Источник

НАЧАЛО БУКВЫ Λ

Глава 1-я – о епископах, производимых из мирян

А 80-е правило святых Апостолов говорит: от языческого жития или от порочного образа жизни пришедшего к вере не следует тотчас рукополагать во епископа: ибо несправедливо было бы поставлять учителем других того, кто не дал еще доказательства, что имеет здравую веру и безукоризнен по образу жизни, разве только благодать, по божественному откровению, явно вручит сему епископство, как открыла и мудрому Анании относительно великого Павла, возвестив ему, яко сосуд избран есть сей (Деян. 9, 15).280

То же самое повелевает и 2-е правило I Собора, что недавно уверовавшего язычника не должно ни приводить вскоре к духовной купели, ни поставлять тотчас по крещении на епископское или пресвитерское достоинство, ибо и оглашенному потребно время и по крещении дальнейшее испытание: поскольку и божественный Павел в послании к Тимофею, изображая словом имеющего быть возведенным на епископство, говорит: не новокрещенну, да не возгордевся в суд впадет, и сеть диаволю (1Тим. 3, 6.), разумея новопросвещенного в вере, а не юного возрастом, хотя не должны быть отвержены и те, которые по настоятельной нужде были из таковых (т.е. допускаемы к крещению и возводимы тотчас по крещении в епископское или пресвитерское достоинство). Если же с течением времени, говорит (правило), будет изобличен двумя свидетелями или тремя в душевном грехе, такого исключать из клира. А поступающий вопреки сему подвергает себя опасности лишения своей степени.

А 17-е правило именуемого I и II Собора полагает, что не должно мирянина или монаха вдруг возводить в достоинство епископское, если он предварительно не пройдет священнических степеней и, исполнивший в каждой узаконенное время, не окажется безукоризненным во всех отношениях: ибо хотя некоторые, не таким порядком произведенные (в епископское достоинство), и просияли добродетелью и просветили подчиненные им Церкви, но редко бывающее, говорит (правило), мы не полагаем в закон для Церкви. Конечно, и монах, призываемый в церковный чин, ничем не отличается от мирянина.

А 10-е правило Сардикийского собора повелевает, чтобы занимающийся светским служением и происходящий из народной толпы, хотя то будет богатый, хотя ученый, т.е. занимающийся науками, не вдруг был рукополагаем (во епископа), если в каждой из священнических степеней не прослужит достаточное время и не обнаружит правую свою веру, кротость нрава и постоянство убеждения: ибо тогда по справедливости со степеней подчинения взойдет на высоту председательства.

А 3-е (пр.) Лаодикийского собора говорит: недавно крещенных не подобает поспешно производити в чин священнический. Впрочем, оный великий светильник Нектарий, едва быв отделен от стада оглашенных и омыв божественною банею скверну жизни, чистый уже облекается чистейшим саном архиерейства и в то же время делается епископом царствующего града и экзархом святого и Вселенского II Собора.

Закон

А 123-я Юстинианова новелла полагает, что не должно кого-либо из мирян тотчас рукополагать во епископа, но прежде быть клириком и заниматься в продолжении трех месяцев изучением священного Писания и божественных правил; а поставленного (во епископа) не таким образом изгонять из епископства и рукоположившего на один год удалять от священнослужения: ибо постыдно, говорит, и весьма неразумно – долженствующему учить – учиться у других после хиротонии. Впрочем, если будет учителем, хотя числится и в мирском чине, и не имеет недостатка ни в чем том, что служит к пользе и усовершенствованию других, в таком случае по отношению к сему опыт дает основание не наблюдать указанного времени.

Глава 2-я – о вступающих в мирский чин епископах, или клириках, или монахах

Ищи 32-ю главу буквы C.

Глава 3-я – о том, что мирянам учить в церкви не должно.

Ищи в 7-й главе буквы Δ правило 64-е VI Собора.

Глава 4-я – о божественной литургии

Ищи в 5-й главе буквы Τ.

