игумен Марк (Лозинский)

Воздержание

См. также: Болезни. №№ 100, 108; Вино. №№ 139, 141, 143; Воля. № 165; Миролюбие. № 464; Подвиг молитвенный. № 749.

148. Из предложенной корзины с плодами пустынники ели только гнилые плоды

Однажды к матери Сарре пришли пустынники. Она предложила пришедшим корзинку с плодами. Оставляя хорошие плоды, они ели только гнилые. Сарра сказала им: “Поистине вы пустынники!” (Достопамятные сказания. С. 269. № 8).

149. Старец ничего не вкушал всю Страстную седмицу, в обычное время он ел только свеклу с солью

См. также: Пост.

Один из старцев говорит: “Видел я в Келиях брата, постившегося всю Страстную седмицу. Когда наступал вечер (субботний), он уходил в церковь, чтобы не вкушать. Вообще он ел только немного свеклы с солью и без масла.” (Древний патерик. 1874. С. 79. № 83).

150. Воздержание аввы Сисоя было настолько велико, что он вкушал хлеб только на Пасху

Рассказывали об авве Сисое: “Он не ел хлеба. В праздник Пасхи братия упрашивали его разделить с ними трапезу. Старец сказал им: “Я одно что-нибудь могу сделать: буду есть или хлеб, или яства, вами приготовленные.” Они сказали ему: “Ешь один хлеб.” Так он и сделал.” (Достопамятные сказания. С. 258. № 46).

151. 0 великом воздержании аввы Макария

“В самый полуденный зной, – поведал о себе авва Евагрий, – пошел я к святому отцу Макарию и, будучи истомлен жаром, попросил воды, чтобы охладиться питьем. Но он сказал: “Будь доволен тенью. Многие путешественники и мореплаватели терпят жажду не менее тебя!” Потом, когда я исповедал ему свои помыслы относительно воздержания, он сказал: “Поверь мне, сын! Целых двадцать лет я не употребил досыта ни хлеба, ни воды, ни сна. Хлеб мой ел я весом, воду пил мерой и позволял себе немного уснуть, прислонившись к стене.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 114. № 13).

152. За один стакан вина, выпитый из-за любви к братии, авва Макарий целый день потом не пил воды

См. также: Вино; Подвиг тайный.

Рассказывали об авве Макарии: “Когда случилось ему быть с братией, он полагал себе за правило: если будет вино, выпей для братии, но за один стакан вина не пей целый день воды. Поэтому, когда братия для успокоения давали ему (вина), старец с радостью принимал его, чтобы помучить себя. Но ученик его, зная обо всем, просил братию: “Ради Господа, не давайте ему, иначе он будет мучить себя в келии.” Братия, узнав это, более не предлагали ему вина.” (Древний патерик. С. 13. № 4; Достопамятные сказания. С. 144. № 10).

153. Нарушив пост ради любви, старец в тот же день не позволил ученику напиться воды, напомнив ему о посте

См. также: Мудрость; Подвиг тайный; Пост.

Некогда авва Силуан и ученик его Захария пришли в один монастырь, где их упросили вкусить немного пищи на дорогу. Когда вышли они из монастыря, ученик аввы увидел воду на дороге и хотел попить. Старец сказал ему: “Захария, ныне пост!” – “Разве мы, отец, не ели?” – удивился ученик. “Ели, но это было делом любви, – сказал старец, – а теперь, сын мой, должны мы соблюсти свой пост.” (Достопамятные сказания. С. 259. № 1).

154 Преподобный Макарий получил в дар кисть свежего винограда. Он отослал ее к больному брату, тот, в свою очередь, передал ее другому; побывав у многих иноков, кисть вернулась обратно к Макарию

См. также: Любовь к ближнему выше поста.

Когда-то прислали Макарию Александрийскому кисть свежего винограда. Ему очень хотелось его съесть, но он отослал эту кисть одному больному брату, которому также хотелось винограда. С великой радостью получив виноград, брат этот по своему воздержанию послал его другому брату, как будто ему самому не хотелось винограда. Но и этот брат, получив гроздь, поступил с ней таким же образом, хотя ему и самому очень хотелось отведать ягод. Таким образом виноград перебывал у многих братий, и ни один не захотел его съесть. Наконец, последний брат, получив его, отослал опять к Макарию, как дорогой подарок. Макарий, узнав свой виноград и разведав, как все было, удивился и благодарил Бога за такое воздержание братии. (Лавсаик. С. 57).

