Гурий (Степанов), архп. Суздальский, Владимирской епархии
Родился в 1880 году. Среднее образование получил в Казанской духовной семинарии. По окончании семинарии в 1902 году поступил в Казанскую духовную академию. Еще, будучи студентом, в апреле 1905 года пострижен в монашество, а в марте 1906 года возведен в сан иеромонаха.
В 1906 году окончил академию. За все четыре года пребывания в академии о. Гурий зарекомендовал себя выдающимися способностями и блестящими успехами по всем предметам академического курса, благодаря чему всегда сохранял за собою место первого студента. Сочинения его носили печать талантливости и учености. К этим качествам еще надо присовокупить его апологетическую ревность и дар проповедничества, растворенный силой убедительности. Склонность и способность его к ученым занятиям проглядывает в его сочинениях – семестровых и курсовых. За время академического курса он изучил языки английский и немецкий, столь необходимые для изучения буддизма. По специальным предметам монгольского отдела приобрел настолько достаточные познания, что по окончании академии без дополнительной подготовки был допущен к преподаванию этих предметов студентам академии. Курсовое сочинение его на тему: «Буддизм и христианство в их учении о спасении», оказалось настолько хорошим, что ему была присуждена полная студенческая премия митрополита Макария и признано заслуживающим степени магистра.
Бывший доцент академии архимандрит Иннокентий (Ястребов) сказал об о. Гурии, что «в лице его академия приобрела свежую талантливую силу с светлой горячей головой и чистым сердцем. Появление такого произведения в печати должно приветствовать как одно из лучших учено-апологетических исследований; автору же его мы с своей стороны считаем вполне возможным и справедливым присудить за такой труд степень магистра богословия».
Иеромонах Гурий в течение академического курса учения состоял на монгольском отделении миссионерской группы. Принимая во внимание вышеизложенную рекомендацию, Совет Академии единогласно постановил избрать иеромонаха Гурия кандидатом на замещение освободившейся в Академии кафедры калмыцкого языка с соединенными с ним предметами и утвердить его в звании исполняющего должность доцента. После утверждения ему была дана командировка на годичный срок в С.-Петербург для ученых занятий по своей специальности.
29 сент.1910 года иеромонах Гурий утвержден в звании экстраординарного профессора Академии. Указом Св. Синода от 26 мая 1912 года иеромонах Гурий был назначен на должность инспектора Казанской духовной академии и возведен в сан архимандрита.
С 22 сент.1912 года архимандрит Гурий был назначен временно преподавателем миссионерских предметов на миссионерских курсах.
В 1915 году архимандриту Гурию определением Совета присвоено звание доктора церковной истории за сочинение: «Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племен».
Еще, будучи студентом академии, архимандрит Гурий выступил уже на литературное поприще и к окончанию академии имел целый ряд трудов, отпечатанных в различных журналах.
До закрытия академии занимал должность ректора Казанской духовной академии. В 1918 году был участником Священного Собора Российской Православной Церкви.
Далее упоминается как настоятель Московского Покровского монастыря, затем как противомусульманский миссионер.
26 янв.1920 года был хиротонисан во епископа Алатырского.
С 1921 по VII.1923 г. епархией не управлял.
В июле 1923 года назначен Свят. Патр. Тихоном, управляющим Петроградской епархией.
Ознакомившись на месте с тяжелым положением Русской Православной Церкви в этой епархии от засилия обновленцев, он тотчас же покинул Ленинград и уехал в Псково-Печерский монастырь, где поступил в число братии.
В 1924 году возведен в сан архиепископа и в феврале этого же года назначен архиепископом Иркутским.
25 июня 1930 года назначен архиепископом Костромским, но от управления епархией отказался.
С 13 авг.1930 года – архиепископ Суздальский.
С 8 мая 1931 года отстранился от церковной жизни. Был духовным писателем. Сотрудничал в журнале «Жизнь Востока».
Мы делали неоднократные попытки узнать в б.редакции журнала «Жизнь Востока», под каким псевдонимом писал он свои статьи в этом журнале, но они не привели ни к чему.
Дальнейших сведений о нем не имеем.
