Источник

Не видеть и однако видеть

(Ин. 14:9; 1:13)

«Воскресное чтение», 1876

«Бога не видел никто: Единородный Сын сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). «Иисус сказал (Филиппу): столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца?» (Ин. 14:9). Некоторые из читателей в приведенных текстах могут видеть противоречие. Но при внимательном чтении их оказывается, что они подтверждают себя взаимно и нисколько не противоречат один другому. В первом из них содержатся объяснение невидимости Божественного существа. Бога не видел никто. Человеческие греховные очи не могут взирать на Него. Скорее они в состоянии были бы смотреть на сияющее солнце, чем в лицо Тому, пред Кем даже высшие чины ангельские закрывают свои лица (Ис. 6:2). «Он обитает в неприступном свете, которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тим. 6:16). Этой истине учило иудеев все устройство их богослужения, особенно же святое святых и завеса пред ним. Отсюда мы видим преимущества откровения Божия во Христе Иисусе и чрез Христа Иисуса: «Он есть Единородный Сын, сущий в недре Отчем»; следовательно, Он – одно с Ним и пришел от Него, чтобы возвестить нам о Самом Боге, существе Его, и открыть Его волю. Из слов первого текста мы познаем также и Иисуса Христа в Его Божестве как «истинного Бога и вечную жизнь», но принявшего на Себя человеческую плоть и подавшего нам возможность познать гораздо яснее, чем прежде когда-либо, чрез Себя, как чрез покров, собственное существо Божие.

Совершенно согласны слова первого текста со словами второго, содержащими слова Господа: «Видевший Меня видел Отца». Филипп хотел, чтобы Иисус показал ему Отца, то есть он желал видеть Самого Бога Отца, – на это Господь Иисус отвечал ему порицанием и вместе наставлением. Он дал заметить Филиппу, что совершенные Им чудеса, истины, которым Он учил, равно как и другие доказательства Его Божества, не имели доселе желанного успеха для полного познания Его. В этом порицание Филиппу. Но вместе с тем ответ Господа содержит и необходимое ему наставление, так как Он здесь ясным образом открыл Свое Божество и Свое единосущие с Отцом, говоря, что кто видит Сына, видит и Отца. Иисус Христос в Своем человеческом естестве есть Слово и посланник Отца, и Его существо и воля, Его слова и дела суть существо, воля, слова и дела Отца; поэтому выражение «видеть Отца» в лице Иисуса Христа находится в полном согласии со словами евангелиста: «Бога не видал никто»; подобное высказывается и в других местах Священного Писания, как, например, в Исх. 33:20; 1Тим. 6и др.

В кратких словах все это можно представить еще яснее: так как мы в лице Иисуса Христа имеем Самого истинного Бога, то в Нем мы видим и Самого Бога, и так как Иисус Христос едино со Отцом, то Он мог сказать: «Видящий Меня видит Отца». Но так как принятое Им на Себя человечество прикрывало Его собственное существо и Его полную славу, ибо Он был Бог, но «явившийся во плоти», то, следовательно, в человеческом лице Его видели не существо Бога, как Он пребывает на небе, видели Бога, но не так, как могут видеть Его святые; в лице Спасителя и видели Бога, и вместе не видели; видели Бога, но в прикровенном Его величии. Так, на горе Преображения, где Иисус Христос показал славу Свою, апостолы Петр, Иаков и Иоанн иначе видели Его, чем все другие апостолы. Так выясняется истинность того и другого текста и ясно представляется полное их согласие между собою. «Бога никто не видел», и однако Его видели в лице Иисуса Христа, только же в совершенном Его небесном величии. В полном согласии с этим говорит поэтому Иоанн: «Слово, Которое не только в начале было у Бога, но и Само было Бог (Ин. 1:1), стало плотию и обитало с нами, и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (1:14).

Познаем величие благости Божией, открытой нам в Иисусе Христе. Бог открыл нам Себя в Своих делах, в Своем слове, но полнее и совершеннее Он открыл нам Себя во Христе Иисусе, потому что «во Христе был Бог» (2Кор. 5:19). Мы не только познаем чрез Него Бога Отца, но и вступаем в общение с Ним. И если отвергавшие Моисея и пророков привлекали на себя гнев Божий, «то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия», не почитает и отвергает Иисуса Христа (Евр. 10:28–29). «Кто не чтит Сына, тот не знает и Отца, пославшего Его» (Ин. 5:23), и для него нет прощения, нет блаженства; «но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» (Евр. 10:27). И такие противники все неверующие со своим неверием. «Поэтому не будьте неверующими, но верующими».


Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем : [В 2-х том.] / Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006. / Том 2. – 832 с.

Комментарии для сайта Cackle