игумен Марк (Лозинский)

Милосердие Божие

См. также: Неверие. № 611; Покаяние. № 785.

438. Бог не отступил от монаха, решившегося отречься от Него, от крещения и монашества, чтобы жениться на дочери жреца; узнав о великой благости Бога, несчастный опомнился, ушел к старцу и принес покаяние

См. также: Блудная брань; Отречение от Бога.

Некий монах был борим вожделением. Случилось ему прийти в одно из сел Египта. Там он увидел дочь идольского жреца, полюбил ее и предложил отцу отдать ее за него замуж. Жрец отвечал: “Не могу ее отдать за тебя, не спросив моего бога.” И, придя к демону, которому он поклонялся, сказал ему: “Некий монах пришел ко мне, хочет жениться на моей дочери, отдать ли ее за него?” Демон отвечал: “Спроси его, отречется ли он от своего Бога, от крещения и от обетов монашества?” Жрец, придя к монаху, сказал ему: “Отрекись от Бога, от крещения, от обетов монашества, – и выдам за тебя мою дочь.” Монах согласился – и тут же увидел, что из его уст как бы выпорхнуло подобие голубя и взлетело на небо. Жрец пошел к демону и сказал ему: “Он обещал исполнить все три условия.” Диавол отвечал жрецу: “Не отдавай ему своей дочери в жены, потому что его Бог не отступил еще от него, но и доселе помогает ему.” Жрец сказал брату: “Не могу отдать тебе дочь, потому что Бог твой все еще помогает тебе и не отступил от тебя.” Услышав это, брат сказал сам себе: “Я, несчастный, отрекся от Бога, от крещения, от обетов монашества, а Всеблагой Бог до сих пор помогает мне, окаянному! Если Бог оказывает мне такую милость, зачем же мне отступать от Него?” Опомнившись, он пришел к некоему великому старцу и поведал ему о случившемся. Старец сказал ему: “Останься со мной в пещере и пробудь в посте три недели, а я буду молиться Богу за тебя.” И подвизался старец за брата, молясь Богу и говоря: “Господи! Умоляю Тебя, даруй мне эту душу и приими ее покаяние.” И услышал Бог молитву старца. Когда прошла первая неделя, старец спросил брата, что он видел? Брат ответил: “Я видел голубя стоящим в небесной высоте над моей головой.” Старец сказал ему: “Внимай себе и молись Богу усердно.” По прошествии второй недели старец опять спросил брата: “Видел ли ты что-либо?” Брат отвечал: “Видел, что голубь спустился ниже к моей голове.” Старец сказал ему: “Трезвись и молись.” Когда завершилась третья неделя, старец опять спросил: “Еще не видел ли ты чего?” Брат отвечал: “Видел, что голубь спустился и стал над моей головой, я протянул руку, чтобы удержать его, а он вспорхнул и вошел в мои уста.” Старец возблагодарил Бога и сказал брату: “Бог принял твое покаяние. С этих пор внимай себе и тщательно заботься о своем спасении.” Брат отвечал: “Теперь я пребуду с тобой до смерти.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 480. № 83).

439. Епископу в видении было показано состояние души каждого из присутствовавших на Святом Причащении; при этом Ангел объяснил значение виденного и сказал, что грешники, оставившие грех и принесшие покаяние, получают от Бога блага, приготовленные праведникам

См. также: Ангел; Видение; Грех; Епископ; Покаяние; Причастие.

