X. «Золото видно и в грязи»
Когда Владиславлев и Людмила подходили к дому, в одной из алей сада с ними встретилась известная уже нам женщина с отданными ей на воспитание сиротами. Дети эти тотчас же подошли к Людмиле и поцеловали y нее руку, a потом поклонились Владиславлеву.
– Я вас, дети, не видела еще сегодня, – сказала Людмила, – скажите же мне, знаете ли вы молитвы, которые я велела вам выучить с Петровною?
– Знаем, добрая барыня, – сказал мальчик, и тотчас же прочел молитву Господню довольно толково.
– Умник, – сказала ему Людмила, погладивши по голове, – читай же эту молитву всякий раз, когда молишься...
– Хорошо, буду всегда читать...
– Ну, ты теперь прочти мне свою молитву, – обратилась Людмила к девочке. – Ведь ты ее знаешь?
– Знаю, – отвечала девочка и тотчас же прочла молитву Иисусову.
– Хорошо. Читай и ты эту молитву всегда.
– Буду читать... A еще нам велишь выучить что-нибудь?..
– Да... Впрочем я сама с вами завтра займусь... Придите ко мне утром после чая... A теперь погуляйте подольше по саду...
Едва только Людмила успела это сказать, как из боковой аллеи вышли к ним Валентина и Феоктиста со своими любезными собеседницами и как раз наткнулись прямо на детей...
– Фи, какие мерзкие, гадкие, отвратительные ребятишки! – процедила Валентина сквозь зубы, бросая на детей самый презрительный взгляд.
«А, – подумала Людмила, – теперь они гадкие, отвратительные ребятишки, потому что бедны и не воспитаны! A что если им дать приличное воспитание в учебных заведениях да ввести в общество, не объявляя никому об их происхождении? Посмотрела бы я тогда, как вы, гордые графини, да баронеты Самодуровы, стали бы тогда рассыпаться пред ними в своих любезностях, если они оба будут хороши собою... Я думаю, вы тогда не прочь бы были ухаживать за ними...»
– Чьи это дети? – спросил Владиславлев Людмилу, продолжая с нею идти к дому. Неужели этой женщины?
– Нет, – отвечала Людмила: – это дети одной несчастной женщины, которая недавно утонула... Вы, может быть, слышали о ней что-нибудь... Теперь эти сироты взяты в дворню.
– Какие они хорошенькие собою!..
– Это очень естественно, потому что мать их из дворовых девушек, очень красивая собою... Она вышла замуж за крестьянина по доброй воле... Он тоже был красивый малый...
– A что, если бы их выучить грамоте да потом пристроить для дальнейшего воспитания в учебные заведения?.. У них смысл, как заметно, есть хороший... Может быть, они вышли бы в люди...
– Как мы с вами сошлись в этой мысли! Я именно об этой только и думала в ту пору, как вы заговорили о них...
– A можно ли это сделать?
– Думаю, что можно... Papa постоянно на свой счет воспитывает в одной школе в Москве трех сирот... Стало быть, стоит только его попросить за этих сирот... Но они еще невелики; пока подрастут, для них откроется возможность поступить не в низшую школу, a и в среднее учебное заведение...
– Это было бы очень хорошо... Вы обязали бы их вечною к вам благодарностью, если бы дали им образование...
– Я об этом позабочусь непременно... A теперь я пока сама буду с ними заниматься по времени кое-чем, например, изучением, и объяснением необходимых молитв, счетом... Думаю, что и батюшка о. Александр не откажется помочь мне в этом благом начинании...
– Разумеется, не откажется. Но, пока я здесь поживу, уж позвольте мне иногда заменить вас в занятии с этими детьми... Я поопытнее вас и сумею скоро выучить их читать... В этом можете быть уверены вполне…
– Я была бы вам весьма благодарна за такое внимание к сиротам...
– В таком случае прикажите им каждое утро приходить ко мне на час или на два... Мне занятие это очень сродно...
– A вы когда-нибудь занимались с детьми?
– Еще бы нет!...Я уже два года несу обязанности квартирного старшего, a с этими обязанностями необходимо соединено и занятие со всеми учениками училища, живущими в квартире... И не было еще такого ленивца, который бы, попавши ко мне, не исправился, не было такого тупицы, который бы не стал у меня учиться... Этим могу я всегда если не гордиться, то утешаться, потому что это счастье исправлять неудобоисправимых и развивать тупиц немногим удается... На это нужна особенная способность и необыкновенное терпение...
«Что за человек? – подумала Людмила. – Ему дано от природы все то, о чем другие могут только мечтать... И такой-то ли еще человек не достоин того, чтобы наше общество протянуло ему руку?..».
Людмила невольно вздохнула при мысли о таковом несправедливом отношении общества к людям здравомыслящим, выходящим из среды самой бедной и грудью пробивающим себе дорогу.
– Какое испытание! – снова проговорила она про себя. Приходится скорбеть за своих и за чужих. Вот именно время учить нас смотреть на вещи прямыми глазами: не так еще давно и я думала о себе очень много, гордясь своим происхождением, а теперь эту сословную гордость считаю положительною глупостью, потому что судьба столкнула меня с человеком бедным, незначительным, но далеко лучшим наших баричей... И что если бы все хоть раз в жизни находились в положении подобном моему? Тогда не было бы презрения к людям, питаемого по одному только предубеждению против их происхождения и места воспитания...
Недолго после этого Владиславлев пробыл, y графа. Он лишь зашел в дом, простился с графинею и ушел домой, вполне довольный тем, что рассказ его очень понравился Людмиле. Дома он занялся чтением книги Огюста Николя и читал ее с таким интересом, что не видел, как время бежало: часам к десяти утра взятый им первый том был прочитан. И когда Владиславлев таким образом только лишь нечаянно весьма близко ознакомился с этим прекрасным творением Огюста Николя, как же ему стало досадно при мысли о том, что этого творения нет даже в русском переводе!..
