о его подражании святителю Макарию16, можно думать, что автор-гимнограф имел это же в виду в его Службе, говоря о нем: “…преемник благочестия явился еси”17.

Прославлен святитель Макарий был в лике святых в 1988 году на Юбилейном Соборе в год празднования Тысячелетия Крещения Руси. При этом на Соборе было принято решение: “Службы сим новым Российским чудотворцам составить особые, а до времени составления таковых, после сего дня прославления памяти их отправлять общие по ликам и чинам: святителям – святительские…”18. Для создания служб новоканонизованным святым была образована Синодальная богослужебная комиссия. 11 августа 1992 года Священный Синод утвердил ряд чинопоследований новым святым и среди них службу и акафист святителю Макарию19.

В Службе Святителю, составленной в наши дни после его канонизации, прославляются его труды, подвиги и добродетели20. Отмечается, что в Службе он почитается прежде всего за свои просветительские труды21. Текстологически служба святителю Макарию “связана с нарративными памятниками о Митрополите Макарии”22. В Акафисте показана география подвигов Святителя, а затем его деятельность описана тематическим образом. В 8-м кондаке Акафиста воспроизведена цитата из Повести о московском пожаре 1547 года: “святителю отче наш Макарие, в подвизех и постех присно пребывая, кроток же, смирен и милостив был еси, отроком в незлобии подражая всегда, совершен умом быв, поя Всемилостивому Богу: Аллилуиа”23. В девятом кондаке и икосе прославляются его книжно-просвети­тельские труды, отмечена новая странница в церковной книжности: “Радуйся, начало книгопечатанию положивый”24.

В последнее время в различных публикациях получила освещение литературно-богословская деятельность Соловецкого книжника инока Сергия (Шелонина)25, труды которого приходятся на первую половину-середину XVII века. Для его творчества характерно соборное прославление русских святых. В составленном им каноне всем святым в пятом тропаре восьмой песни канона на утрени читаем: “Макария, блаженьству тезоименитаго, святителем славу, со Афанасием Филиппа, и Геронтия, и Даниила с ними же и Геннадия воспоем, животныя светилники, купно со Аркадием и Александром премудрыми”26.

Имя Предстоятеля Церкви XVI века встречается и в службе святому XIX века, митрополиту Филарету (†1867; пам. 19 нояб.), написанной в наше время. В стихирах на Господи воззвах на великой вечерне говорится о Московских иерархах-чудотворцах, подвигам которых подражал святитель Филарет. Порядок стихир соответствует хронологической последовательности Московских иерархов. В пятой стихире читаем: “Премудрость книжную возлюбивый и собор святых русских прославивый, святителю чудный Макарие, восхвали ныне труды и подвиги Филарета бого-

Святитель Макарий, Митрополит Московский

мудраго, яко Церкве нашея похвалу и утверждение”27. Аналогичная мысль проведена и в акафисте митрополиту Филарету, однако в нем, в отличие от службы, отмечена только добродетель прославления Митрополитом Макарием святых угодников. В первом икосе акафиста святителю Филарету читаем: “Радуйся, святителей Московских преемниче и в благодати им наследниче… Радуйся, яко Макарий, русских святых усердно почитавый”.

Канонизация святых последних лет расширила лик святых современников, с которыми общался святитель Макарий: это святитель Суздальский Варлаам28, преподобная Елена, первая игумения Новодевичьей обители в Москве. В ее духовной грамоте трижды упоминается имя святителя Макария29. При составлении этим святым служб в них может быть названо имя святителя Макария.

“Каждый день церковного года освящается памятью святых, которым воздается в Богослужениях данного дня особое молитвенное почитание”30. Прославляя святых угодников Божиих, Церковь одновременно подразумевает и чтит в некоторых службах святителя Макария, послужившего данным святым своими трудами, хотя он и не всегда в песнопениях Служб назван по имени31. Его имя в гимнографии русских святых обусловлено преимущественно исполнением им своих архипастырских обязанностей. Лучше освещен в гимнографии Московский период жизни Святителя. Гимнография русских святых дополняет наше представление о жизни и деятельности замечательного Первоиерарха Русской Церкви XVI века. Богатое русское духовное гимнографическое наследие, которым живет наша Церковь, хранит в себе духовный образ Митрополита Макария.

Список сокращений

ЖМП – Журнал Московской Патриархии.

