А. Богоявление Аврааму, обетования ему и заветы с ним
Глава XII, 1–9. Два первые Богоявления Аврааму в Уре Халдейском и близ Сихема
а. Первое Богоявление Аврааму в Уре Халдейском
И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей.... в землю, которую Я укажу тебе (Быт.12:1) …пойди… от родства твоего… С какою целью Господь изводит Авраама из отечественной ему земли? Господь изводит Авраама из отечественной земли его (Ура Халдейского) с тою целью, чтобы спасти как его, так и имевшую образоваться в его племени церковь ветхозаветную от всеобщего в то время разлива идолопоклоннического, и сохранить в людях чистое познание о Себе и об истинной религии. Иисус Навин называет идолопоклонником даже отца Авраамова (Нав.24:2–3) – так широко распространилось язычество, и так велика была опасность от него для истинного богопочтения! Хотя и в земле Ханаанской царствовало язычество, но там Авраам и следовавшие за ним патриархи были пришельцами и странниками, и, следовательно, не могли иметь крепких связей с туземцами.
…в землю, которую Я укажу тебе... Повеление Божие к Аврааму какую имеет испытующую особенность? Ту, что, повелевая удалиться от родства и из дома отца своего, Господь даже не называет Аврааму ту землю, в которую надлежало идти ему, а просто велит собираться туда, куда будет приказано. Вот почему Ап. Павел говорит, что «верою Авраам, будучи призываем, послушался …и шел, не зная, куда идет» (Евр.11:8). Хотя в предыдущей главе и говорится, что Сарра с Авраамом пошли в землю Xaнаанскую, но это примечание Моисей делает уже от своего лица125.
И Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и возвеличу имя твое. Благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные (Быт.12:2–3)). В чем заключается главная сила и сущность обетования Божия Аврааму? В том, что благословятся в нем все племена земные, т.е. ради его, поскольку он будет родоначальником того племени, в котором родится Спаситель мира Иисус Христос. Так объясняет сие обетование Божие Ап. Павел, говоря: чрез Иисуса Христа благословение Авраамово распространилось на язычников... Писание, провидя, что Бог верою оправдывает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы (Гал.3:14,8). Прочие же слова обетования заключают в себе временные и земные блага, именно умножение потомства и возвеличение имени Авраамова.
Какое еще важное обстоятельство замечает Ап. Павел в обетовании, данном Аврааму? To, что оно дано ему прежде, чем Бог вступил с ним в завет посредством обрезания, даже (продолжим мы апостольскую мысль) прежде, чем он имел детей (Быт.11:30), и, следовательно, прежде, чем Исаак предпочтен Измаилу, и вообще прежде, чем произошло какое-либо разделение между его ближайшим потомством и другими племенами земными. Сие, по Апостолу, произошло для того и потому, что в благодатное царство Христово имели вступить не прямые только и плотские потомки Авраама (Евреи), но и все чада его по духу, т. е. все верующие в Христа Спасителя, – обрезанные ли то Евреи, или необрезанные язычники (Рим.4:10–12).
б. Второе Богоявление Аврааму близ Сихема и первые обстоятельства странствования его в земле Ханаанской (Ст. 6–9)
И явился Господь Аврааму (в Сихеме). (Быт.12:7) ... потомству твоему отдам Я землю сию (Ханаанскую) …Почему не какую-либо другую, а именно Ханаанскую землю Господь отдаёт в наследие потомству Авраамову? С одной стороны – сие было делом правосудия Божия, которое определило наказать чрез Евреев нечестивые племена хананейские; ибо мера их беззаконий скоро имела наполниться (Быт.15:16). С другой стороны – Господь, по благости и любви своей к избранному народу, отдает ему Ханаанскую землю, как наипрекраснейшую, кипевшую медом и млеком – по выражению Писания. Наконец – поскольку земля Ханаанская находилась между главнейшими частями света, а как бы в средине мира; тο Господь, по всеобъемлющей премудрости своей, в ней именно определяет основать ветхозаветную церковь еврейскую, дабы отсюда удобнее мог разливаться по всему миру свет истинной религии и веры в обетованного Искупителя126.
