Библиотеке требуются волонтёры

Источник

Смирение

См. также: Ближний. № 46; Блудная брань. №№ 50–59; Вор. № 170; Исповедь публичная. № 287; Клевета. № 307; Кончина праведника. № 337; Кротость. № 366; Молитва. №№ 468, 488; Мудрость. № 546; Начальствование. № 609; Незлобие. №№ 624–626; Нестяжательность. № 668; Писание Священное. № 708; Плач. №№ 716, 722; Подвиг. №№ 742–743, 751; Помощь Божия. № 791; Послушание. № 839; Решимость. № 951; Самоукорение. №№ 984, 988; Священство. № 1005; Слово гордое и смиренное. № 1024; Страх Божий. № 1110; Терпение. № 1145.

1033. Старец советовал не начинать говорить, пока тебя не спросят

Авва Евпрений еще в начале своего подвижничества пришел к одному старцу и говорит ему: “Авва! Дай наставление, как мне спастись.” Старец отвечал ему: “Если ты хочешь спастись, то когда придешь к кому, не начинай говорить, пока тебя не спросят.” Авва Евпрений, пораженный этими словами, поклонился старцу и сказал: “Много читал я книг, но такого наставления я еще не знал.” И пошел, получив большую пользу. (Достопамятные сказания. С. 77. № 7).

1034. Авва Арсений Великий считал, что он ничего не сделал доброго, и просил у Господа, чтобы ему положить начало

См. также: Подвиг.

Некогда демоны приступили к авве Арсению в келии и смущали его. Прислужники пришли к нему и, став вне келии, слышали его, взывающего к Богу и говорящего: “Боже! Не оставь меня, я не сделал пред Тобой ничего доброго, но даруй мне по благости Твоей положить начало.” (Древний патерик. 1874. С. 319. № 5).

1035. Авва Пимен отсылал приходивших к старшему брату Анувию, а в его присутствии совсем не говорил

Рассказывали, что когда братия приходили к авве Пимену, он отсылал их прежде к авве Анувию, потому что Анувий был старше его, но авва Анувий говорил им: “Идите к моему брату Пимену, он сам имеет дар слова.” Если же где находился авва Анувий с аввой Пименом, то авва Пимен совсем не говорил в присутствии старшего брата. (Достопамятные сказания. С. 211. № 108).

1036. Диавол не имел силы против святого Макария, потому что он стяжал смирение

Некогда авва Макарий, идя с горы в свою келию, нес ветви. И вот на пути встретился ему диавол с серпом. Диавол хотел толкнуть Макария, но не мог. И говорит ему: “Велика в тебе сила, Макарий, потому что я несилен против тебя. Если ты что делаешь, то это делаю и я. Ты постишься, а я совсем не ем, ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одно только есть, чем ты меня побеждаешь.” Авва Макарий спросил: “Что же это такое?” Диавол ответил: “Смирение. И поэтому я несилен против тебя.” (Древний патерик. 1914. С. 48. № 5).

1037. Явившемуся Ангелу преподобный Макарий сказал, что ему нечем превозноситься, ибо душа его, подобно блуднице, питается смрадом нечистых помышлений

См. также: Превозношение; Самоукорение.

Однажды, когда святой Макарий сидел в своей келии, предстал ему Ангел, посланный от Бога, и сказал: “Макарий! Не бойся нападения невидимых врагов, потому что наш Благой Владыко не отступит от тебя и не перестанет поддерживать тебя. Мужайся, укрепляйся, храбро побеждай начала и власти противные, но деланием твоим не превозносись, чтоб Божественная помощь не оставила тебя, чтобы ты не пал падением дивным.” Блаженный Макарий отвечал, обливаясь слезами: “Чем превозноситься мне, когда душа моя, подобно развратной блуднице, питается смрадом нечистых помышлений, приносимых бесами.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 311. № 8).

1038. Диавол явился старцу в образе Архангела Гавриила, но смирение старца изгнало его

См. также: Видение; Демонские козни.

Некоему брату явился диавол, преобразившись в Ангела света, и сказал ему: “Я, Архангел Гавриил, послан к тебе.” Старец на это отвечал: “Смотри! Не к кому ли другому ты послан? Потому что я недостоин того, чтобы посылались ко мне Ангелы.” Диавол тотчас исчез. Старцы говорили: “Если и поистине явится к тебе Ангел, не прими его легковерно, но смирись, говоря: “Я, живя в грехах, недостоин видеть Ангелов.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 515. № 134).