+ 1938 г. возле Новосибирска.
Труды:
К статье Воробьева: «Вениамин Цуцек-Григорович».
«Русская Старина» 1900.
«Христианский взгляд на собственность».
«Деятель» 1904.
«Религиозное верование корейцев».
«Прав. Благовестник» 1905.
«К вопросу о панмонголизме».
«Прав. Собес.» 1905.
«Государство и Церковь».
«Тамбов. Еп. Вед.»
«О митрополите Вениамине Цуцек-Григоровиче».
«Изв. Каз. епарх.» 1905.
«Христианство пустоты».
«Вера и Церковь» 1906.
«Учение древнего буддизма».
«Вера и Церковь» 1906.
«Неоидеализм и христианство”.
«Возрождение» 1906.
«Философия буддизма».
«Прав.Собес.» 1908, янв.-февр., стр.336–354, 124–134.
«Похвальное слово в честь и память Святейшего Патриарха Гермогена».
«Изв. Каз. еп.» 1908.
«Тайна христианской жизни». 1908.
«Блаженная кончина Архиепископа Димитрия».
«Изв. Каз. Еп.» 1908.
«Философия смерти и религия истинной жизни».
«Христианин» 1908.
«Слово на день св. Архистратига Божия Михаила», сказанное в церкви Казанской духовной академии.
«Прав. Собес.» 1911, дек., стр.732–742.
«Буддизм и христианство в их учении о спасении».
Казань, 1908.
«Калмыки». Статья в «Прав. Богосл. Энциклопедии».
«Нигилистический принцип буддийской философии».
«Прав. Собес.» 1909, апр., стр.508–513.
«О крещенных калмыках в станицах астраханского казачьего войска».
«Прав. Собес.» 1910, март, стр.402.
«Православная миссия среди ламаитов и меры к ее наилучшей постановке» .
«Прав. Собес.» 1911, янв. -март, стр.95–133, 322–345.
«Православная миссия среди калмыков».
«Прав. Собес.» 1911, июль-авг., стр.3–97
«Донские калмыки и история их христианского просвещения».
СПБ, 1911.
Работа по дневнику о. Иоанна Кронштадтского; «Моя жизнь во Христе».
«Прав. Собес.» 1912, апрель.
«Кончина и погребение воспитанника Пятого класса Казанской духовной семинарии».
«Богослужебные и религиозно-нравственные переводы на калмыцкий язык».
«Первая православная миссия среди калмыков и ее историческая жизнь».
«Прав. Собес.» 1914, февр.-апр., стр.27, 434–492, 626–696.
«Забытая жатва». Миссионерская деятельность среди приволжских калмыков.
«Прав. Собес.» 1915, янв., стр.3–49.
«Православная миссия среди ламаитов и меры к ее наилучшей постановке».
Казань, 1915.
Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племен.
Том I, часть I и II. Казань 1915.
«Богозданный человек». Рукопись Моск. Дух. Акад.
Отзывы:
Данные доцентом Казанской духовной академии Гурием (Степановым) на кандидатские сочинения студентов Казанской духовной академии.
О сочинении А. Житова: «Православное пастырство по примеру и учению о.Иоанна Кронштадтского».
«Прав. Собес.» 1912, февраль, стр. 152–154.
О сочинении студента иеромонаха Назария (Андреева):
«Православная миссия среди астраханских калмыков за последнее сорокалетие».
«Прав. Собес.» 1914, июнь, стр.385–392.
О курсовом сочинении студента священника Леонида (Салацкого); «Святой Иоанн Дамаскин как догматист». Догматическое учение Православной Греко-Восточной Церкви и разности в вероучениях католиков и протестантов».
«Прав. Собес.» 1914, июль-август, стр.424–428.
На сочинение студента Покровского Митрофана:
«Сибирская миссия в первой половине ХVIII века и ее выдающиеся деятели».
«Прав. Собес.» 1915, март, стр.207–209.
О сочинении студента Виноградова Виктора:
«Основные черты жизни Будды, по текстам буддийских религиозных книг в сравнении с евангельскими повествованиями».
«Прав. Собес.» 1916, февраль, март, апрель, стр.82.