Глава XIII, 14–18. Третье Богоявление Аврааму, по разлѵчении его с Лотом в Вефиле
И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него... (Быт.13:14). Почему Бог подтверждает Аврааму свое обетование не прежде, как по разлучении его с Лотом? Сим Господь как бы хотел показать, что Лот со своим потомством не имел участия в сем обетовании.
... всю землю, которую ты видишь (т. е. Ханаанскую), тебе дам Я, и потомству твоему на веки. И сделаю потомство твое как песок земной! ...Какой смысл имело повторительное обетование Божие Аврааму в Вефиле? В ближайшем и первоначальном смысле сим обетованием, вο-первых, назначалась земля Ханаанская во всегдашнее наследие Аврааму, или точнее – потомству Авраамову, как толкует Св. Ап Стефан; ибо сам Авраам не получил в земле обетования ниже столько места, чтобы поставить ногу (Деян.7:5). Сие обетование Божие исполнилось по исшествии Евреев из Египта, при Иисусе Навине, который силою оружия приобрел обетованную землю, истребив и покорив нечестивые хананейские племена127.
Во-вторых, – по ближайшему смыслу обетования Божия, – потомство Авраамово должно было возрасти до неисчислимого множества, как песок земной. В самом деле, сколько народов уже исчезло с лица земли, а еврейское племя до наших времен существует в удивительном множестве. Сколько, может быть, и еще народов исчезнет в истории человечества, а Израиль будет жить до последних судеб мира! (Рим.11:25,26) В каком же необъятном множестве он явится тогда!..
Но не одними чувственными и временными благами ограничивалось Божие обетование Аврааму. На сие указывает Ап. Павел, говоря, что «верою поселился Авраам в земле обетованной, как на чужой: ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель есть Бог» (Евр.11:9,10). Таким образом, под землей, обещанной Господом в вечное наследие потомству Авраамову, подразумевалось, в сокровенном смысле, то духовное наследие, или то царство Мессии, которое такими яркими красками изобразили впоследствии пророки. Под неисчислимым же потомством Авраамовым разумелись, конечно, все сущие от веры Авраамовы, все истинные христиане, которые суть истинное Авраамле семя и пo обетованию наследницы (Гал.3:7,29). О неисчислимом множестве сих духовных потомков Авраамовых в особенности можно сказать, что они – как песок земной, а наследие духовных и благодатных даров именно будет для них на век, на всю вечность!
Глава XIV, 14–24. Плен Лота и благословение Авраама Мелхиседеком
И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Бога всевышнего... (Быт.14:18). Был ли Мелхиседек лицом историческим? Без всякого сомнения, был, хотя некоторые – ошибочно и вопреки сказанию Моисееву – считали его то Сыном Божиим, то Духом Святым, то ангелом, явившимся Аврааму. «Он не есть Сын Божий, ибо уподоблен Сыну Божию (Евр.7:3); не есть Бог (и не ангел), ибо священник, а всякий священник приемлется от человек (происходит от человека), т.е. чрез плотское рождение».128.
Сретение с хлебом и вином, или водою, было в древности обыкновенным знаком уважения, союза и гостеприимства129. Но что означает, по отношению к личности Мелхиседека, название его священником Бога всевышнего? Сим именем он отличается не только от чтителей ложных богов, но и от прочих царей и даже от Авраама. Хотя с царским достоинством в древности весьма обыкновенно соединялось и священническое достоинство, но Мелхиседек был священником в некотором особенном и преимущественном смысле. Ибо, в противном случае, почему бы Моисею не назвать священником, например, царя Содомского, или, по крайней мере, Авраама? Можно полагать, что сам Бог, некоторым особенным и нарочитым откровением воли своей, соединил в личности Мелхиседека достоинство царское и священническое. В хлебе и вине Мелхиседека Бл. Феодорит видит прообразование бескровной жертвы новозаветной, или таинства Евхаристии130.