– Что за невнимание к своему делу со стороны наших профессоров богословия, философии и истории! – проговорил он про себя. Сколько лет существует это полезное творение Огюста, и его доселе еще нет на русском языке, между тем, как его следовало бы сделать просто настольною книгою каждого священника и ученика богословия и философии в наш век вольнодумства и нигилизма. Кажется даже, что наши господа профессора и не подозревают о существовании такого творения: иначе чем же можно объяснить, как самое несуществование его в русском переводе, так и то, что никто из них ни разу и не упомянул самого имени Огюста Николя? Уж во всяком случае это зависит не от незнания ими французского языка! Очень многие из них в состоянии бы были сделать самый точный перевод этого творения, если бы захотели это сделать… И если еще вашим профессорам можно простить это невнимание, потому что они не имеют средств выписывать подобные книги из-заграницы, то как можно простить его профессорам академии и преподавателям богословия в университетах, когда там есть полная возможность иметь под руками такие книги?.. Право, не могу понять, как это y нас все идет не по надлежащему, небрежно, в ущерб самому делу истинного просвещения юношества и развития богословских наук...
В таком именно раздумье застал Владиславлева Тихомиров, соскучившийся сидеть в одиночестве y дяди и вздумавший навестить его.
– О чем это ты так задумался? – сказал Тихомиров, так тихо вошедший в комнату, что Владиславлев и не заметил его. – Чего ты до сих пор ни разу еще не проведал меня?.. A еще друг-товарищ мне!.. Правду что ли я говорю?.. У тебя теперь здесь есть другой товарищ... куда же нашему брату до него?.. далеко не родня... я уверен, что ты и сейчас даже мечтал о Людмиле... Ну, сознайся: ведь о ней ты сейчас так сильно мечтал?..
– Да, вот о чем я мечтал сейчас, – отвечал ему спокойно Владиславлев, указывая на книгу Огюста: от чего этой книги доселе еще нет в русском переводе и наши г.г. профессора не знакомы с нею?
– A что это за книга?
– Философия размышления о божественности христианской религии... очень интересное и замечательное сочинение...
– У! – сказал Тихомиров: – да ты еще на французском языке ее читаешь?.. Ну, это, брат, не по нашей части... С этим проваливай дальше от нас: наши профессора еще не знакомы с этою книгою, a нам и Бог повелел.
– Да ты посмотри, что это за книга!.. Послушай, я тебе прочту...
– Ну, брат, проваливай с нею дальше!.. Не трудись напрасно бить для меня воздух. Я уверен, что мне не нужно с нею знакомиться, когда с нею и профессора наши не знакомы и доселе нет ее в русском переводе, и не хочу ничего слушать из этой книги.
– Помилуй!.. Да к чему ты, брат, готовишься-то?
– К чему?.. Конечно, готовлюсь быть священником и буду им...
– Так. Суди же теперь о том, неужели тебе в самом деле не нужно быть хорошо знакомым с современными возражениями мнимо ученых против христианства и опровержении этих возражений путем научных исследований, когда в наше время нигилизм стал проникать всюду? Неужели тебе не стыдно будет сидеть где-нибудь в таком светском обществе, где в твоем присутствии какой-нибудь нигилист будет громко высказывать свои модные идеи, несогласные с христианством, совершенно ложные, – и указывать на выводы естественных наук, – и лишь краснея за себя, безмолвно слушать ораторство этого нигилиста? И что еще, если тут же какой-нибудь господин обратится к тебе с просьбою вступиться за истину? С чем, с каким запасом научных сведений выступишь ты на борьбу с нигилистом? Не вынужден ли ты будешь молчать?
– Вот еще, молчать! A богословия-то разве я не знаю?
– Богословия?.. Нет, брат, прошло то время, когда можно было довольствоваться нашим богословием в спорах с неправомыслящими. Теперь настала другая пора: теперь нужно побеждать неправомыслящих их же собственным оружием; богословия твоего они и знать не хотят... они все основывают на измышлениях своего разума да на выводах естественных наук... Теперь нашему брату необходимо хорошенько ознакомиться с истинными выводами естественных наук и исследованиями ученых, чтобы всегда иметь в своих руках верное оружие против нигилизма и других заблуждений A в этом отношении сочинение Огюста Николя для нас будет драгоценно. И я советовал бы тебе познакомиться с ним…
– Ну, хорошо, хорошо!.. Только не теперь, a когда-нибудь после, ты познакомишь меня с самой сутью дела в этом сочинении... A теперь пойдем, брат, пожалуйста прогуляемся, побродим с тобою по лугам и лесам... Я затем и пришел к тебе...
– Но мне нельзя сейчас же идти гулять...
– Что так?.. Или ждешь Людмилу свою?
– Ko мне сейчас придут, дети-сироты... Я хочу с ними немного заняться, – выучить их чтению и письму, насколько успею...
– Тьфу! Неужели тебе еще не надоело в семинарии постоянно заниматься с маленькими? Я весьма удивляюсь этому и даже не верю, чтобы ты по любви только к искусству, если можно так выразиться, вздумал учить этих детей... Тебя, верно, Людмила просила заняться с ними... Ну, скажи, не правда ли это?..
– Не просила, a я сам вызвался на это...
– Ну теперь понимаю все... Еще бы тебе не вызваться, если она как-нибудь завела об этом речь!.. Но ведь это можно пока оставить на один-то день... Пойдем, погуляем...
– После с удовольствием, a сейчас нельзя...
– Э, брат, такой-то ты!.. Ну хорошо же! Я пойду к Софье Ивановне, это будет лучше... авось она меня пока чаем напоит...