Глава 5-я – о латинянах

Ищи в 37-й главе буквы Κ правило 55-е VI Собора, в 12-й главе буквы Σ 15-е Двукратного Собора, в 5-й главе буквы Τ правило 56-е VI Собора, в 11-й главе буквы Ε 3-е II-го собора и в 4-й главе буквы Ι семидесятое Апостольское правило.281

Глава 6-я – о разбойниках кающихся

Великий Григорий Нисский в 6-м правиле повелевает разбойника раскаявшегося и через покаяние прибегшего к Церкви подвергать суду человекоубийц, ибо разбойник, для достижения своего намерения, говорит св. отец, «употребляет и человекоубийство, и к сему приуготовляется и оружием, и скопищем подобных себе и способностию мест».

Глава 7-я – об убивающих разбойников

55-е правило Василия Великого – тех, которые взаимно поражают разбойников, мирян отлучает от общения на трехлетие, как и убивших на войне, а клириков извергает; ибо всякий приемший меч мечем погибнет (Мф. XXVI, 52), говорит (правило), называя мечем и погибелью извержение и лишение таин; ибо для благомыслящих это составляет смертоносное наказание.282

Но некоторым показалось тяжким и непричастным правого суда, чтобы вместо наград, которые следовало получить подвергающим себя опасности для спасения других и прилагающим старание очистить места от разбойников, подвергать сих епитимиям; а правило подвергает епитимиям не только сих, но и тех, которые противостоят разбойникам, при нападении их, чтобы не быть убитыми: ибо изречение: «всяк приемший меч» не только относится к разбойникам, но и к тем, которые убивают их. Но при Патриархе Константине Хлиарине было исследовано о сем и собором определено, что если кто, имея возможность избежать разбойнического злоумышления, не удовлетворится сим, но, намеренно напавши на него, убьет, должен быть подвергнут наказанию как убийца, и гораздо большему, нежели какое полагается по настоящему (55-му Вас. Вел.) правилу: ибо если бы разбойник остался жив, то, может быть, раскаялся бы, и, оставив разбойничество, обратился бы ко Господу; а если разбойник первый поднял меч на убившего его, в таком случае должно иметь место постановление настоящего правила.283 А кто по усиленной просьбе, для общей пользы, приложив старание отыскать разбойника, найдет его и убьет, тот и по гражданским и по церковным законам не только не подвергнется наказанию, но должен быть удостоен и наград, как спасший от смерти своих единоплеменников и сделавший страну безопасной. Но ради большей безопасности угодно было собору, чтобы и сии подвергались трехлетней епитимии, как и убившие на войне. Клирики же, совершившие какое бы то ни было убийство, тотчас извергаются, так как для них в этом случае не полагается никакого различия между неприятелем, или разбойником, или кем бы то ни было другим, как это явным становится из определения того же патриарха.

Законы

Убивший напавшего (разбойника), когда опасался за свою жизнь, невиновен: ибо в опасных случаях всякий должен защищать сам себя и не ожидать помощи от законов.

Нападающего разбойника можно убивать безопасно.

А архиерей, убивший агарянина, поднявшего на него меч во время войны, был извергнут собором. Ищи еще в 23-й гл. буквы Κ (гражд. закон).

Глава 8-я – о тех, которые разбойнически похищают чужую собственность

Ищи в 12-й главе буквы Α.

Глава 9-я – о том, что не должно мыться мужчинам вместе с женщинами

Ищи 20-ю главу буквы Γ.

Глава 10-я – о рождении Пречистой Богородицы

Ищи в 8-й гл. буквы C 79-е правило VI Собора.

Глава 11-я – о расторжении брака

Ищи 13-ю главу буквы Γ.

* * *

280

Сущ. сод. прав. с объясн. по Зонаре.

281

В изд. Ралли и Потли буква «е» – опечатка.

282

Добавление к правилу взято из Вальсамона.

283

См. Номоканон при большом Требнике ст. 9. Изд. А.С. Павлова. Одеса, стр. 39–40.


Источник: Синтагма Матфея Властаря : Исследование священника Николая Ильинского. - Москва : Изд. Московского о-ва любителей духовного просвещения, 1892. - [6], VI, 239 с.

Комментарии для сайта Cackle