1039. Авва Сисой считал, что если бы он имел хотя бы одну мысль аввы Антония Великого, то был бы подобен огню

Один из братии пришел к авве Сисою на гору аввы Антония. За разговором он спросил авву Сисоя: “Неужели ты, отец, не достиг еще совершенства аввы Антония?” Старец ответил: “Если бы я имел и одну из мыслей аввы Антония, то весь сделался бы подобным огню. Впрочем, знаю человека, который, хотя и с трудом, но может носить в себе мысль аввы Антония.” (Достопамятные сказания. С. 249, № 8).

1040. Авва Пафнутий дважды в месяц посещал старцев, и они всегда говорили ему, чтобы он хранил смирение

См. также: Покой; Старец.

Авва Пимен рассказывал, что авва Пафнутий говорил: “Во дни жизни старцев я всегда ходил к ним по два раза в месяц, пребывая на расстоянии двенадцати миль от них. Я открывал им всякий свой помысл. Старцы всегда говорили мне одно и то же: “Куда бы ты ни пришел, храни смирение и будешь спокоен.” (Достопамятные сказания. С. 235. № 3).

1041. Авва Виссарион вышел из храма вместе с отлученным, сказав, что и он грешник

См. также: Самоукорение.

В скиту один из братий впал в согрешение и был отлучен от церкви иеромонахом-настоятелем. Когда брат выходил из церкви, авва Виссарион встал и пошел с ним, сказав: “И я – грешник.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 79. № 5).

1042. Смирение старца изгнало беса из одержимого

Однажды некие люди, имея при себе человека, одержимого бесом, пришли в Фиваиду к старцу, чтобы тот исцелил его. Старец после многих прошений говорит демону: “Изыди из творения Божия!” Демон сказал старцу: “Выхожу, но спрошу у тебя об одном: скажи мне, кто суть козлища в Евангелии, а кто агнцы?” Старец сказал: “Козлище – это я, а агнцев знает Бог.” И демон, услышав, возопил громким гласом: “Вот я исхожу по твоему смирению,” – и вышел тотчас. (Древний патерик. 1914. С. 47. № 6).

1043. Бесноватая ударила ученика старца по щеке, он подставил другую; демон, не терпя смирения, вышел из девицы

См. также: Беснование; Исцеление.

Авва Даниил поведал: “В Вавилоне дочь одного из идолопоклонников имела в себе беса. Отцу ее был знаком некий монах. Этот монах говорил ему: “Никто не сможет исцелить твою дочь, кроме известных мне отшельников. Но и те, если будешь просить их, не захотят сделать этого по смирению. Вот как поступим: когда они придут на торг, то претворимся, что хотим купить у них рукоделие. Когда они придут в дом для получения денег за купленные у них вещи, то скажем, чтобы они сотворили молитву, и я верую, что исцелеет твоя дочь.” Они пошли на торг. Там ученик некоего старца сидел и продавал корзины. Они пригласили его с корзинами в дом, чтобы там отдать ему деньги. Когда монах вошел в дом, беснующаяся выбежала ему навстречу и ударила его по щеке. Он подставил ей другую щеку, по заповеди. Демон ощутил муку и возопил: “О беда! Заповедь Иисуса Христа изгоняет меня!” Девица немедленно очистилась. О случившемся поведали старцам. Они прославили Бога, сказав: “Обычно гордыне диавола падать перед смирением заповеди Христовой.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 92. № 8).

1044. Смирение старца, подставившего под удар вторую щеку, изгнало беса

Человек, мучимый бесом и источавший во множестве пену от действия жившего в нем демона, ударил по щеке старца-отшельника. Старец подставил ему другую щеку. Демон, не вынеся действия смирения, тотчас вышел из беснующегося. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 514. № 130).

1045. Циновка, сделанная монахом, терпеливо переносившим все ложные обвинения, брошенная в огонь, не сгорела; циновки же роптавших на него были сразу же истреблены огнем

См. также: Обвинения ложные; Терпение.

Некий брат жил в общежитии и все обвинения, которые возлагали на него братия, даже обвинения в любодеянии, принимал на себя. Некоторые из братий, не зная его подвига, начали роптать на него, говоря: “Сколько он наделал зла и не хочет даже работать!” Настоятель, зная о его подвиге, говорил братиям: “Для меня приятнее одна циновка работы этого брата, сделанная со смирением, чем все ваши, сделанные с гордостью.” Чтоб доказать судом Божиим, каков этот брат, авва велел принести циновки братии и циновку работы обвиненного брата. Потом развели огонь, и авва положил в огонь все циновки. Работа роптавших братий сгорела, но циновка смиренного брата осталась неповрежденной. Братия, увидев это, просили прощения у брата. С тех пор они считали его своим отцом. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 486. № 93).