– Вот человек! – подумал Владиславлев о Тихомирове, когда последний отошел от него. – Живет себе одними мечтами, и думать не хочет ни о чем серьезном. Что-то из него выйдет?.. Он малый добрый, a между тем не думается, чтобы он мог быть хорошим священником и не споткнулся на первом же шагу по выходе из семинарии.
Пришли сироты, и Владиславлев с любовью обратился к занятию с ними. Звуковой метод тогда еще не был в употреблении, однако же практический смысл давно уже наталкивал всех смыслящих учителей на необходимость, для скорейшего и удобного обучения детей грамоте, отрываться от общепринятого азбучного метода и прибегать к методу отчасти похожему на нынешний звуковой. По крайней мере Владиславлев, занимаясь дома со своим меньшим братом первоначальным обучением его грамоте, на первых же порах сознал эту необходимость и выработал этот упрощенный метод для своих занятий с братом. Не удивительно поэтому если и теперь он обратился к тому же методу с самого начала своих занятий с сиротами. В каких-нибудь пять-шесть минут вырезавши из картона все буквы русского алфавита, он начал знакомить с ними этих сирот. Показывая им каждую букву, он прежде всего называл ее так, как она называлась в алфавите, потом обращал особенное внимание детей на то, какой именно звук выражает собою каждая буква; при этом он тотчас же старался хорошенько объяснить им, каким именно образом каждая согласная буква дает тот самый звук, какой он сказал им, a для того делал разные сочетания букв согласных с гласными. Дети оказались очень смышлеными и без труда понимали все в короткое время, так что в один час своих занятий с ними Владиславлев успел ознакомить их не только с буквами, но и с сочетанием их – составлением из них слогов и немногосложных слов. В первый раз отроду смотря на этот упрощенный метод обучения грамоте, Тихомиров никак не мог надивиться тому, где и каким образом Владиславлев мог выучиться этому методу, когда он даже и во сне не видел этого метода.
– Ну, брат, – сказал он Владиславлеву: вот так чудо ты совершил!.. в час познакомил детей с буквами и составлением из них слогов и слов... Скажи пожалуйста, где ты научился такой премудрости? Неужели это твое собственное изобретение? Мне и во сне этого никогда не снилось...
– Здесь, – отвечал ему Владиславлев, – и никакой премудрости нет... Как видишь, здесь все идет постепенно, но вместе с тем коротко, легко и занимательно для детей. Я уверен, что если бы тебе пришлось с кем-нибудь заниматься первоначальным обучением грамоте, и ты невольно дошел бы до мысли упростить метод этого обучения и обратил бы свое внимание на звуки, выражаемые буквами, a отсюда перешел бы к наглядному и понятному сочетанию букв в слогах и словах понятных для детей... Это так естественно...
– Однако же я и представить себе не могу того, как ты до этого дошел!.. Ну право, брат, ты человек достойный удивления: за что ни возьмешься ты, все y тебя клеится и выходит иначе чем y других... На что ты не взглянешь, везде видишь сразу самую суть дела... взглянул, например, в саду графа на рельефные изображения, и тотчас же y тебя явилась мысль о возможности приложить это искусство к картографии... Уж я не сомневаюсь теперь и в том даже, что ты и для математики найдешь что-нибудь такое, что даст возможность и скорее и основательнее изучать ее...
– Для математики?.. Да, брат, и тут можно пособить делу...
– Что ты! Уж ты не открыл ли чего-нибудь новенького по этой части?
– Да, для первоначального основательного обучения арифметике я кое-что успел уже придумать, занимаясь со своими мальчиками арифметикою... Здесь дело можно начинать так же просто, как и первоначальное обучение грамоте, именно с объяснения значения цифр и составления из них чисел подобно тому, как из букв составляются слоги и слова... нужно на все обращать внимание ученика и избегать механизма и односторонности... нужно показывать ученикам всевозможные способы и доводить их до сознания того, что тот или другой употребительный способ есть способ легчайший и простейший... Ведь ты, например, и представить себе не можешь того, что деление целых чисел можно производить различными способами, например, начиная прямо с единиц, или что вычитание можно поверять вычитанием же...
– Что ты! Неужели вычитание можно поверять вычитанием?
– Ничего нет легче: тут не нужно ни писать ничего, ни зачеркивать, как это доселе у нас водится... стоит лишь остаток вычесть из уменьшаемого, и тогда выйдет в новом остатке прежнее вычитаемое число.... данные и искомое числа уже написаны в решенной задаче; стало быть для поверки произведенного действия следует лишь воспользоваться или как для сбережения времени, так и для того, чтобы ученик сейчас же видел, что в новом искомом числе повторяются именно те же самые цифры, которые составляли прежнее вычитаемое число...
– Сделай милость покажи, как это так... Я, по возвращении к дяде, задам ему вопрос о поверке вычитания да и удивлю его своим новым способом поверки.
Владиславлев взял карандаш и тотчас же показал Тихомирову, каким именно образом можно поверить вычитание как чрез сложение, так и через вычитание не написавши вновь ни одной цифры, и каким образом можно произвести деление, начавши его прямо с единиц.
– Видишь, сказал он потом: все это так легко и просто, а вместе с тем наглядно и убедительно для учеников: при объяснении им общепринятых правил все эти приемы вовсе не лишние и не лишены интереса для учеников... они весьма много могут способствовать развитию в учениках, сообразительности и отучению их от механизма... Ведь в настоящую пору главная причина неуспеха учеников в арифметике состоит именно в привычке их к механическим действиям при решении задач: заучит, например, ученик, что для отыскания в пропорциях среднего неизвестного члена нужно крайние члены перемножить между собою, а произведение их разделить на известный средний, и катай!... Каждую задачу на тройное правило он будет тебе решать этим способом, не подумавши даже о том, как следует составить самую пропорцию-то... Между тем, я тебе скажу, есть еще другой, совершенно доселе неизвестный нашим ученикам, способ определения неизвестного члена, и при том способ всякий раз требующий от ученика сообразительности, следовательно более разумный и практичный....