ТОДРЛ – Труды Отдела древнерусской литературы Института русского языка и литературы (Пушкинский дом).

* * *

1

Спасский Ф. Г. Священное Предание в богослужебных книгах // Богословская мысль. Труды Православного богословского института в Париже. Париж, 1942. С. 133–134.

2

Епископ Вениамин. Чтения по литургическому богословию. Брюссель, 1977. С. 154.

3

См. Священник П. Веретенников. Московские Соборы 1547 и 1549 годов // ЖМП. 1979. № 12. С. 76. Прим. 39.

4

Здесь и далее курсив в богослужебных текстах наш.

5

2-я стихира на литии // Минея Январь. Изд. Московской Патриархии, 1983. Ч. 2. С. 147.

6

Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество (по современным Минеям). Париж, 1951. С. 199; Минея Январь. Изд. Московской Патриархии, 1983. Ч. 1. С. 393–406.

7

Архимандрит Макарий. Подвижничество Всероссийского Митрополита Макария (Заметки в связи с семантикой имени) // Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Вып. 5. Можайск, 1998. С. 43–44.

8

2-й тропарь 4-й песни канона на утрени // Служба святителю Гурию, первому архиепископу Казанскому. М., 1872. Л. 9 об.; Минея Декабрь. М., 2002. Ч. 1. С. 180.

9

Минея Октябрь. М., 1980. С. 109.

10

1-я стихира на литии // Минея Ноябрь. Изд. Московской Патриархии. 1980. Ч. 1. С. 162. Аналогичным образом говорится и в Акафисте святителю Герману о его назначении в Казань; царь “избра тя Собором Церкве в сослужебника святителю Гурию” (3-й икос // Акафисты русским святым. А-Г. СПб., 1995. С. 581).

11

“Священства благодать прием на земли, отче преподобне, в Скинии Небесней ныне священнодействуеши и со дерзновением молиши Триединаго Бога о Церкви святей и обители твоей, почитающей верно святую память твою” (3-й тропарь 6-й песни канона на утрени // Служба со акафистом святому преподобному Адриану, игумену Пошехонскому чудотворцу. М., 1912. Л. 11).

12

6-й икос // Там же. Л. 18–18 об.; Акафисты русским святым. А-Г. С. 105. К сожалению, неизвестно, кто является автором данного Акафиста. Известные нам исследователи ничего об этом не говорят (См. Попов А. Православные акафисты за Синодальный период русского песнотворчества // Православный собеседник. Казань, 1902. Ч. 1. С. 33–64, 241–266, 317–337, 474–27, 611–639, 753–779; Ч. 2. С. 148–196; 277–324; 437–478; 585–638; 741–790; 1903. Ч. 1. С. 555–596; Ч. 2. С. 93–176; 337–346; 501–536; 682–696; Протоиерей А. Зноско. Акафистное творчество Русской Православной Церкви // Церковный вестник. Варшава, 1971. № 12. С. 4–13; 1972. № 1. С. 12–21; № 12. С. 5–9; № 5. С. 4–10; № 9. С. 14–22).

13

Минея Ноябрь. М., 1981. Ч. 2. С. 136.

14

Минея Январь. М., 1983. Ч. 2. С. 238.

15

3-й тропарь 9-й песни канона на утрени // Минея Август. Изд. Московской Патриархии, 1989. Ч. 1. С. 84.

16

Федотов Г. П. Собрание сочинений в двенадцати томах. Т. 3: Святой Филипп, Митрополит Московский. Приложение: Житие и подвиги Филиппа, Митрополита Московского и всея России. М., 2000. С. 176; Архимандрит Макарий. Святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси. М., 1996. С. 309–314.

17

Славник на стиховне вечерни // Минея Январь. Изд. Московской Патриархии, 1983. Ч. 1. С. 326.

18

Тысячелетие Крещения Руси. Поместный Собор Русской Православной Церкви. Троице-Сергиева Лавра, 6–9 июня 1988 года. Материалы. Изд. Московской Патриархии, 1990. С. 23.

19

17 июля 1997 года Священный Синод своим постановлением упорядочил поминовение Московских Первосвятителей, включив в их лик имена канонизованных Предстоятелей Русской Церкви и среди них – Митрополита Макария (Определения Священного Синода // ЖМП. 1997. № 8. С. 14). В последнее издание Служебника в литийное прошение включено имя святителя Макария (Служебник. М., 2004. С. 26, 33).