1046. Архимандрит повелел отшельнику пасти свиней, что тот и исполнил со смирением

См. также: Труд.

Некий старец пребывал в пустыне отшельником и помышлял сам в себе, что он совершенен в добродетелях. Он молил Бога, говоря: “Покажи мне, в чем заключается совершенство души, и я исполню это.” Богу благоугодно было смирить его помышления, поэтому и было ему сказано: “Пойди к такому-то архимандриту и сделай все, что бы он ни приказал тебе.” Бог открыл и архимандриту о пришествии к нему отшельника, прежде чем тот пришел, причем повелел: “Такой-то отшельник придет к тебе, скажи ему, чтоб он взял плеть и пошел пасти твоих свиней.” Пришел отшельник в монастырь, постучался во врата, его ввели к архимандриту. Приветствовав друг друга, они сели. И сказал отшельник архимандриту: “Скажи, что мне сделать, чтоб спастись?” Архимандрит спросил: “Исполнишь ли, что бы я тебе ни приказал?” Отшельник отвечал: “Исполню.” На это архимандрит сказал: “Возьми длинную плеть, пойди пасти свиней.” Отшельник немедленно исполнил это. Знавшие его прежде и слышавшие о нем, когда увидели, что он пасет свиней, говорили между собой: “Видели ли вы великого отшельника, о котором шла такая молва? Он сошел с ума! Он взбесился! Он пасет свиней!” Бог, видя его смирение и то, что он терпеливо перенес человеческое бесчестие, повелел ему снова возвратиться на свое место. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 513. № 129).

1047. Брат смирением прекратил ссору, возникшую из-за потухшей лампады, и этим низложил козни диавола

См. также: Гнев; Ссора.

Были два монаха, родные братья по плоти и братья по духу. Против них строил козни лукавый диавол с целью разлучить их. Однажды к вечеру по их обычаю младший брат засветил лампаду и поставил ее на подсвечнике. По злонамеренному действию демона подсвечник упал и лампада погасла. Лукавый диавол устраивал повод к ссоре между ними. Старший брат вскочил и в ярости начал бить младшего. Этот упал ему в ноги и уговаривал своего родного брата: “Успокойся, владыко мой, я снова засвечу лампаду.” По той причине, что он не отвечал гневными словами, лукавый дух, будучи посрамлен, тотчас отступил от них. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 454. № 37).

1048. Авве Антонию Великому было сказано, что он не пришел еще в меру совершенства кожевника, добродетель которого состояла в том, что он утром и вечером говорил, что все спасутся в городе, а он один погибнет

См. также: Подвиг мирянина; Самоукорение.

Однажды блаженный Антоний молился в своей келии и был к нему глас: “Антоний! Ты еще не пришел в меру кожевника, живущего в Александрии.” Услышав это, старец встал рано утром и, взяв посох, поспешил в Александрию. Когда он пришел к указанному ему мужу, тот крайне удивился, увидев у себя Антония. Старец сказал кожевнику: “Поведай мне твои дела, потому что из-за тебя пришел я сюда, оставив пустыню.” Кожевник отвечал: “Не знаю за собой, чтоб я сделал когда-либо и что-либо доброе. По этой причине, вставая рано с постели, прежде чем выйду на работу, говорю сам себе: “Все жители этого города, от большого до малого, войдут в Царство Божие за свои добродетели, а я один пойду в вечную муку за мои грехи.” Эти же слова повторяю в своем сердце, прежде чем лягу спать.” Услышав это, блаженный Антоний отвечал: “Поистине, сын мой, ты, как искусный ювелир, сидя спокойно в своем доме, стяжал Царство Божие. Я хотя всю жизнь и провожу в пустыне, но не стяжал духовного разума, не достиг в меру сознания, которое ты выражаешь своими словами.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 41. № 199).

1049. Старец, изгнанный от стола и затем возвращенный, сравнивал себя с псом

См. также: Самоуничижение.

Брат находился в церкви, там отправлялась вечеря любви. Он сел за трапезу, чтобы разделить пищу с братией. Некоторые сказали о нем: “Этот зачем здесь?” А ему велели: “Встань и выйди вон.” Он встал и вышел. Другие огорчились тем, что его выгнали, и позвали его назад. После этого один из братии спросил его: “Что помышлял ты и что у тебя было на сердце, когда тебя сперва выгнали, а потом снова позвали?” Он отвечал: “Положил в своем сердце, что равен псу, который выходит, когда его выгоняют, а когда призывают, приходит.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 514. № 132).

