Источник

О негодовании учеников на поступок жены, помазавшей Иисуса Христа миром

(Мф. 26:8–9)

Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея, ч. 3

Видевше же ученицы Его, негодоваша, глагалюще: чесо ради гибель сия бысть? можаше бо сие миро продано быти на мнозе и датися нищим. Разумев же Иисуса, рече им: что труждаете жену? дело бо добро содела о Мне. Всегда бо нищия имате с собою, Мене же не всегда имате. Откуда родилась в учениках такая мысль? Они слышали, как Учитель говорил: милости хощу, а не жертвы (Ос. 6:6), – и порицал иудеев за то, что они оставляли важнейшее, суд и милость и веру, как на горе рассуждал с ними о милостыне, – и из всего этого выводили заключение и рассуждали друг с другом: если Он не принимает всесожжений и древнего богослужения, то тем менее приимет помазание елеем. Так думали ученики. Но Иисус, видя мысли жены, попускает ей приблизиться, и как благоговение ее было велико и усердие неизреченно – то Он по величайшему снисхождению Своему позволил ей излить миро на главу Свою. Если Он не отрекся сделаться человеком, носим быть во чреве, питаться млеком, то чему удивляться, если и сего не отвергает? Как Отец Его принимал курение и дым, так и Он принял блудницу, приемля ее расположение. Но для чего Иисус не просто сказал: доброе дело сделала; а сказал прежде: что труждаете жену? Для того, дабы они знали, что не надобно требовать с самого начала высоких дел от немощных людей. Для сего-то и рассматривает дело не просто каково оно само в себе, но по отношению к лицу жены. Если бы Он давал закон, то не упомянул бы о жене. Но дабы ты знал, что для нее это сказано с тою целью, чтобы ученики не истребили возникающей ее веры, но еще более возбудили; для сего Он говорит вышеупомянутые слова, научая нас тому, чтобы мы принимали, одобряли и возводили к большему совершенству доброе дело, кем бы оно ни было сделано, и не требовали полного совершенства в самом его начале. Что Христос и Сам желал того, чего желали ученики, это видно из того, что Он повелел носить денежный ящик, хотя и не имел, где главу приклонить. Но теперь не время было исправить поступок, а только принять его. Как прежде сего поступка жены Он не произнес бы такого мнения, если бы кто спросил Его, так после оного поступка имеет в виду только то, чтобы жена не приведена была в смущение от порицания учеников, но удалилась от Него, сделавшись усерднее и лучше чрез служение Ему. Ибо после излияния елея порицание их было уже неуместно. Если и ты увидишь, что кто-нибудь сделал и приносит священные сосуды или заботится о другом каком-нибудь украшении церковном, как-то: об украшении стен и пола, – то не позволяй продавать или потреблять то, что сделано, дабы не ослабить его усердия. Если же кто скажет об этом прежде, нежели сделает, то вели раздать нищим.


Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем : [В 2-х том.] / Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006. / Том 2. – 832 с.

Комментарии для сайта Cackle