И благословил Мелхиседек Авраама, и сказал: благословен Авраам от Бога всевышнего, Владыки неба и земли (Быт.14:19). Преимущественное право сего благословения заключается в священстве Мелхиседека. Hо самое сие священство, равно как и самая личность Мелхиседека, пo учению слова Божия, имела глубокое прообразовательное значение пo отношению к божественному лицу Сына Божия. Еще в ветхом завете царь и пророк Давид в необыкновенном священстве Мелхиседека видел прообраз священства Мессиина, говоря о Сыне Божием так: ты иерей во век пo чину Мелхиседекову (Пс.109:4). Но особенно ясно и подробно раскрыто прообразовательное значение Мелхиседека у Апостола Павла в VII главе послания к Евреям. Сие значение открывается, во-первых, в имени Мелхиседека, которое означает царя правды, – каковое название усвояют Мессии и пророки (Мал.4:2; Зах.9:9). Во-вторых, в звании Мелхиседека, который был и царь, притом царь мира, и в тο же время священник Бога вышнего. Так и Христос есть князь царей земных (Откр.1:5), князь мира (Ис.9:6) и в то же время архиерей великий прошедший небеса (Евр.4:14). В-третьих, в роде или происхождении Мелхиседека, который представляется в сказании Моисеевом без отца, без матери, без родословия, не имеющим ни начала дней, ни конца жизни, так и Сын Божий не имеет отца – по плотскому своему рождению, и матери – по предвечному рождению; род же Его кто исповесть? (Ис.53:8) Он есть сущий, и иже бе, и грядый (Откр.1:4). Наконец, в том обстоятельстве, что Аврам, прадед Левия, дал десятину священнику Мелхиседеку, Апостол видит прообразование превосходства, которое возымело впоследствии над левитским священством Христово священство по чину Мелхиседекову, или новозаветные таинства над ветхозаветными обрядами (Евр.7:9–17).
Что побудило Авраама дать десятину царю Салимскому? Конечно, не царское достоинство Мелхиседека, ибо Aвраам был сам победитель и избавитель царей, но благоговейное уважение к необыкновенному священству Мелхиседекову и к благословению именем Бora вышнего.
Аврам сказал царю Содомскому: нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего… (Быт.14:22,23). Почему Авраам с такою силою отклоняет от себя щедрость царя Содомского? Не по гордости, конечно, а по бескорыстию и миролюбию, ибо он мог опасаться, что Содомляне станут завидовать ему и даже захотят силою возвратить свою собственность, уступленную в первом порыве благодарности.
Глава XV. Четвертое Богоявление Аврааму при таинственном обряде вступления его в завет с Богом
Чем замечательно описываемое в сей главе явление Бога Аврааму? Сие богоявление само пo себе замечательно, во-первых, своею продолжительностью, ибо происходит целые сутки от одной ночи до другой (Быт.15:1,3,12), во-вторых, – своею торжественностью и наглядностью, ибо патриарх не только во сне, но и в совершенно бодрственном и сознательном состоянии слышит голос Божий, беседует с Господом и ходит с ним, как с человеком. По отношению же к предыдущим богоявлениям – оно замечательно тем, что Господь в первый раз здесь объявляет, что собственный сын Авраамов, имеющий произойти от чресл его (а не усыновленный Елиезер, как думал испытуемый праотец), – будет его наследником, и чрез сего-то сына потомство Авраамово умножится подобно звездам небесным (Быт.15:4,5).
Аврам поверил Господу, и он вменил ему это в праведность (Быт.15:6). Как учит Ап. Павел о вменении веры Авраамовой в праведность для него? На сие вменение он смотрит как на доказательство того, что вера есть всеобщий и всегдашний способ оправдания людей пред Богом; что если бы сам отец верующих стал искать оправдания в делах своих, то ему нечем было бы похвалиться пред Богом (Рим.4:1,3). Святые дела, конечно, суть естественный плод живой веры в Бога (Иак.2:23), но не суть все-таки источник нашего оправдания на суде Всесвятейшего.
Господь сказал Авраму: возьми мне трилетнюю телицу, трилетнюю козу, трилетнего овна, горлицу и молодого голубя… (Быт.15:9). Что можно приметить относительно числа жертвенных животных при вступлении Авраама в завет с Богом? То, что для жертвы при сем случае употребляются вдруг и вместе все те роды животных, которые впоследствии законом определены для кровавых жертв. Сие в знак того, что жертва Авраамова была всеобщая и образцовая, вмещавшая всех потомков Авраамовых и все роды их будущих жертв131.