155. Воздержание старца было настолько велико, что он даже не знал, существует ли кроме горького редечного масла какое-либо другое

Однажды пришли посетители к старцу, и он оставил их у себя обедать. Предложил им редечного масла, а они сказали ему: “Отец! Лучше дай нам немного хорошего масла.” Услышав это, он перекрестился и сказал: “Существует ли другое масло, кроме этого, я не и знаю.” (Достопамятные сказания. С. 55. № 3).

156. Братия, получив в дар сосуды с маслом, через год вернули их в храм нераспечатанными; авва же Вениамин вкусил немного масла, и было у него на сердце, будто он совершил великий проступок

Авва Вениамин рассказывал: “Когда после жатвы возвратились мы в скит, принесли нам из Александрии подаяние: на каждого – по алебастровому сосуду чистого масла. При наступлении следующей жатвы братия приносили, если что оставалось у них, в церковь, Я не открывал своего сосуда, но, просверлив его иглой, вкусил немного масла, и было у меня на сердце так, будто я совершил великий проступок. Когда же братия принесли свои сосуды нетронутыми, а мой был просверлен, то я устыдился, как обличенный в блуде.” (Достопамятные сказания. С. 55. № 1).

157. Старец не прикоснулся к сосуду с маслом, подаренному ему три года назад

Авва Вениамин, пресвитер из Келий, рассказывал: “Пришли мы в скит к одному старцу и хотели дать ему немного масла, но он сказал нам: “Вот где лежит малый сосуд, который вы принесли мне три года тому назад; как вы положили его, так он и остался.” Услышав это, подивились мы добродетели старца.” (Достопамятные сказания. С. 55. № 2).

158. Один инок захотел утром есть, но он мужественно боролся с чувством голода до вечера; этим он победил силу диавола и избавился от чувства голода

См. также: Мужество; Твердость; Терпение.

Взалкал однажды утром некий брат и боролся со своим помыслом, чтобы не вкушать пищи до третьего часа. Когда настал третий час, он решился терпеть до шестого. Когда же наступил шестой час, он размочил хлеб и, присев вкусить, опять встал и сказал: “Потерплю до девятого часа.” Настал и девятый час, и старец, сотворив молитву, увидел силу диавола, как дым, выходящую из его недра. Таким образом миновала его алчба. (Древний патерик. 1874. С. 74. № 70).

159. Авва Пимен для избежания блудных помыслов посоветовал брату соблюдать воздержание в пище и языке

См. также: Блудная брань.

Однажды брат пришел к авве Пимену и говорит ему: “Что мне делать, отец? Меня мучает блудный помысл. Ходил я к авве Ивистиону, он сказал мне: “Не позволяй этому помыслу долго оставаться в тебе.” Авва Пимен отвечает брату: “Авва Ивистион, дела его высоки, он – с Ангелами и не знает, что у нас с тобой есть блудные помыслы. Если монах будет сдерживать свое чрево и язык и будет жить, как странник, то, поверь, он не умрет.” (Достопамятные сказания. С. 201, № 62).

160. Накануне смерти монах Петр соблюдал строгое воздержание в пище и даже отказался от чая с вареньем

Во время болезни подвижник Глинской пустыни монах Петр почти не принимал пищи, и накануне смерти у него появился было аппетит. Тогда многое ему предлагали, но он отказывался: “Все роскошное предлагаете,” – говорил он. “Батюшка, скушайте яйцо.” – “И это роскошь, и за это отвечать придется.” – “Чем кормить вас, батюшка?” – “Кулеш есть?” – спросил отец Петр. – “Есть.” – “Из котла?” – “Да.” – “Это я люблю, за это отвечать не буду.” Покушал немного, Прошло несколько часов, ему еще предлагают. “Надо иметь воздержание,” – сказал больной. В чай ему положили варенья. Подвижник посмотрел на стакан и сказал: “Чадо, помни, яко восприял еси благая в животе твоем.” Чай остался невыпитым. (Глинский патерик. С. 165).

161. Иеросхимонах Илиодор, будучи болен, отказался покушать рыбы

См. также: Воля Божия (преданность воле Божией).

Во время болезни в Великий пост 1895 года, за несколько недель до смерти, подвижнику Глинской пустыни иеросхимонаху Илиодору предложили покушать рыбы, чтобы подкрепиться. Старец улыбнулся и спросил: “На что мне силы?” – “Да вы, батюшка, ослабели, можете умереть.” – “И умереть хорошо, буди воля Господня, а рыбы не надо; какой же я после того буду иеросхимонах?” Так он и не пожелал воспользоваться разрешением для больных вкушать в пост рыбу. (Глинский патерик. С. 141).


Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков / Игумен Марк (Лозинский). - Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. ISBN 978-5-903102-06-8

Комментарии для сайта Cackle