– Какой же этот способ?
– Определение неизвестного посредством кратного числа.
– Каким же образом?
– Очень просто. Возьмем, например, пропорцию: X:17=25:5. Кратное число последнего отношения 5, а как оно должно быть тоже самое и в первом отношении, то для определения неизвестного члена следует лишь 17 умножить на кратное число 5, вот и выйдет 85...
– Но ведь и здесь тоже механизм?...
– Нет! здесь требуется непременно размышление: переставь ты члены пропорции иначе: X:85 = 5:25, и тебе тогда нужно будет 85 не умножать на кратное число, а делить... Стало быть, прежде, чем сделать то или другое, здесь ученику придется подумать и сообразить... При том же возьми же еще и то во внимание, что при этом способе всегда придется ученику иметь дело с меньшими числами и с более разнообразными действиями, чем при общепринятом механическом способе, а это с одной стороны сберегает время, а с другой дает возможность учителю при решении одной и той же задачи испытать, как ученик знает действия не только над целыми числами, но и над дробями, и как умеет прилагать теорию к практике...
– Как же над дробями-то, когда здесь одни только целые числа?
– Да неужели ты не поймешь того, что краткое число не всегда может быть целым, но и дробным и смешанным?..
– А!... А я думал, что этот способ лишь тогда и можно употреблять, когда краткое число будет целым... Извини же! Теперь я понимаю, в чем тут суть дела, и скажу тебе по совести, что теперь я понял определение неизвестных членов; а прежде я никак не мог себе вбить этого в голову: когда мне в квартире приходилось решать с мальчиками задачи на тройные правила, ну право, даже перед ними было совестно, я никак не мог сладить с этим. Но скажи, пожалуйста, сам ли ты дошел да этих премудростей или вычитал в какой-нибудь новой арифметике?...
– Поищи, если все это ты найдешь в какой либо арифметике, доселе известной нам. Впрочем, не знаю верно, может быть, в какой-нибудь арифметике ты и найдешь это, только я тебе скажу, что я путем собственной мысли дошел до разных, прежде мне неизвестных, способов произведения различных арифметических действий.
– Ну, брат, еще один вопрос. Как у тебя идет с мальчиками дело по изучению русской грамматики? У меня оно идет плохо: мои мальчики очень неудовлетворительно ее знают, и я никак не могу им вбить в голову грамматических правил... да, признаться тебе, по местам и сам-то не понимаю хорошо этих правил: так они сбивчивы и не ясны... А вот с живущим со мною гимназистом так ничего не могу сделать по предмету русской грамматики: правила в изучаемой в гимназии грамматике Перевлесского до того неудобопонятны, что нужно удивляться тому, как такую грамматику приняли за учебник для малых детей, когда в ней и взрослый-то немногое поймет.
– У меня русская грамматика идет отлично. При своем занятии с мальчиками по предмету русской грамматики я обыкновенно в самом начале иду впереди классных занятий учителей, так что этимологию, например, я прохожу с учениками второго класса в пять или шесть классов, разумеется, кратко, однако же так, что y меня каждый мальчик в эти пять или шесть классов научится делать этимологический разбор.
– В пять или шесть классов! Это невероятно!
– Невероятно? Конечно, так при том способе, какой в употреблении y нас в училищах; но при совершенно ином, более доступном для детей, совершенно разумном и практичном способе это очень удободостижимо.... Позволь тебя спросить, от чего именно y нас вообще так медленно и неуспешно идет изучение русской грамматики? Не от того ли прежде всего, что метод заучивания правил требует много времени на это?
– Конечно так.
– Да. Но и помимо этого, не от того ли еще, что самые правила-то неудобопонятны для детей и часто ничего не объясняют, не дают определенного понятия о предмете? Скажи ты, например, может ли мальчик хорошо уразуметь, что такое имя собственное и нарицательное, когда y него в грамматике об этих именах сказано так: «Имена существительные бывают собственные: напр. Иван, Петр, Москва; нарицательные: стол, дом, лошадь; собирательные: лес, стадо, полк, и вещественные: мука, масло, молоко»? Или может ли он понять, что такое предметы одушевленные и неодушевленные, когда опять в грамматике y него об этом сказано так: «предметы бывают одушевленные: человек, зверь, рыба, птица; неодушевленные: камень, кирпич, глина, – и умственные: счастье, добродетель, зло»?... A ведь y нас вся грамматика Востокова состоит из таких-то правил22...
– Да, брат!... По-моему, грамматика Греча была лучше этой?
– Теперь скажи еще: в наших грамматиках Востокова и Греча представляется ли основание для классификации слов, или разделения их на части речи и частицы и, в частности, на имена существительные, прилагательные и т. д., представляется ли основание для разделения имен существительных на собственные, нарицательные и пр., прилагательных на качественные, притяжательные и т. д., глаголов на действительные, средние и т. д.? Нет? A ведь y каждого мальчика невольно родится в голове вопрос о том, почему так именно разделяются все слова, a не иначе, почему такие именно бывают глаголы, a не иные и прочие и прочие? Не зная этого основания подразделений, он не в состоянии хорошо и усвоить себе все эти подразделения. Но скажи ты ему, например, так: «если мы присмотримся к названиям предметов, то заметим, что одни из них даются одному только какому-нибудь предмету, другие даются многим предметам одинаковым, третьи даются множеству одинаковых предметов, собранных вместе; из них те названия, которые даются одному какому либо предмету для отличия его от всех прочих предметов, называются именами существительными собственными, таковы, например, названия городов, рек, островов и проч., напр., Москва, Волга, Кандия… те же названия, которые даются многим одинаковым предметам, называются именами нарицательными, например, стол, дерево, или, наконец, те названия, которые даются множеству одинаковых предметов, собранных вместе, называются собирательными, например, стадо, лес, гурт и т. д.». Поверь, что тогда мальчик сразу поймет, в чем тут суть дела, и сейчас же тебе скажет примеры имен собственных нарицательных…
– Это правда... И ты таким именно образом занимаешься со своими?