Он (Авраам) взял всех их, рассек их пополам, и положил одну часть против другой… (Быт.15:10). Зачем Авраам рассёк пополам жертвенные животные? Таков был древнейший обряд жертвоприношений при заключении союзов, соблюдавшийся и у язычников132. Отсюда произошли выражения сыщи союз, сыщи клятву. При сем употреблялось прохождение между рассеченными животными – с одной стороны в знак того, что клянущиеся отселе обещаются составлять как бы одно целое, как некогда составляли эти части животных133, а с другой стороны с той мыслью, что с нарушителем союза должно быть поступлено так же, как с этими жертвенными животными. Голуби и горлицы не были рассечены, поскольку были символами читосердечия и верности134. Авраам не воспламеняет своей жертвы, ожидая нового откровения воли Божией, хищных же птиц прогоняет, дабы сохранить чистоту и святость своей жертвы.
При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама; и вот когда он пробудился, напал на него ужас и мрак великий (Быт.15:12). Чем объяснить ужас Авраама? Конечно, он был следствием близкого присутствия Божия, которое ощутил Авраам по своем пробуждении, мрак же великий (т. е. не обыкновенный ночной, а сверхъестественный и глубокий мрак), был символом сего присутствия, как впоследствии при Синайском законодательстве135.
И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. (Быт.15:13). Откуда и до чего нужно считать эти четыреста лет переселения и порабощения потомства Авраамова? Так как Евреи в Египте рабствовали и были пресельниками только 215 лет, начиная от переселения туда Иакова и до общего исшествия Евреев; то очевидно, что в разбираемом месте к этим годам причисляется и время странствования в земле Ханаанской патриархов Авраама, Исаака и Иакова, которое тоже продолжалось 215 лет. Таким образом, считая от первого призвания Авраамова из Ура Халдейского (в 1921 г. до Р.Х.) до исшествия Евреев из Египта (в 1491 г. до Р.Х.), получаем период в 430 лет, который и указывается в книге Исход (Исх.12:41). Если же стоят не 430, а только 400 лет, то это объясняется тем, что для круглоты числа откинуты года Авраамова странствования со времени переселения его из Харрана (в 1916 г.) до рождения Исаака (в 1891 г.).
A ты отойдешь к отцам своим в мире и будешь погребен в старости доброй (Быт.15:15). Что отрадного было для Авраама в сем обетовании Божием? Сими словами Господь обещает Аврааму, после долговременной жизни земной, вечную блаженную жизнь за гробом со отцами. Вот та весьма великая награда, о которой говорил Бог Аврааму выше (Быт.15:1).
Когда зашло солнце… вот дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными (Быт.15:17). Что означает здесь видение дыма и пламени огненного, прошедших между рассеченными животными? Под сими образами – как бы сам Бог проходит между частями жертвы, подобно тому, как сие делали люди при заключении союзов. «Дым как бы из печи образует предсказанное здесь озлобление народа Божия, которое и в других местах Св. Писания изображается пещию железною (Втор.4:20; Иер.11:4), а пламя огня знаменует его избавление, которое также прор. Исаия уподобляет светильнику136, огонь, прошедший между рассеченными жертвенными частями, без сомнения воспалил их и сжег, и таким образом Господь утвердил свой завет с Авраамом.
… Потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки Евфрата. (Быт.15:18). В какое время потомство Авраамово получило в обладание обещанные Богом столь обширные владения? При царях Давиде и Соломоне границы Еврейского царства действительно простирались до указанных здесь пределов137.
Впрочем, нужно всегда иметь в виду различие между теми землями, которые Господь отдавал народу Еврейскому собственно в наследие, от тех, которые обещал ему под именем завоеваний. В наследие назначалась главным образом земля Ханаанская, провинции же израильские, или завоевания, простирались гораздо дальше, – и о сих-то последних говорится в настоящем месте. Если же Евреи не завоевали всех обетованных Богом городов и земель, или владели ими только самое короткое время, то сему причиною было нарушение с их стороны тех условий, на которых заключен был завет с Богом, т.е. их нечестие и разврат (Втор. 11:22, 24; Нав.1:4).
Глава XVII. Пятое Богоявление Аврааму с переменою его имени и установлением обрезания
Излагаемый в сей главе завет обрезания – какое имеет значение для Авраама в ряду бывших ему обетований Божиих? Он был новою яснейшею степенью откровений Божиих Аврааму и вместе подкреплением веры Авраама, когда сей последний «уже утомился ходить одною верою, а не видением»138. Обрезание Господь делает постоянною видимою печатью истинности своих обетований в потомстве Авраама. Предшествовавший завет огненного видения преисполнен был знаменательных и прообразовательных действий – более со стороны Бога, а затем обрезания – более со стороны Авраама139. Таким образом, оба сии завета стоят в неразрывной связи, и последний есть как бы продолжение и дополнение первого.
И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам… Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра… (Быт.17:5,15). Какое значение имела перемена имен в ветхом завете? Во-первых, она означала власть того, кто давал новое имя, над теми, кому давалось сие имя. Так, Даниил и три отрока еврейские халдейском плену получили халдейские имена. В сем же смысле о Боге говорится, что Он есть исчитай множество звезд и всем им имена нарицай (Пс.146:4). Во-вторых, сия перемена бывала по случаю и в память каких-нибудь замечательных событий с людьми. Так, Иаков (запинатель) получил имя Израиля (богоборца) после того, как он боролся с Богом. Наконец, переменою имен выражали какую-нибудь уже случившуюся перемену с человеком, или открывшееся в нем новое замечательно качество. Так, Иосиф получил в Египте новое имя Псомфомфаних (тайновидец) после того, как истолковал сны Фараону (Быт.41:45). Так, Ноеминь (красная) стала называться Марою (горькою) после того, как умерли ее сыновья в земле Моавитской, и она осталась горькой сиротой со своими невестками (Руф.1:20). В сем-то последнем значении всевидящий Бог Авраму дает новое имя Авраама (отец множества народов), определив и обещав ему многочисленное потомство, подобно тому, как впоследствии Господь Иисус переиименовал Кифу в Петра, придвидя крепкую веру сего Апостола, и определив на сей вере, как на камне, основать свою церковь (Ин.1:42; Мф.16:18). Перемена имени была новым уверением для Авраама в непреложности Божиих к нему обетований.
Обрезывайте крайнюю плоть вашу; и сие будет знамением завета между Мною и вами. (Быт.17:11). Какое значение имел богоучрежденный обряд обрезания? Прообразуя собою новозаветное таинство крещения140, таинственный обряд обрезания, во-первых, внушал ветхозаветным людям, что по плотскому рождению всякий человек является в мире нечистым и грешным; во-вторых, что очищение поврежденной натуры человеческой должно совершаться путем внутренней и болезненной борьбы со страстями и посредством умерщвления похотей сердечных, или, – как выражается Апостол, – чрез совлечение тела греховного плоти141. В-третьих, обрезание плоти мужской таинственно указывало на рождение обетованного потомка Авраамова, который имел родиться не от похоти плотской, ни от похоти мужской, но бессеменно от неискусобрачной Девы Марии и Духа Свята, чрез устранение (и как бы отсечение) мужского участия. «Обрезание плоти мужской есть как бы отрицательное выражение понятия о семени жены»142.
Почему не обрезывался пол женский? Не потому, что он не участвовал в завете, но в знаменование того, что Обетованное Семя жены, долженстовавшее спасти род человеческий, был муж (Господь Иисус Христос), а не жена.
Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем, и купленный за серебро твое… (Быт.17:13). С какой целью предписывалось обрезание рабов и иноплеменников? Сие было прообразовательным знамением того, что некогда все народы и всякого звания люди примут участие в благодатном завете Бога с человеком, образом которого был Авраамов завет.
Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра… (Быт.17:15,16). Что означают имена Сара и Сарра? По объяснению Иеронима, первое имя значит госпожа или владычица моя, а второе владычица вообще, т.е. госпожа не одной только семьи, но многих народностей143.
... Авраам... рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? И Сарра, девяностолетняя, неужели родит? (Быт.17:17). Как согласить недоумение и смех Авраама с его крепкой верой в обетования Божии? Слова Авраама не выражали недоумения и колебания веры, ибо, по Апостолу, он в обетовании же Божии не усумнеся неверованием, но возможе верою (Рим.4:20), но выражали благоговейное удивление, и смех его был играние радости, а не усмешка неверия. Так объясняет смех и недоумение Авраама Блаж. Августин144. Некоторые думают, что на сей самый случай указует Иисус Христос, когда говорит, что Авраам, видев Его день, возрадовался145.
