Дмитрий, митрополит Новгородский и Великолуцкий (Сеченов Даниил Андреевич)
Родился 6 декабря 1709 года в дворянской семье.
Образование получил в Московской Славяно-греко-латинской академии.
В конце 1729 года или в начале 1730 года, еще студентом, пострижен в рясофор с именем Дисидерия и рукоположен во иеродиакона.
17 марта 1731 года пострижен в мантию с именем Димитрия и 24 ноября того же года рукоположен во иеромонаха.
По окончании курса обучения оставлен при академии учителем.
29 сентября 1738 года назначен академическим проповедником.
С 4 декабря 1738 года – настоятель Свияжского Богородицкого монастыря и управляющий делами новокрещеных Казанской епархии.
11 сентября 1740 года возведен в сан архимандрита и назначен управляющим делами новокрещеных Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний.
14 сентября 1742 года хиротонисан во епископа Нижегородского. 9 августа 1748 года по болезни, согласно прошению, уволен на покой в Казанскую Раифскую пустынь.
24 февраля 1752 года вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде.
С 21 июня 1752 года – епископ Рязанский и Муромский.
22 октября 1757 года возведен в сан архиепископа и назначен в Новгород.
8 октября 1762 года возведен в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого.
В ноябре того же года назначен членом духовной комиссии о церковных имениях и о составлении духовных штатов.
30 июня 1767 года награжден драгоценной панагией и назначен депутатом от Святейшего Синода и всего русского духовенства в Комиссию по созданию свода законов вместо Уложения 1649 года.
Скончался 14 декабря 1767 года.
На долю преосвященного Димитрия выпал жребий служения великому и трудному делу обращения в Православие инородцев: татар, чуваш, черемис, мордвы и вотяков. Дело это он исполнял в продолжение 10 лет честно, с мужественным самоотвержением и большим успехом.
При назначении его епископом Нижегородским и Алатырским ему снова было поручено трудиться над просвещением инородцев. Продолжая миссионерскую деятельность в сане епископа, преосвященный Димитрий строил церкви, открывал школы, крестил более 5 000 инородцев и добился для них различных льгот.
Однажды при обозрении епархии епископ Димитрий подвергся нападению мордвы и едва живым спасся в церкви ближайшего села.
Большое внимание преосвященный Димитрий обращал на духовное просвещение во вверенных ему епархиях.
В Нижегородской и Рязанской епархиях он построил для духовных семинарий новые здания, ввел ряд новых предметов обучения (в Рязанской – греческий язык и философию).
В Новгородской семинарии ввел преподавание немецкого языка и географии, увеличил средства на содержание семинарии и учредил контору для производства семинарских дел. В тринадцати городах Новгородской губернии он открыл духовные училища.
Отличительный чертой преосвященного Димитрия была любовь к храмоздательству. Особенно много церквей им было построено в Новгородской епархии. В городе Новгороде в 1759 году построен теплый собор в честь Входа Господня в Иерусалим.
Заботился преосвященный Димитрий и о монастырях и делал им от себя лично значительные пожертвования.
Преосвященный Димитрий прославился и как замечательный проповедник.
Своими проповедями он был известен и в Петербурге.
К его мудрым советам прислушивалась даже императрица Екатерина II.
Она высоко ценила его проницательный ум, богатые знания в области богословской и Церковно-исторической, его заботы о духовном просвещении.
В деятельности преосвященного Димитрия следует отметить и его участие в борьбе с расколом. Он добился, что к надзору за раскольниками были привлечены военные и гражданские власти.
За свою многообразную деятельность митрополит Димитрий имел ряд наград. Скончался митрополит Димитрий от апоплексического удара во время пребывания своего в Москве в числе участников в работе Комиссии по созданию свода законов.
Тело его было торжественно перевезено для погребения в Новгород.
Труды: Последование в Неделю Православия // Русский архив. – 1870, № 4 и 5. – С. 752.
Проповеди. (Напечатаны весьма немногие).
Литература: Макарий (Миролюбов), архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о Нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. – С. 110–112, 113, 115, 117, 121, 123, 124–126.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 4. – С. 1529; кн. 5. – С. 209–211, 262, 328, 2 3 9, 1180–1181. 1305, 1306, 1328, 1333, 1370–1372, 1383, 1451, 1454, 1471–1473: кн. 6. – С. 283, 327–328, 349, 413.
Скрыпченко М. Митрополит Димитрий Сеченов (кандидатское сочинение). – Казань, 1896.
Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. – СПб., 1905. – С. 127, 130.
Щегольков H. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. – Арзамас, 1911. – С. 84, 85.
Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. – М., [1914]. – С. 39.
Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год / Ред. А. Гатцук. – М., 1832–1891, 1883. – С. 130.
Булгаков С. В., Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1406, 1407, 1411.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 37, 416, 606.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 65.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 246.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 65.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 19. 36, 58.
Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. – М., 1843. – С. 33, 34.
Браил. Церковные вопросы в России и русские духовны е ведомости Браила. 1896. – С. 47.
Руководство для сельских пастырей. – Киев, 1860 – 1917, 1867, № 45, 47, 51.
Арзамасская Высокогорская пустынь // Русский паломник. – 1916, № 20. – С. 308–310.
Новгородские епархиальные ведомости. – 1895.
Известия по Казанской епархии. – 1907, № 8. – С. 242; № 9. – С. 264–265; № 10. – С. 298.
Православный собеседник. – Казань, 1858, октябрь. – С. 233.
– 1874, июнь. – С. 93–104.
– 1875, февраль. – С. 99–143.
– 1909, ноябрь. – С. 598.
– 1910, январь. – С. 28; март. – С. 307.
– 1912, октябрь. – С. 578.
– 1914, апрель. – С. 628.
Христианское чтение. – СПб., 1876, сентябрь-октябрь. – С. 244.
Исторический вестник. – 1855, февраль. – С. 466.
– 1884, октябрь. – С. 127; декабрь. – С. 560–561.
– 1887, январь. – С. 138.
– 1888, январь. – С. 184; февраль. – С. 426.
– 1900, октябрь. – С. 250, 256.
– 1905, апрель. – С. 97.
Русская старина. – 1871, т. 3. – С. 140, 262.
– 1873, октябрь. – С. 69.
– 1874, август. – С. 778.
– 1876, февраль. – С. 455; апрель. – С. 725, 729, 735–737, 756.
– 1878, декабрь. – С. 712.
– 1879, август. – С. 460, 590, 606; октябрь. – С. 178–197.
– 1880, январь. – С. 125.
– 1881, январь. – С. 6; май. – С. 173–714; сентябрь. – С. 443.
– 1882, январь. – С. 29; август. – С. 402–403.
– 1886, февраль. – С. 289.
– 1888, март. – С. 755.
Православное обозрение. – 1868, июль. – С. 399.
Русский архив. – 1872, № 3. – С. 459.
Святый Димитрий, митрополит Ростовский // Русский архив. – 1895, кн. 2. – С. 10.
Русский архив. – 1904, кн. 1, № 4. – С. 639.
Журнал Московской Патриархии. – 1959, № 11. – С. 49.
Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1903–1912, т. 3. – С. 141.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 4. – С. 1051.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 735: т. 2. – С. 1675, 1899, 1973.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.: М., 1896–1913, т. 6. – С. 394–395.