– Да. Я прежде всего обращаю внимание мальчиков на то, что одни из слов русского языка изменяют свое окончание, a другие нет, и вывожу отсюда разделении слов на части речи и частицы; потом представляю им, что одни из слов выражают собою названия предметов, другие – качества или признаки предметов, третьи – количество предметов или порядок, в каком они следуют одни за другими и т. д., и отсюда вывожу разделение слов на разряды или части и частицы речи в частности, т. е. на имена существительные, прилагательные и т. д. и сейчас же даю понятие о каждой части речи. Давши понятие общее обо всех частях и частицах речи, я заставляю мальчиков отыскивать каждую из частей речи в небольшой прочитанной ими статье. Когда они таким образом освоятся с частями речи вообще, я перехожу к объяснению им подразделений каждой части речи порознь и перемене окончаний, или склонений, спряжений и проч. Мальчики сразу все это усваивают себе с моих слов и начинают делать этимологический разбор слов. Понятно, что после этого их уже не затруднит и заучивание правил грамматики по учебнику и понимание объяснения учителя в классе, если бы ему когда-нибудь вздумалось что-нибудь объяснить…
– А!.. Так вот где разгадка того, от чего все твои мальчики в конце концов непременно попадают в первый разряд! Ты выработал свой собственный метод по каждому предмету и при посредстве его сразу передаешь им суть дела, так что классные уроки после того лишь пополняют их познания, a они всегда, идут впереди товарищей в изучении каждой науки…
– Да, именно они идут впереди: в общем объеме они всегда уже вперед знакомы бывают со своим уроком...
– Нужно это принять к сведению... И мне кажется, что это не трудно.
– Конечно нет. Стоит только проникнуться желанием передавать все мальчикам как можно проще и целесообразнее, и тогда все пойдет, как по маслицу: учебник тогда не стеснит ни тебя самого, ни мальчика. И нужно удивляться тому, как доселе наши училищные педагоги не дошли до упрощенных методов преподавания? Неужели y них совсем нет желания выйти из своей обычной колеи? Неужели они ведут дело так, чтобы только день проходил за днем, да жалованье получалось на кусок насущного хлеба?.. Странно!..
– Но тем не менее верно. Им уже надоела одна и та же музыка, надоело двадцать лет твердить одно и то же.
Среди этого разговора друзья-товарищи не видели, как прошло время до обеда. Владиславлев отчасти даже рад был приходу Тихомирова, потому что ему нужно было развлечение и хотелось поделиться с товарищем теми впечатлениями, какие он вынес из графского дома, бывши там, на вечере, в день рождения графини. Неудивительно поэтому, если Владиславлев после обеда сам вызвал Тихомирова на гулянье по лесу и берегу реки до самого вечера. Правда, он как будто предчувствовал, что Людмила непременно придет к вечернему чаю к о. Александру, однако же это не удерживало его дома, по крайней мере, теперь: он знал, что дома ему скучно будет провести время до вечера в ожидании прихода Людмилы да и Тихомиров надоест ему своими вызовами на гулянье…
День был прекрасный, тихий, ясный и не слишком знойный. Все в такой день обыкновенно располагает свободного человека к прогулке и наслаждению красотами природы, но для человека с поэтическим талантом такой день имеет еще большую прелесть: встретясь лицом к лицу с природою, человек с поэтическою настроенностью чувствует себя в своей сфере, в природе в это время ему будто чудится что-то знакомое, родное ему и понятное для одного только такого человека; тут появляется y него то поэтическое, творческое одушевление, которое известно одним лишь писателям по призванию, a не по найму, когда он живет теми мыслями и чувствами, какие выходят из-под его пера и выливаются на бумагу. Мысли в минуты такого одушевления так и летят одни за другими, и одна лучше другой. Тут-то именно писатель производит то, что не стареется даже с веками, и чрез сотни лет читается каждым с таким же интересом и так же легко, как и в самые первые годы существования его. Что поэтому удивительного в том, если Владиславлев, встретясь в этот день лицом к лицу с чудною природою, забыл все и как будто переродился. Откуда в эту пору появились у него те возвышенные мысли, какие он высказал Тихомирову, та живость и веселость, которые вовсе не были свойственны его меланхолическому настроению характера, и то красноречие, которое могло бы поставить его в ряд знаменитых ораторов, если бы он в эту пору стоял на трибуне ораторской, – Тихомиров никак не мог этого понять. В своем разговоре с Тихомировым о вечере в день рождения графини, коснувшись вопроса о познании Бога из рассматривания его творений, Владиславлев начал говорить о безумии атеистов, и в это-то время он как будто читал великую книгу природы, как будто слышал великую гармонию мироздания, стоя в величественном храме славы Божией, где немолчно воспеваются высочайшие совершенства творца, как будто лицом к лицу зрел самую сущность вещей, и потому всюду указывал Тихомирову в природе следы высочайших совершенств Божиих: святости, всемогущества, премудрости, благости и правды Творца – Промыслителя и Судии мира. Из слов его ясно вытекало, что эти люди, величающие себя разумными и учеными, вооружающие себя микроскопами и телескопами для рассматривания творений Божиих от инфузорий до светил небесных, в одной капле мутной воды насчитывающие миллиарды живых существ, или же в одном туманном пятне на небе усматривающие новые солнечные системы, и в то же самое время ничего не знающие и не желающие знать о Боге – разумной причине всего существующего, суть ни более, ни менее, как нравственные невежды, нравственные уроды, сами искалечивающие свою человеческую природу, и безумцы, трактующие о мозге и нервах, инфузориях и отдаленнейших светилах небесных и ничего не видящие у себя под