И взял Авраам... и обрезал крайнюю плоть домочадцев своих в тот самый день, как сказал ему Бог... (Быт.17:23). Почему особенно достойна примечания поспешность Авраама в исполнении заповеди oб обрезании? Потому, что Господь, установляя обрезание, не назначал ни Аврааму, ни его домочадцам определенного времени для совершения обрезания, только новорожденные должны были обрезываться в восьмой день. Поспешность Авраама показывает беспрекословное послушание его заповедям Божиим и ревность об их исполнении.
А Измаил… был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его... (Быт.17:25). Чем замечателен тринадцатилетний возраст Измаила при его обрезании? Тем, что он дал начало обычаю, соблюдающемуся у аравийских племен, потомков Измаила, по которому они совершают над собою обрезание в тринадцатилетнем возрасте146.
Глава XVIII. Шестое Богоявление Аврааму с откровением Сарре о рождении от неё сына
И явился Аврааму Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя дневного… (Быт.18:1). Какую можно усматривать цель сего нового богоявления, предмет которого уже определительно и точно открыт был Аврааму в предыдущих богоявлениях? Особенное намерение сего повторительного откровения Божия о рождении Исаака было, между прочим, то, чтобы наставить и укрепить в обетовании Сарру, подобно как прежде наставлен был Авраам. Должно думать, что для нее было богоявление сие первое147.
... вот три мужа стоят против Авраама… (Быт.18:2). Откуда открывается сверхъестественный характер мужей, посетивших Авраама? Из первого стиха сей главы, где Моисей нарочито предупреждает, что именно Господь явился Аврааму у дубравы Мамврийской – под видом трех странников.
Кто именно были сии три странника? В самом священном тексте есть довольно ясные указания, что то был сам Господь и два ангела. Ибо, когда двое странников пошли к Содому, Авраам еще стоял пред лицом Господа (Быт.18:22), т. е. третьего странника. Оный же странник называется ниже судьёй всей земли (Быт.18:25). Между тем, удалившиеся два странника прямо называются ангелами (Быт.19:1), и сами себя они называют Лоту посланниками Божиими (Быт.19:13). По мнению большей части отцов церкви, оный первенствующий гость Авраамов был второе лицо Пресвятой троицы, Ангел Завета (Быт.48:16), Логос или Слово Божие, посредник и вечный ходатай человеков148, тот самый, который имел впоследствии вселиться в общество людское (Ин.1:14).
И сказал один из ангелов: Я опять буду у тебя в это же время (в следующем году), и будет сын у Сарры, жены твоей… (Быт.18:10). В дальнейших повествованиях Моисеевых мы не находим обещанного Аврааму богоявления, но это не значит, чтобы его не было на самом деле; оно только опущено в книгах Моисеевых, которые, как известно, не вполне объемлют достопримечательные события ветхозаветной истории, точно так же, как и евангельская история не все передает о делах Христовых (Ин.20:30). Те, которые под обещанным богоявлением Аврааму разумеют обещанное рождение Исаака, очевидно, прибегают к натяжке.
Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных… (Быт.18:11). Какое имеют значение слова Бытописателя о преклонной старости Авраама и Сарры? С одной стороны, сими словами несколько извиняется излагаемое далее колебание веры Сарриной, а с другой – возвеличивается вера Авраама, который, по Апостолу, не ослабевая в вере тогда, как ему было до ста лет, не смотрела на то, что плоть его уже омертвела и что Саррина утроба также – в омертвении (Рим.4:19).
Сарра внутренне рассмеялась… (Быт.18:12). Какого характера был смех Сарры? поскольку Бог осуждает сей смех (Быт.18:13–14), то очевидно, что он не был подобен смеху Авраамову, заключавшему одно только играние радости, а содержал в себе недоверие к словам чудесного странника. Конечно, Сарра не понимала божественности сего странника, – и здесь новое обстоятельство, служащее к ее извинению.
Глава XXI. Седьмое Богоявление Аврааму с повелением об изгнании Агари
И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки... насмехается над… Исааком... (Быт.21:9). Как называет Апостол Павел насмехание Измаила над Исааком? Это насмехание он называет гонением (Гал.4:29). Отсюда открывается, что в Измаиле образовалось некоторое постоянное чувство недоброжелательства к своему младшему брату, которое стало обнаруживаться прямыми оскорблениями и обидами Исааку. Большой пир Авраамов, сделанный по случаю отдоения Исаака, и о котором не без намерения, конечно, счел нужным упомянуть Бытописатель, не был ли первым поводом или случаем, с которого начались недоброжелательства Измаила, понявшего, может быть, что первородство и старейшинство должно перейти от него к Исааку...