О сочинении студента диакона Вениамина»
«Разбор буддийской книги».
«Прав.Собес.» 1916, февраль, март, апрель, стр.76.
О сочинении студента Дмитриевского Александра:
«Мероприятия русского правительства в отношении крещенных и некрещенных калмыков».
«Прав. Собес.» 1916, май-июнь, стр.120.
О сочинении студента Иванова Владимира:
«Воззрения ламаитов на посмертное существование души, по рукописи: «Чойджид дохиншн туджи арошиба» и критический разбор их.
«Прав. Собес.» 1916, май-июнь, стр.154.
О сочинении студента иеромонаха Гервасия Малинина:
«Смысл и значение страданий в буддизме и христианстве».
«Прав. Собес.» 1916, май-июнь, стр.235–238.
О сочинении студента Николаева Николая: «Исторический очерк русского законодательства в отношении крещеных и некрещеных бурят, его значение в деле Православной миссии».
«Прав. Собес.» 1916, май-июнь, стр.269.
О сочинении заведующего канцелярией Училищного Совета при Св. Синоде Павла Николаевича Лупова: «Христианство у востяков в первой половине XIX века».
«Прав. Собес.» 1916, июль-авг., стр.388–410.
О сочинении студента Трофименко Михаила: «Буддизм Махаяны» и критический разбор его с христианской точки зрения».
«Прав. Собес.» 1914, июль-авг., стр.430–434.
О сочинении студента Сердюкова Николая: «Шаманизм сибирских инородцев и влияние на него христианства»
«Прав. Собес.» 1916, июль-авг., стр.299.
Отзывы о нем:
Отзыв профессора В.А.Никольского о сочинении иеромонаха Гурия на тему: «Буддизм и христианство в их учении о спасении».
«Прав. Собес.» 1911, март, стр.70–77.
Отзыв профессора И.В.Попова о сочинении и.д.доцента Казанской духовной академии иеромонаха Гурия под заглавием: «Буддизм и христианство в их учении о спасении».
«Прав. Собес.» 1911, март, стр.61–69.
Литература:
«Церк.Вед.» 1910, № 48, стр.443.
«Прав.Собес.» 1907, январь, стр.II (отчет).
-«- 1907, октябрь, стр.58.
-»- 1908, январь, стр.16 (отчет).
-«- 1909, февраль, стр.97 (отчет) и 101.
-»- 1909, апрель, стр.514–518.
-«- 1909, июнь, стр.773–789.
-»- 1909, декабрь, стр.17.
-«- 1911, март, стр.322–345.
-»- 1911, апрель, стр.20 (отчет).
-«- 1911, июль-авг., стр.238, 239, 3–97.
-»- 1911, декабрь, стр.18 (отчет).
-«- 1912, октябрь, стр.225.
-»- 1912, декабрь, стр.47 (отчет).
-«- 1913, апрель, стр.150, 166, 167, 168, 177.
-»- 1914, июль-авг., стр.77 (отчет).
-«- 1915, июль-авг., стр.1.
-»- 1915, сентябрь, стр.106.
-"- 1916, январь, стр.17 (отчет).
ЖМП 1931, № 5, стр.5.
«Сибирск.Церк.» 1922, № 2, стр.5.
«Изв.Каз.Еп.» 1913, № 23–24, стр.724.
ФПС I, № 89, стр.4.
ФПС II, № 2.
ФПС IV, стр.3.
ФПС V, № 65.
ФАМ I, № 81, стр.7.
«Именной список ректор. и инспектор. Дух. Акад. и семин. на
1917 год», стр.27.
Заметки и дополн. Е.М. № 65
Von 1918 bis 1919 im Gefängnis. 1921 erneut verhaftet.
Von 1926 bis 1927 Häftling auf den Solovki-Inseln. 1937 wurde er erschossen.