носом, незнающие ни своей собственной природы, ни природы рассматриваемых ими тварей; далее своих животных инстинктов не идущие вперед на пути своего нравственно-разумного развития. И Владиславлев не без цели теперь доказывал Тихомирову безумие атеистов! Он знал, что Тихомиров, познакомясь в Мутноводске с одним студентом медико-хирургической академии, кроме мозга и нервов и простой первичной клетки, атомов, силы и материи ничего не видевшим в устройстве человеческой природы и всей вселенной, восхищался красноречием этого атеиста и считал его умнейшим человеком. Он хотел теперь показать Тихомирову, что такой человек достоин не похвалы и признания его за разумного человека, но сожаления и обращения на путь истины, как безумца, но безумца не от природы, а от излишнего мудрствования и извращения смысла тех сил, законов и явлений природы, которые он хотел постигнуть своим ограниченным разумом, не признавая разумной причины всех существующих в мире вещей, воззвавшей мир от небытия к бытию, всему начертавшей свои законы и указавшей цель бытия каждому творению своему, начиная от ничтожной инфузории и до величественных светил небесных, от человека и до высшего из ангелов. И Тихомиров вполне понял всю справедливость слов Владиславлева. Незаметно и с великим удовольствием Владиславлев провел время своей прогулки с Тихомировым по лесу и берегу реки до самого того времени, в какое обыкновенно у о. Александра в доме подавался чай. Зато, когда они возвращались уже домой с прогулки и Владиславлев вспомнил, что, быть может, Людмила теперь уже ждет его у о. Александра, чтобы показать ему, что именно и как написала она в своем дневнике, в первый раз взявшись за перо писательницы, как же ему вдруг захотелось скорее вернуться домой, и как мысль о Людмиле овладела всем его существом! Теперь он как будто не слышал того, что говорил ему Тихомиров, и отвечал ему на вопросы рассеянно. Каждая минута казалась ему часом, каждая пройденная сажень вперед верстою. Ему чудилось, что Людмила ждет его и жалеет о том, что не застала его. И точно, предчувствие не обмануло его: в эту пору Людмила с матерью и Валентиною действительно была уже в доме о. Александра и ожидала его возвращения с прогулки.
– Хорошо ли вы погуляли? – спросила графиня Тихомирова, когда они возвратились с прогулки.
– Еще бы! – отвечал Тихомиров. – Гуляя с таким товарищем, как Владиславлев, можно ли не получить особенного удовольствия от разговоров с ним? Вот, я вам доложу, графиня, – вот человек этот Владиславлев: чем больше с ним проводишь времени в задушевной беседе, тем все более и более убеждаешься в его достоинствах, Уж я ли его не знал доселе хорошо, когда столько лет учусь с ним в одних и тех же отделениях? И однако же ныне я нашел в нем то, что доселе не подозревал в нем. Представьте себе, он по первоначальному обучению детей грамоте, а также по арифметике и русской грамматике выработал своеобразные методы преподавания, так что читать по-русски он может выучить понятливых детей в каких-нибудь три, четыре класса, а из русской грамматики в пять, шесть классов может пройти с учениками всю этимологию в кратком объеме и выучить их делать правильный и сознательный этимологический разбор. Сегодня, например, он в один час ознакомил двоих детей с буквами и составлением из них слогов и слов, так что они в состоянии сами составлять из рассыпных букв немногосложные слова...
– В самом деле? – сказала графиня. – Это удивительно.
– Да; достойно удивления, – подтвердил Тихомиров. Валентина в это время без стеснения рассмеялась.
– Maman! – сказала она потом: неужели этому можно поверить? Это сказки...
– Если не верите, – сказал Тихомиров: – не угодно ли в этом убедиться на самом деле. Детей здесь, конечно, нет; однако же и без них можно познакомиться с новою методою. Владиславлев, без сомнения, не откажется удовлетворить вашему любопытству, если вы пожелаете узнать, в чем заключается суть дела в его методе преподавания.
Тихомиров ненамеренно здесь коснулся очень щекотливой стороны дела. Возможно ли было ожидать, чтобы гордая Валентина попросила Владиславлева объяснить ей, в чем заключается вся суть дела в его методе, и показать, в чем состоит эта метода? Однако же нельзя было и отказаться от предложения убедиться в справедливости слов Тихомирова на самом деле.
– Пожалуй, если можно, – процедила Валентина сквозь зубы в ответ на предложение Тихомирова.
– Очень возможно, – заметил Тихомиров и позвал Владиславлева, который только было вступил в разговор с Людмилою о том, что написала она в своем дневнике на первый раз.
– Monsieur Владиславлев! – обратилась графиня-мать к нашему герою, когда он подошел к ней по зову Тихомирова: – правда ли, будто вы в пять или шесть уроков преподаете мальчикам всю этимологию, так что они делают правильный этимологический разбор?..
– Да, графиня! – отвечал Владиславлев: – я имею счастье утешаться этим данным мне талантом. С первого раза это кажется невероятным, однако же это очень возможно.
– Любопытно знать, в чем состоит способ вашего преподавания.
– Способ этот состоит в том, что в первый класс я кратко знакомлю мальчиков со всеми частями речи и частицами, передавая им понятие о каждой из них и заставляя отыскивать их в книге, – во второй знакомлю их с подразделениями частей речи, в третий – с родами, числами и падежами, степенями сравнения, наклонениями, временами и лицами, в четвертый – со склонениями и спряжениями, в пятый повторяю преподанное в предшествовавшие четыре класса, а там лишь заставляю их делать подробный этимологический разбор и спрашиваю при этом, почему они то или другое слово относят к изустной части речи, к тому или другому роду, числу, падежу, или наклонению, времени и т. д., словом, тут у нас все пройденное повторяется при разборе, дополняется и прилагается к делу.
– Желательно бы было знать, как именно у вас идет объяснение сразу всех частей речи и приложение к делу этих объяснений.
Владиславлев представил пример того, как именно ведет он преподавание этимологии в первые два класса.
– Да, – сказала графиня, – действительно возможно поверить успеху ваших учеников, когда вы все передаете так просто и вместе так ясно и наглядно, что ученикам не трудно понять вас и запомнить передаваемое им со слов.
«Да, – подумала Валентина: – он действительно человек очень умный: и пишет хорошо, и говорит хорошо. Не будь он семинарист, но будь какой-нибудь графский или княжеский сын, он имел бы в обществе большой успех и составил бы себе прекрасную партию, a теперь его карьера известна: он будет или попом, или вечным тружеником какого-нибудь присутственного места...».
Итак, вот случай, который даже гордую Валентину побудил подумать доброе о Владиславлеве! A если это случилось с Валентиною, то можно себе представить, в каком в эту пору положении была Людмила? Она до того была заинтересована словами Владиславлева, в таком была восхищении, что не нашла даже слов для выражения одобрения Владиславлеву. В эту пору Владиславлев казался ей таким великим человеком, пред которым она ставила себя ни во что, и только лишь, зная незавидную участь его, она вздохнула от глубины сердца, или избытка своих чувств и этот вздох ее лучше всяких слов выразил, что именно в эту пору таилось в ее душе по отношению к Владиславлеву: она смотрела на него с каким-то благоговением, совершенно невольным и для ней самой непонятным... И когда он потом подошел к ней, она как будто не смела заговорить с ним первая и безмолвно ожидала, когда он заговорит с нею.
– Надеюсь, вы мне дадите прочесть написанное вами вчера? – сказал ей Владиславлев. – Мне очень интересно познакомиться с вашим трудом по части литературы, хочется видеть, каково y вас начало этого труда: если хорошо, а в этом я и не сомневаюсь, – вы будете иметь успех... Начавши хорошо, говорят, половину дела сделал... Но, если бы и плохо было начало, не беда, не следует унывать: труд и терпение все преодолевают, лишь была бы способность писать, a y вас, я надеюсь, способность эта есть, когда вы шутя сочинили такой оригинальный роман, какой прославил бы любого писателя.
– Я за тем и принесла с собою свою тетрадку дневника, чтобы оставить ее на просмотр вам, – ответила Людмила. – Надеюсь, что вы со всею критическою строгостью рассмотрите написанное мною и поправите, где следует. Замечания ваши я приму с благодарностью.
При этих словах они подала Владиславлеву тетрадку, в которой мелким немецким почерком было написано четверток семь и просила его на следующий день непременно прийти к ним и принести с собою эту тетрадку с поправками. Но просьба эта была даже излишня: Владиславлев с величайшим удовольствием желал прочесть, что именно эта прелестная институтка написала в своем дневнике, и, конечно, не замедлил бы сообщить ей, какое впечатление произвело на него чтение ее дневника, и какие недостатки заметил он в написанном, если бы они оказались там. Поэтому, проводивши графиню с дочерьми до дому, Владиславлев тотчас же принялся за чтение дневника Людмилы, как только вернулся домой и натолкнул Тихомирова на разговор с Софьею Ивановною о любимых предметах его мечтаний т. е. о цветах, палисадниках, хороших лошадях, богатых невестах и прочем подобном этому. Оказалось, что Людмила в своем дневнике описала разговор свой с отцом о божественности христианской религии. И тут-то Владиславлев увидел, какою громадною памятью обладала Людмила: весь этот разговор она воспроизвела в тех самых выражениях, в каких она передавала его Владиславлеву и в каких именно он на самом деле происходил между отцом и дочерью. Ошибок против правил грамматики, словесности и логики почти никаких не оказалось.
– Однако! – подумал Владиславлев: – первый опыт, и так вышел удачен... Это удивительно… Положим, что она воспользовалась готовым материалом; однако же и это весьма похвально: другой и этим не сумел бы воспользоваться хорошо.
Владиславлев с удовольствием еще раз прочел все, написанное Людмилою, и решился на память о Людмиле списать для себя этот первый опыт литературных трудов Людмилы, не лишенных интереса для каждого благомыслящего человека.
– Что это ты списываешь? – спросил его Тихомиров, вошедший к нему в ту пору, как он списывал дневник Людмилы.
– Посмотри и увидишь, что списываю, – ответил ему Владиславлев, желая расположить его к прочтению дневника Людмилы.
– А! да ты, брат, какие-то секреты списываешь! – воскликнул Тихомиров, всматриваясь в почерк Людмилы. Уж не от Людмилы ли ты получил эту тетрадку?
– Да, это ее дневник...
– Ах, брат, дай, пожалуйста, мне прочесть его... Очень интересно знать, что здесь написала эта прелестная институтка.
– Изволь... Тут ты прочтешь именно то, чего тебе и в голову никогда не приходило и чего ты от профессоров наших не услышишь... Надеюсь, это занятие чтением для тебя будет полезнее, чем занятие мечтаниями о богатых невестах и местах...
Тихомиров взял тетрадку Людмилы и с удовольствием прочел ее; Владиславлев между тем писал свой дневник.
– Будто это написала Людмила? – спросил Тихомиров у Владиславлева. – Не ты ли это написал, а она лишь списала?..
– Ты видишь, я сам списываю у нее для памяти... По поводу этого-то разговора графа с Людмилою, и я ознакомился с книгою Огюста...
– Ну, брат, понимаю теперь, отчего ты с Людмилою так подружился!.. Это выходит по пословице: рыбак-рыбака видит издалека... Вы оба артисты и оригиналы... И что, если бы у нас где-нибудь была такая же умная, хорошенькая да богатая невеста?.. Я не расстался бы с нею, непременно бы сосватался за нее...
– Ну, слава Богу!.., Ты опять нашел случай помечтать... Фантазер! Ты бы лучше вникнул хорошенько в суть описанного здесь разговора, чем предаешься напрасным и несбыточным мечтам.
– Экой ты, братец! Ведь ты не понимаешь того, что эти мечты оживляют меня и интересуют точно так же, как тебя интересует разговор, описанный здесь Людмилою, и книга Огюста Николя,..
– А тебя, значит, этот разговор не интересует так же, как меня не интересуют твои мечты?.. Прекрасно!
– Так что ж!.. Э, братец ты мой! – куда нам пускаться в высоту небесную?.. Хоть бы вы-то летали по поднебесью да не упали оттуда; а нашему брату думать о том, что поближе к нам... Ведь хоть с неба звезды хватай, все будет равно: не будешь ты богат, никто и знать тебя не будет... деньги ныне всему голова... с ними и дурак будет умен, а без них и умник будет дураком... Эта истина давно уже всеми принята...
– Не истина, а ложное убеждение в том, будто это истина... Но мы с тобою не раз уже толковали об этом... Не лучше ли оставить это?..
– Как хочешь; мне все равно... Я всегда останусь при своем убеждении; потому что полагаю свое счастье в богатстве и знатности...
– И придет время, когда ты разубедишься в этом...
Тихомиров покачал головой в знак своего несогласия со словами Владиславлева и отошел от него, а Владиславлев снова принялся за списывание дневника Людмилы.
На следующий день Владиславлев с нетерпением ожидал того времени, когда ему можно было идти к графу на чай. Ему думалось, что Людмила тоже с нетерпением будет ожидать его прихода, чтобы услышать его отзыв о первом ее литературном опыте, и потому хотелось поскорее сообщить ей свое мнение об этом первом опыте и расположить к продолжению дневника. И действительно, когда Владиславлев перед вечером пришел к графу, первым вопросом Людмилы было: «как вы нашли мой первый опыт»?
– Он очень удачен, – отвечал Владиславлев, – нельзя даже и подумать, что это писано неопытною еще рукою, а тем более рукою, в первый раз взявшейся за перо писательницы... Я уверен, что впоследствии вы будете отличною писательницею...
– Ах, мне кажется, что я не буду писательницею!.. Написать то, что вы читали в первом опыте, я конечно могла; но чтобы сочинить что-нибудь свое собственное, я не в силах... Мне кажется, что я не в состоянии произнести что-нибудь свое собственное, такое именно, что было бы плодом моей собственной мысли зрелой, согласной с действительностью и приложенной к жизни...
– Понятно, что сейчас вы не в состоянии и этого произвести, но поверьте, что способность авторского творчества со временем сама собою придет к вам, и вы так же легко и хорошо будете излагать свои собственные мысли и чувствования, как и теперь прекрасно изложили действительно происходивший между вами и графом замечательный разговор... будьте только побольше уверены в своих силах и не оставляйте своего дневника, если хотите иметь литературный успех...
– Конечно, теперь я не оставлю этого занятия... Оно будет для меня новым приятнейшим удовольствием в настоящем моем положении и вместе развлечением, а в будущем это даст мне возможность с успехом слушать университетские лекции, если мне придется добиться того счастья... Мне, однако же, очень бы желательно было и помимо ведения своего дневника написать что-нибудь?.. Не можете ли вы мне указать, что именно могла бы я написать, для первого раза, чтобы лучше привыкнуть к изложению своих собственных мыслей?..
– В этом отношении я посоветовал бы вам описать впечатления своего детства. А чтобы вам легче было это выполнить, позвольте вас просить рассказать мне историю своей жизни... Вы же, кстати, обещали мне рассказать ее...
– Да, я это помню, и с удовольствием расскажу вам все, что только могу припомнить из своей жизни, только с условием, чтобы и вы потом рассказали мне историю своей жизни, так чтобы мы с этого времени вполне знали друг друга...
– Я со своей стороны готов это исполнить.
– В таком случае я начну первая свой рассказ, – сказала Людмила, и начала подробно рассказывать все, что могла запомнить.
Владиславлев из ее рассказа увидел, что жизнь ее действительно не богата происшествиями, как она это и прежде говорила ему; зато она способствовала развитию в ней того характера, каким она обладала. Вслед за этим и Владиславлев рассказал ей историю своей жизни. Теперь же и нам будет благовременно сказать подробно о воспитании Людмилы и Владиславлева.
* * *
Примечания
Когда мы переписывали эти строки, невольно обратили свое внимание на грамматику Кирпичникова и Гилярова, одобренную учебным комитетом для употребления в духовных училищах, и, почитавши ее, невольно подивились тому, как такую грамматику приняли за учебное руководство, когда по ней мальчик не может изучить русского языка. Вот, например, наудачу выпишем определение имени прилагательного: «именем прилагательным называется часть речи, изменяющаяся в своих окончаниях по падежам, числам и родам, например: «добрый», «добрая», «доброе»... Неправда ли, читатель, хорошо такое определение? Заучивши его, мальчик составит себе истинное понятие об имени прилагательном? Встретив в книге слова: «пишущий», «избитый», «первый» и т. п. не в праве ли он сказать с первого раза, что все эти слова суть имена прилагательные? И мы видели это на опыте: сейчас ученики духовного училища N, изучающие русскую грамматику по Кирпичникову, не знают разбора.