1050. Авва Иоанн Колов во время трапезы бросил кусок хлеба преподобному Арсению Великому, который по своему смирению посчитал, что он подобен псу, и поэтому съел хлеб, стоя на четвереньках

См. также: Самоукорение.

Прибыв в скит, святой Арсений объяснил пресвитерам о своем намерении принять монашество. Они отвели его к старцу, исполненному Святого Духа, Иоанну Колову. Старец захотел подвергнуть Арсения испытанию. Когда они сели за трапезу, чтоб вкусить хлеба, старец не пригласил Арсения, но оставил его стоять. Он стоял, устремив глаза в землю и помышляя, что стоит в присутствии Бога перед Его Ангелами. Когда начали есть, старец взял сухарь и кинул Арсению. Арсений, увидя это, подумал о поступке старца так: “Старец, подобный Ангелу Божию, познал, что я подобен псу, даже хуже пса, и потому подал мне хлеб так, как подают псу. Съем же и я хлеб так, как едят его псы.” После этого размышления Арсений встал на четвереньки, в этом положении подполз к сухарю, взял его ртом, отнес в угол и там съел. Старец, увидев его великое смирение, сказал пресвитерам: “Из него будет искусный инок.” По прошествии непродолжительного времени Иоанн дал ему келию близ себя и научил его подвизаться о своем спасении. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 47. № 5).

1051. Авва Иоанн Колов обнял своего неправедного обличителя и подтвердил, что он говорит истину

См. также: Самоукорение.

Однажды авва Иоанн сидел в скиту. Братия, обступив его, вопрошали о своих помыслах. Увидев это, один из старцев, побежденный завистью, сказал ему: “Иоанн! Ты подобен блуднице, которая украшает себя и умножает число своих любовников.” Иоанн обнял его и сказал: “Истину говоришь, отец мой.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 292. № 30).

1052. Патриарх Александр испросил прощения у своего диакона, который перед всем клиром укорял его

Однажды диакон Патриарха Александра начал укорять его перед всем клиром, Блаженный поклонился ему, сказав: “Прости меня, господин мой и брат.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 73. № 2).

1053. Святитель Григорий, папа Римский, предварил земной поклон старца земным поклоном

Когда мы прибыли в Келии к авве Иоанну Персидскому, он рассказывал нам о блаженнейшем епископе Римском Григории Великом. “Я ходил в Рим на поклонение гробам святых Апостолов Петра и Павла. Однажды я стоял в городе и увидел, что идет папа Григорий и ему предстояло проходить мимо меня. Я решился поклониться ему. Заметив мое намерение, каждый из его свиты один за другим говорили мне: “Авва, не кланяйся!” Но я не понимал, почему это, и считал неприличным не поклониться папе. Когда папа приблизился ко мне, заметив мое намерение поклониться ему, – говорю, как перед Богом, братия! – папа первый бросился передо мной на колени и не встал до тех пор, пока я поднялся на ноги. И облобызал меня с великим смиренномудрием, из своих рук дал мне три номисмы и приказал дать мне еще кусуллий (одежду) и все нужное. Я прославил Бога, даровавшего ему такое смирение, милосердие и любовь ко всем.” (Луг духовный. С. 100).

1054. Смиренный епископ своим смирением победил богатого и сильного епископа

См. также: Епископ; Мудрость.

Некий из отцов повествовал: “Два епископа жили недалеко друг от друга и некогда возымели презрение друг к другу, ибо один был богат и силен, а другой – смирен. И сильный искал (случая) сделать зло другому. Услышав об этом, смиренный сказал своему клиру: “Мы победим его благодатью Божией.” Ему говорят: “Владыко! Кто сможет сладить с ним?” – “Потерпите, чада, и увидите милость Божию.” И когда у богатого был праздник святых мучеников, смиренный взял с собой свой клир и сказал: “Следуйте за мной и смотрите, делайте то, что я буду делать, – и мы победим его.” Они пришли к богатому, когда окончилась служба, и к нему собрался народ со всего города. Смиренный епископ упал к его ногам со своим клиром, говоря: “Прости нам, Владыко, мы – рабы твои.” Он же, пораженный тем, что сделал смиренный, умилился и сам пал к его ногам, говоря: “Ты будешь мой Владыка и отец.” С того времени установилась между ними великая любовь. И сказал смиренный своему клиру: “Не говорил ли я вам, чада, что мы победим благодатью Христовой? Так и вы: когда имеете вражду к кому-нибудь, делайте то же – и победите благодатью Господа нашего Иисуса Христа.” (Древний патерик. 1874. С. 355).


Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков / Игумен Марк (Лозинский). - [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle