Источник

Вечеря в Вифании

(Ин. 12:1–11)

Прежде шести дней Пасхи, говорит евангелист, прииде Иисус в Вифанию. Вифания – селение, отстоявшее от Иерусалима на полчаса пути. Там жило благочестивое семейство Марфы, Марии и брата их Лазаря, которого Иисус незадолго пред сим воскресил из мертвых, уже четыре дня лежавшего во гробе. Поэтому евангелист и присовокупляет: Идеже бе Лазарь умерый, егоже воскреси от мертвых.

Сотвориша Ему вечерю ту. Там приготовили Ему ужин.

И Марфа служаше. Лазарь же един бе от возлежащих. Это показывает, что вечеря была в доме Марфы и Марии. Марфа служила. Видно, это было ее добродетелью – оказывать услуги, заботиться об угощении, как это свойство ее изображено евангелистом Лукою: Марфа молвяше о мнозе службе (Лк. 10:40). А Лазарь был один из возлежащих за вечерею с Иисусом. Он был теперь предметом общего внимания, как гость этой жизни, недавно всесильным словом Господа Иисуса возвращенный из области мертвых. По этому вниманию к Лазарю и евангелист о нем упоминает как о возлежавшем с Иисусом, не упомянув ни о ком другом из возлежащих (Евсевий Могилевский).

Мария же приемши литру мира нарда пистика многоценна, помаза нозе Иисусове и отре власы своими нозе Его; храмина же исполнися от вони масти благовонныя. «Мария же, взяв фунт нардового, чистого, драгоценного мира, помазала ноги Его и отерла волосами своими ноги Его; и дом исполнился благоуханием от мира».

Нард – ароматическое растение (Песн. 4:13), разводимое в южной Индии. Из корней его выжималось масло, самое превосходное из ароматических жидкостей, и составляло предмет роскоши. Наилучшим образом приготовляли эту ароматическую жидкость в малоазийском городе Тарсе. Нард πιστικός, οτπιστίς, – нард верный, неподдельный, по арабскому переводу, «чистый нард». Цельный чистый нард был многоценный, ценился очень дорого. По оценке Иуды, за Мариин сосуд нарда можно было выручить 300 динариев. У древних пред вечерею мыли ноги и иногда намащали маслом; особенно обязаны были оказывать эту услугу дети родителям; у Аристофана читается: «Дочь первая омыла меня и намастила ноги» (Филарет Черниговский).

Мария стала мазать миром ноги Его и отирать волосами своими. Эта Мария, как явно из обстоятельств, была сестра Марфы и Лазаря. О ней упоминают евангелисты Матфей и Марк. Но о другой Марии повествует евангелист Лука, которая также помазала миром ноги Иисусовы. Мария, упоминаемая святым Лукою, жила в другой стране, в Галилее, в городе Наине (Лк. 7:11, 37), и показала свое усердие к Иисусу, когда Он был в доме некоего фарисея Симона. Та Мария была грешница и помазала ноги Иисусу, выражая чувство сокрушения о своих грехах, и, по вере своей получив отпущение грехов, пошла с миром (ст. 39–50); а Мария в Вифании, помазавшая миром ноги Иисусовы, была благочестивая женщина и прежде настоящего случая получила похвалу от Иисуса: Мариа благую часть избра, яже не отъимется от нея (Лк. 10:42). Избравшая благую часть понимала достоинство Христа Спасителя; потому и тогда, как Господь был в доме их и Марфа много заботилась об угощении Господа, Мария, оставив все и сев у ног Его, слушала слово Его. А теперь, когда Господь так много утешил их, воскресив брата их Лазаря, Мария, без сомнения, несравненно более прежнего благоговела к Иисусу и не знала, чем довольно выразить свою признательность и преданность к Нему; поэтому решилась почтить Его тем, чем могла, не считая потерею употребить драгоценное миро для выражения своего почтения и преданности к Учителю и Господу, воскресившему ее брата.

Глагола же един от ученик Его, Иуда Симонов Искариотский, иже хотяше Его предати: чесо ради миро сие не продано бысть на триех стех пенязь и дано нищим? Сие же рече, не яко о нищих печашеся, но яко тать бе, и ковчежец имеяше и вметаемая ношаше.

Иуда поднял голос против доброго и богоугодного дела Марии, говоря: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать их нищим»? Такое суждение – с виду благовидное, основанное на любви к ближним. Но Иуда так говорил по недоброму намерению, которое обличает евангелист Иоанн, говоря: «Сказал же сие не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был тать. Он же имел денежный ящик и носил, что туда опускали». Ношение ящика было послушанием для пользы братства; потому что Иисус со Своими учениками не отвергали доброхотного подаяния и, когда не было хлеба, покупали его (Ин. 4:8). Но это послушание для Иуды служило поводом к воровству.

Рече же Иисус: не дейте ея: да в день погребения Моего соблюдет е. Нищия бо всегда имаме с собою, Мене же не всегда имате. Иисус же сказал: «Оставьте ее; Она это сберегла на день погребения Моего. Ибо нищих всегда будете иметь с собою, а Меня не всегда иметь будете».

Мария помазала ноги Иисуса единственно по своему усердию и высокому уважению к Иисусу. Когда стал Иуда осуждать ее поступок как необдуманный, она молчала. Она делала, что внушало ей благоговение к великому Учителю и Благодетелю, и не боялась укоризн, равно как и не ожидала похвал. Иуда по злому расположение души своей начал осуждать ее; но Иисус как ведающий тайны сердечные и всем премудро управляющий, восхвалив дело Марии, дал ему высокое знаменование. Как бы так говорил Господь: «Всему свое время, нищим можно всегда делать добро, а Мне не всегда; ибо недолго буду с вами. Мария помазанием приготовила Меня к погребению». Иудеи, по древнему восточному обыкновению, тела умерших намащали ароматами, как и тело Иисусово жены мироносицы хотели почтить исполнением сего обряда, когда носили ароматы ко гробу Иисусову. И помазанию, какое совершила Мария, Иисус Христос дает значение того же погребального намащения (Евсевий Могилевский).

«Нищих всегда имеете с собою и когда захотите, можете им благо творить». Спаситель, говоря это, имеет в виду слова закона Божия. Господь говорил в законе: «Поскольку нищие всегда будут среди земли твоей, то повелеваю тебе – отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор. 15:11). Повторяя слова закона, Спаситель одобряет заботу добрых учеников о нищих. Вместе с тем Он останавливает внимание их особенно на словах закона: «Нищих всегда имеете с собою». Это урок для всех мечтателей-филантропов, для всех сенсимонистов и коммунистов и в частности для тех из них, которые беспощадно осуждают за приношения храмам. Всем им говорится: Нищия всегда имате с собою. Пусть не мечтают о величии филантропии своей: бедность, болезни, беды всегда останутся между людьми. Отчего? Оттого, что людям не сделать проклятой земли Эдемским садом. Все, что могут делать для смягчения скорбей жизни земной, пусть делают. Но при этом прежде всего пусть смиряют в себе своекорыстие, которое так нередко, как Иуда, хлопочет о бедных только для своего кармана или для суетной известности; пусть не увеличивают несчастия других мечтами, приятными для страстей и вредными как для людей, так и для целых обществ. Никогда не надобно забывать, что как Бог выше всего, так прежде всего нужны дела для прославления имени Его (Филарет Черниговский).

Разуме же народ мног от Иудей, яко ту есть: и приидоша не Иисуса ради токмо, но да и Лазаря видят, егоже воскреси от мертвых. Приближался праздник Пасхи. Народ со всех сторон собирался в Иерусалим, не только из стран Иудейских и Галилейских, но из-за пределов Палестины, так как иудеи были рассеяны в разных странах за пределами земли обетованной. Народ собирался в Иерусалим на праздник Пасхи, потому что иудеи не могли праздновать Пасху ни в каком другом месте, кроме храма Иерусалимского. К этой Пасхе и Господь шел в Иерусалим, чтобы окончить дело Своего служения; чтобы, в исполнение древних пророчеств и преобразований, принести Себя в жертву за грехи мира. Когда Иисус от Иерихона шествовал к Иерусалиму, Ему сопутствовало множество народа, шедшего также в Иерусалим. Но Иисус остановился в Вифании, где приготовили Ему вечерю. В Иерусалиме стало известно, что Иисус в Вифании, где Он остановился на ночь. Народ, слышавший об Иисусе как великом Учителе и Чудотворце, Который недавно воскресил уже четыре дня лежавшего во гробе Лазаря, устремился в Вифанию. Многие из народа, без сомнения, еще никогда не видали Иисуса. Были даже язычники (Ин. 12:20). Все желали видеть Иисуса и Лазаря, которого воскресил Он.

Совещаша же архиерее, да и Лазаря убиют. Яко мнози его ради идяху от Иудей и вероваху во Иисуса. Уже в то время, как Иисус воскресил Лазаря, некоторые из иудеев сказали фарисеям, что сделал Иисус, и первосвященники с фарисеями на совещании положили убить Иисуса (Ин. 11:53). Но Иисус удалился и не ходил между иудеями явно (ст. 54). А первосвященники и фарисеи дали повеление – если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, чтобы взять Его. Вот теперь молва разнеслась, что Иисус в Вифании; что туда стремится народ чтобы видеть Иисуса и Лазаря, которого воскресил Он. Это движение народа снова собрало первосвященников на совет. Видели они, что внимание народа особенно привлекает воскресший Лазарь, потому к прежнему определению – убить Иисуса – недобрые советники присовокупили еще новое, то есть чтобы вместе с Иисусом убить и Лазаря; потому что ради его многие из иудеев приходили туда и веровали во Иисуса (Евсевий Могилевский).

«Пусть вы хотите убить Христа за то, что Он нарушал субботы, что творил Себя равным Богу, из-за римлян, как говорите вы. Но в чем вы можете обвинить Лазаря? Ужели в том вина его, что получил благодеяние? Видишь, как кровожадны желания их! Много чудес сотворил Христос; но ни одно не возбудило в них такой ярости, ни чудо над расслабленным, ни чудо над слепым. Это потому, что чудо над Лазарем изумительнее других и было после тех. Совсем невероятно было видеть, что четверодневный мертвец ходит и говорит. А прекрасное было дело для праздника к (религиозному) торжеству присоединить убийство. Притом же в тех случаях они думали обвинить Христа в нарушении субботы и тем отклонить от Него народ; а здесь ни в чем не могли обвинить Его и потому злоумышляют против того, кого Он воскресил.

Здесь не могли они сказать и того, будто противится Отцу, потому что Молитва Его заграждала им уста» (св. Иоанн Златоуст).

Вечеря в Вифании, описанная евангелистом Иоанном, одна ли и та же с вечерею в доме Симона прокаженного, о которой рассказывают евангелисты Матфей и Марк?

Епископ Михаил. «Толковое Евангелие»

Эта вечеря, которую описывает здесь евангелист, отлична от подобной вечери, бывшей в Вифании же, пред последней же Пасхой, и описанной первыми двумя евангелистами (Мф. 26 и далее; Мк. 14 и далее). Так принимает сие Православная Церковь, что весьма ясно выражено в синаксаре в Страстную среду и в службах Страстной недели (ср. св. Иоанна Златоуста и Феофилакта). При видимом сходстве описания вечери вифанской у Иоанна и первых трех евангелистов – сходстве, объясняющемся сходством самых описываемых событий, – в самом тексте есть указание, что описываются разные события, только сходные. По Иоанну, вечеря была за шесть дней до Пасхи, по Матфею и Марку – за два; по Иоанну, помазала Господа сестра Лазаря Мария, по первым двум – некоторая женщина (по преданию – та же грешница, которая еще задолго ранее помазала Господа в Галилее, в доме Симона фарисея (Лк. 7 и дал.); по Иоанну, Мария помазала ноги Иисуса, по первым евангелистам – голову; по Иоанну, вечеря была в доме Лазаря, по Матфею и Марку – в доме Симона прокаженного; по Иоанну, только Иуда сделал замечание Марии, по первым двум – и другие ученики. Эти разности так значительны, что указывают на разность самых событий, только поскольку сходны самые события – сходно у евангелистов и описание их.

Вероятно ли повторение происшествия чрез такое краткое время – от субботы до среды? Невероятного нет ничего, тем более что и побуждения к помазанию Господа женами у той и другой были различные: сестра Лазаря сделала это из чувства глубочайшей благодарности за воскрешение брата ее, а другая жена – по влечению более бескорыстного чувства, почему и обещается ей награда большая, чем той (синаксарь в Великую среду), и вообще препятствий принимать то и другое помазание за различные – нет. Может возбудить недоумение только то, как случилось, что по обличении Господом Иуды за упрек его Марии на первой вечере – через немного дней, на подобной вечере, при подобном событии и другие ученики выразили подобный Иудину упрек женщине? Но побуждение у них было другое, чем у Иуды (ср. св. Иоанна Златоуста и Феофилакта); притом в эти немногие дни так много случилось и такого важного, что вечеря у Лазаря могла несколько забыться; потом, может быть, и на сей раз они увлеклись лукавым подстрекательством Иуды; и наконец, они были еще тогда несовершенны. По внешнему сходству упрека, сделанного Иудою Марии и другими учениками – другой женщине, и ответ Господа на этот упрек, в сущности, одинаков, но о последней жене Господь сказал более, чем о Марии. Итак, надобно принять, что Господь, по сказаниям всех евангелистов, в продолжение Своего общественного служения был помазан на вечерях трижды: один раз еще среди Своего общественного служения в каком-то галилейском городе, в доме Симона фарисея, женою явно грешницею (Лк. 7 и далее); другой раз – Мариею, сестрою Лазаря, за шесть дней до Пасхи в Вифании в своем доме (Ин. 12 и далее); третий раз – в Вифании же в дому Симона прокаженного (вероятно, одно лицо с Симоном фарисеем (Лк. 7:36 и далее) за два дня до Пасхи женщиною – тою же, по преданию бывшею явно грешницею, которая и прежде помазала Его в доме Симона фарисея.


Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем : [В 2-х том.] / Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006. / Том 2. – 832 с. / Третья Пасха. 3-377 с.

Комментарии для сайта Cackle