20

См.: Служба и акафист святителю Макарию, Митрополиту Московскому и всея Руси Чудотворцу / Составитель архимандрит Макарий. М., 1995; Святитель Макарий, Митрополит Московский: Служба, акафист и житие / Составитель архимандрит Макарий. М., 2000. Служба святителю Макарию вошла также в месячные Минеи (Минея Декабрь. М., 1999. Ч. 2. С. 531–540; Минея Декабрь. М., 2002. Ч. 2. С. 545–558). Славянским шрифтом служба была издана Сретенским монастырем (1997) – включена в репринт издания: Миниа месяц Декемврий. Киев, 1893. С. 661–672. Акафист святителю Макарию был включен в состав сборников (Акафисты русским святым. Д-М. С. 563–579; Акафистник. Нижний Новгород, 1996. Кн. 3. С. 328–345; Акафисты, молитвы и тропари по месяцам и дням с присовокуплением краткого описания житий святых. Тернополь, 2003. Январь. С. 65–81), опубликован канон (Русский Каноник. Каноны русским святым. М.; СПб., 2002. С. 67–77).

21

Карпов А. Ю. Москва державная: Хроника год за годом. М., 1996. С. 285.

22

Архимандрит Макарий. О службе Митрополиту Московскому Макарию // Гимнология. Материалы Международной научной конференции “Памяти протоиерея Димитрия Разумовского” (к 130-летию Московской консерватории 3–8 сентября 1996). М., 2000. Кн. 1. С. 45.

23

Служба и Акафист святителю Макарию… М., 1995. С. 23.

24

Там же. С. 35.

25

Дмитриев Л. А.; Сапожникова О. С.; Чумичева О. В. Сергий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3: (XVII в.). Ч. 3: П-С. СПб., 1998. С. 343–351; Сапожникова О. С. Неизвестные сочинения соловецкого книжника Сергия Шелонина // Русь и южные славяне. Сборник статей к 100-летию со дня рождения В. А. Мошина (1894–1987). СПб., 1998. С. 340–355.

26

Инок Сергий (Шелонин). Канон всем русским святым // Альфа и Омега. 2002. № 2(32). С. 176; Панченко О. В. Из археографических разысканий в области соловецкой книжности. II “Канон всем святым, иже в Велицеи России в посте просиявшим” – сочинение Сергия Шелонина // ТОДРЛ. Т. 56. СПб., 2004. С. 479.

27

Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, чудотворец. Служба и житие. М., 2004. С. 10.

28

Архимандрит Макарий. Епископ Суздальский и Тарусский Варлаам // ЖМП. 2002. № 7. С. 44–51.

29

Московский Новодевичий монастырь. М., 1999. С. 113–120.

30

Протоиерей С. Булгаков. Православие. Очерки учения Православной Церкви. Париж, б. г. С. 268.

31

Подобный элемент безымянности характерен и для записок иностранцев, упоминающих о Митрополите Макарии без указания его имени (Архимандрит Макарий. Свидетельства иностранцев о Всероссийском Митрополите Макарии // Православие и Россия: Канун третьего тысячелетия. Томск, 2000. С. 42).


Источник: Журнал «Альфа и Омега»

Вам может быть интересно:

1. Последние годы архиерейства святителя Макария в Великом Новгороде архимандрит Макарий (Веретенников)

2. Из церковной жизни православного Востока: I. Евхаристический конгресс римских католиков в Иерусалиме профессор Иван Николаевич Корсунский

3. Из академической жизни: Виктор Михайлович Васнецов ― почетный член Императорской Московской Духовной Академии профессор Митрофан Дмитриевич Муретов

4. Житие преподобного отца нашего Мелетия, подвизавшегося на горе Миупольской епископ Николай Мефонский

5. Святость Руси профессор Константин Ефимович Скурат

6. Полезное издание [Рец. на:] Языков Д. Д. Обзор жизни и трудов покойных русских писателей профессор Алексей Петрович Лебедев

7. Иоанн (Соколов), епископ Смоленский, как проповедник профессор Николай Иванович Барсов

8. Подвиги и страдания сщмч. Космы Равноапостольного протоиерей Александр Горский

9. Жизнь святого Саввы, первого архиепископа Сербского профессор Петр Симонович Казанский

10. Житие блаженного мар Авгена начальника иноков в стране Ниcибинской на горе Изла священномученик Пимен (Белоликов)

Комментарии для сайта Cackle