Поведал старец, что епископу некоего города возвестили: из числа замужних жен-христианок две ведут развратную жизнь. Опечалило епископа это известие. Подозревая, что, может быть, и другие ведут себя подобным образом, он обратился с молитвой к Богу, прося разрешения недоумению, чего и удостоился. После Божественного Страшного Жертвоприношения, когда присутствовавшие приступали один за другим к принятию Святых Тайн, епископ видел на лице каждого состояние его души. Лица грешных мужей видел он черными, как бы выгоревшими от зноя; глаза у них были красные, кровавые. У других людей лица были светлые, а одежды – яркой белизны. Тело Господне одних, принимавших его, сожигало и опаляло, других просвещало, со делывало подобными свету; входя в уста, оно разливало свет по всему телу. Между этими мужами были и пустынножители, и проводившие жизнь в супружестве. После мужчин стали приступать женщины, И между ними увидел епископ одних с черными лицами, с красными кровавыми глазами, других – с лицами белыми и светлыми. Вместе с другими женами подошли и те две, которые были обвинены перед епископом, тем большее обратил он на них внимание. Он увидел, что они приступают к Святому Таинству со светлыми и чистыми лицами, облеченные в мантии необыкновенной белизны. Когда они сделались причастницами Таинства Христова, то как бы осветил их свет. Снова обратился епископ к молитве, умоляя Бога объяснить показанное ему в откровении. Ему предстал Ангел Господень и повелел спрашивать обо всем. Святой епископ немедленно спросил о двух женщинах, справедливо ли они были обвинены. Ангел отвечал, что все сказанное о них верно. Тогда епископ возразил Ангелу: “Каким же образом, когда они причащались Тела Христова, лица их сияли, на них были белые мантии и от них исходил немалый свет?” Ангел сказал: “По той причине, что они раскаялись в своих поступках и отступили от них. Они посредством слез, воздыханий и исповеди сделались достойными Божественного Дара. Вдобавок они дали обещание: если получат прощение в прежних грехах, никогда не позволять себе более порочного поведения. За это они удостоились божественного изменения, разрешены от грехов, с тех пор живут воздержанно, благочестно и праведно.” Епископ удивился не столько изменению жен – это случается со многими, – сколько дару от Бога, Который не только избавил их от вечной муки, но даже сподобил благодати. Ангел сказал ему: “Справедливо удивляешься, как человек! Но Господь и Бог наш и ваш по естеству Своему благ и милосерд. Оставляющих свои греховные деяния и приступающих к Нему Он посредством исповеди не только избавляет от вечной муки, но и удостаивает почестей. Так Бог возлюбил мир, что Сына Своего Единородного дал за него. Сын Божий, когда люди были Его врагами, благоволил умереть за них, тем более освободить их от адских казней, когда они сделались Его домочадцами и приносят покаяние в совершенных ими проступках. Он предоставит им наслаждение блаженством, которое Сам приуготовил для них. Знай то, что никакие человеческие согрешения не побеждают Божия милосердия, если только люди посредством покаяния и добрыми делами очистят прежде содеянные грехи. Всеблагой Бог знает немощь вашего рода, крепость страстей, силу и хитрость диавола, прощает, как сынов, людей, впадающих в согрешения, ожидает их исправления, долго терпя. Когда они обращаются и умоляют, благость Его снисходит к немощным, разрешает их мучения и дарует блага, приготовленные праведным.” Епископ спросил Ангела: “Прошу тебя, объясни мне и значение различных видов, которые принимают лица согрешающих различно.” Ангел сказал ему: “Те, у которых лица светлы и радостны, живут в воздержании, чистоте и правде, скромны, сострадательны и милосердны. Те же, у которых лица черны, преданы любодеянию и прочим беззакониям. Те, у кого глаза были красными и кровавыми, живут в злобе и неправде, любят обманывать, лукавствовать – это хулители и человекоубийцы.” Ангел присовокупил: “Помогай тем, которым желаешь спасения. Потому и услышана твоя молитва, чтоб просвещенный видением ты объяснил своим ученикам грехи, чтоб исправлял их наставлениями и увещаниями, усвоял их посредством покаяния умершему ради них и воскресшему из мертвых Господу Иисусу Христу. По степени сил, усердия и любви к своему Господу заботься о всех них, чтоб они от грехов своих обращались к Богу, открыто говори им, каким они подвержены грехам, уговаривай, чтоб не отчаивались они в своем спасении. Когда они будут приносить покаяние и обращаться к Богу, получат спасение своим душам и обилие будущих благ. Ты же, подражая Господу, Который оставил Небо и сошел на землю для спасения человеков, получишь величайшую награду.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 544. № 178).

440. Человек, постоянно впадавший в грех, но со слезами приносивший покаяние, помилован Господом

См. также: Блуд; Падение; Покаяние; Привычка грешить.