Literatur:
M. Pol'skij, Novye mučeniki II, 129, 319. Regel'son 346, 390, 527.
A. Levitin-V. šavrov, Očerki po istorii II, 215.
На этом дело не кончилось 8 июля 1925 года (на второй неделе Петрова поста), на квартире протоиерея Покровской церкви Александра Казанского обновленец Боярский, Казанский и прот. Чепурин составили пункты («положения») объединения и представили их еп. Венедикту через того же прот. Чукова, который в своем препроводительном письме опять настаивал на разрешении им, т.е. протоиереям Акимову, А.ВβПетровскому, Чепурину, Митроцкому, Чельцову и Чукову «в пределах высказанных положений» побеседовать с Платоновым, Боярским и Запольским.
О содержании положений не приходится особенно разговаривать, т.к. они все зачеркиваются припиской о. Чепурина о том, что Боярский не возражал принципиально ни по одному пункту, а «говорил главным образом о предпочтительности примирения на соборе». Другими словами, он готов был поманить согласием на любые пункты, лишь бы добиться участия православных на соборе, а там, пользуясь заранее подготовленными, как и в 1923 году, преимуществами обновленцев, взять несогласных за горло и провести только те «положения», которые угодны обновленцам.
Несомненно, что еп. Венедикт прекрасно понял это, и был возмущен настойчивостью «особо известных протоиереев», т.к. ответ его на этот раз звучит взволнованно.
«Пока что лично от себя выражаю сожаление, что Вы, несмотря на предупреждения, вступили в сношения с обновленческими вождями» ... – писал он Чукову, – ..."у меня есть сведения, что на Ваше участие ссылаются двоедушные батюшки и направляют Вам ободряющие послания, посему убедительно прошу Вас до ближайшего обсуждения Ваших писем преосвященными воздержаться от всякого свидания и ответа вождям обновленчества во избежание могущей произойти большой церковной беды».
«Положения» были переданы на рассмотрение епископам и отвергнуты ими.
По другим источникам (письма неизвестного протоиерея) «группа примиренцев или пораженцев», как он их называл, держалась еще гораздо более требовательно. Так, например, он описывает одно из совещаний:
В пятницу перед неделей всех святых земли русской, в помещение при Эстонском православном храме прибыл еп. Венедикт и, по его приглашению, еп. Иннокентий; были протоиереи Акимов, Чепурин, Чуков и Ал. Петровский, местный. Возражал епископ Иннокентий. Протоиереи были сторонниками примирения с обновленцами, причем пр. Акимов держался даже дерзко, кричал на архиереев: «мал, учить нас, стариков!»
Все это продолжалось до обнародования послания митрополита Петра Крутицкого 28 июля 1925 года. После этого, по выражению проф. Титлинова – «левая группа тихоновского духовенства спустила свой флаг».
В заключение приведем еще выдержку из послания епископов Венедикта, Иннокентия, Григория и Николая от 20 июня по поводу обращения к православным вновь сформировавшегося обновленческого «Церковного Комитета по Троицкому уезду». Православные епископы писали:
«..Вам, отцы-пастыри и попечители душ христианских, вверено величайшее служение и помните, что ответственность ваша выше мира». А мирянам писали:...Стойко берегите свое настоящее ... Раз вы в ограде Божией истинной святой Церкви, то по вере и любви отдавайтесь водительству Божию... Господь благословит, будет и законный собор и всякие, по нуждам церковным, исправления церковной жизни...»
И далее:
«Разве не дерзость, что два лица, именующие себя священниками,...вторгаются к вам и желают управлять вами ... Разве не дерзость и обман, что эти два лица, будучи представителями тех, кои попрали всякие каноны и предания церковные, желая кого-то обольстить, говорят фальшивые речи о соборности и призывают к собору? По беззаконному, нечестивому и богомерзкому собору 1923 года, низложившему св. Патриарха, мы знаем, на какие соборы зовут они...» Пусть обновленцы сами подумают, кто они такие. А выдавать похвальные аттестации Епархиальному Управлению за его работу по разорению Святой Церкви – это же глумиться над Христом и его Церковью, а призывать вас к этому, значит глумиться над вами.
Простите их, не ведят бо, что творят. К делам же их не касайтесь и ни в какое общение с ними не входите ...Пусть позаботятся о себе и своем спасении, а нас да сохранит и спасет Господь, благословение Которого да будет нерушимо со всеми вами во веки Аминь».