Один брат был побежден демоном блуда до такой степени, что весьма часто впадал в этот грех, но также весьма часто и умилостивлял Господа своими слезами и молитвами. После такого раскаяния, побуждаемый навыком, он опять впадал в грех. Но снова после падения стремился в церковь и там, взирая на честное и славное изображение Господа нашего Иисуса Христа, повергался перед Ним и говорил с горькими слезами: “Господи! Помилуй меня. Отними от меня это страшное искушение.” После таких слов выходил из церкви и снова низвергался в ту же пропасть, однако и тогда не отчаивался, а спешил в церковь и вопиял к человеколюбивому Господу, Много лет он делал так: не переставал грешить, не переставал и раскаиваться. Однажды, когда по худому навыку был соделан очередной грех, несчастный борец с блудной похотью пришел в церковь, повергся лицом на землю, плакал, рыдал и стенал, умоляя милосердного Владыку сжалиться над ним и подать руку помощи, чтобы он мог изъять себя из нечистого сладострастия. Когда он так поступил, диавол, видя, что нисколько не успевает (ибо что он сплетал грехами, грешник разрывал упованием на Господа), бесстыдно явился пред его очами. И когда увидел его, повергнувшегося в слезах ниц, обратился к святому изображению Господа нашего Иисуса Христа и громко возопил: “Что мне и Тебе, Иисусе Христе? Твое сострадание бесконечно, побеждаешь меня и низвергаешь множеством милости Твоей и безмерной Твоей благостью. Для чего приемлешь этого блудника, сластолюбца нечистоты, осквернившегося с ног до головы, который обманывает Тебя ежедневно, надсмеивается над Твоей властью и презирает владычество Твое, изменяя слову истины? Ты милостиво приклоняешь к нему уши Твои, кротким являешь перед ним величество Твое и спешишь помиловать его! За что же называют Тебя Праведнейшим Судией? Ибо вижу, что и Ты по великому милосердию произвольно смотришь на лица, и нет правды в суде Твоем.” После того, как умолк безумный, исходит голос от жертвенника, подобный отголоску сильнейших ударов и еще более страшный. Так вещал Он к нему: “О, змей лукавый и губительный! Не насытил ты злобы своей тем, что поглотил весь мир, коварный! Но и прилепившегося к неизреченной милости благоутробия Моего спешишь похитить и пожрать, жадный! Или столько у него грехов, что ты уравновесил их с Пречистой Кровью, Мной за него излиянной на кресте! Страдания, смерть и Кровь Мои исходатайствовали снисхождение к его малым проступкам. И ты сам, когда он идет к греху, не отгоняешь его, но с радостью принимаешь, надеясь завладеть им, и не отрицаешься от приобретения его. А Я – Бог благой и милостивый, непостижимый в милосердии, повелевший ученику и Апостолу Моему Петру прощать седмижды семьдесят раз в день оскорбившему его, неужели не пощажу, не сжалюсь, не помилую? Нет! Так как он прибегает ко Мне, не отвращусь от него, пока не приобрету его. Ни от кого не отвращаюсь и никого не отгоняю от Моей Благости, хотя бы кто тысячу раз в день приходил ко Мне и исходил и опять приближался ко Мне, поскольку Я приходил не праведных, но грешных призвать на покаяние.” Когда исходил этот голос, диавол не в силах был бежать. Потом опять был голос: “Выслушай, обольститель, и то, за что обвиняешь. Праведен Я и в чем кого обрету, за то и сужу. Вот Я нашел его в покаянии и исповедании и в праведности, поскольку лежит у ног Моих и является твоим победителем. Поэтому приму его дух и обрящу душу, как единого из святых, ибо в течение столь многих лет не отчаялся он в своем спасении, стяжав известную надежду – Мою Благость. А ты зри славу этой души и мучься завистью и рвением, погибельный!” Тогда брат, лежавший ниц в слезах и рыдании, предал дух свой. (“Русский инок.” Август. №№ 5–8).


Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков / Игумен Марк (Лозинский). - Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. ISBN 978-5-903102-06-8

Комментарии для сайта Cackle