И сказала Сарра Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее... (Быт.21:10). Как согласить с благочестием Сарры ее, по-видимому, жестокую просьбу об изгнании Агари с Измаилом? Хотя ближайшим поводом к этой просьбе было естественное чувство неудовольствия оскорблённой матери на Агарь и ее сына; но это чувство Сарра сумела бы, конечно, победить в себе, если бы оно не совпадало вместе с волею Божиею об Измаиле и его матери, которую (волю) Сарра подразумевала или предчувствовала. Сию волю свою Господь открывает тотчас же после вышеозначенных слов Сарры (Быт.21:12). Таким образом, Сарра здесь выше суда человеческого, и прося изгнать служанку с ее сыном, она не одно только личное свое выражает неудовольствие, но как бы по вдохновению οт Бога пророчествует, что сын рабыни «не наследует с сыном ее Исааком» (Быт.21:10).
И показалось это Аврааму весьма неприятным... но Бог сказал... во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее... (Быт.21:11,12). … ибо в Исааке наречется тебе семя... Сии слова Бога Аврааму означают то, что истинными детьми Авраамовыми будут потомки Исаака (Евреи); ибо из них образуется народ избранный, из среды которого произойдёт сам обетованный Мессия, Иисус Христос (Гал.3:16). В духовном смысле Апостол Павел разумеет под потомками Исаака всех верующих в Иисуса Христа, яко чад Исаака по обетованию (Гал.4:28; Рим.9:8).
И от сына рабыни Я произведу (великий) народ, потому что он семя твое… (Быт.21:13). Замечательно, что ради Авраама не лишается благословения и потомство Измаила, который был от рабыни. Отсюда мы узнаем, что святость и праведность родоначальника может привлекать милость Божию и на отдаленных его потомков. Весьма важный урок для тех, которые имеют быть отцами и родоначальниками (см. Втор.5:9–10; Иер.32:18).
Глава XXII. Восьмое Богоявление Аврааму и принесение Исаака в жертву
И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама… (Быт.22:1). Для чего всеведущему Богу нужно было искушать Авраама? Цель искушений Божиих состоит в том, чтобы вывести человека на борьбу со злом; и этой борьбой укрепить человека в добре, и его окрепшую и возвышенную добродетель явить в пример и укрепление другим людям.
Таких искушений люди благочестивые сами себе просят от Бога. Искуси мя Господи, и испытай мя, разжжи утробы моя и сердце мое! – вопиял Давид (Пс.25:2). Такого же рода было и искушение Авраамово «Не для того (искушал Бог Авраама), чтобы самому узнать, чего не знать, но, чтобы научить не знающих, сколько справедливо возлюбить патриарха»149.
Кроме сего, искушение Авраамово имело прообразовательное значение. В образе Исаака, возносимого отцом своим на жертвенник, Господь хотел предуказать ветхозаветному миру, как со временем сам Сын Божий будет вознесен на крест Богом Отцом за род человеческий150.
Бог сказал (Аврааму) возьми сына твоего, единственного твоего Иссака... и пойди в землю Мориа (Быт.22:2). Где находилась земля Мориа? Во второй книге Паралипоменон говорится (2Пар.3:1), что на горе Мориа Соломон начал строить дом Господень в Иерусалиме; на основании этого места можно полагать, что страна Мориа была там же, где находилась гора с этим именем. Существует мнение, что Иисус Христос распят на том же самом месте, где и прообраз Его Исаак возложен был на жертвенник всесожжения, и, что Голгофа – есть древняя гора Мориа.
... и там принеси его (Исаака) во всесожжение... Почему Авраам мог узнать истинное откровение Божие в странном, по-видимому, и недостойном Бога повелении заклать сына? Получив неоднократные откровения от Бога, Авраам имел, конечно, некоторые верные средства отличать истинные откровения Божии от ложных.
Авраам встал рано утром… пошел на место, о котором сказал ему Бог... (Быт.22:3). Если не слепо и безотчетно, а разумно было послушание Авраама, то как он мог посягнуть на жизнь сына, вопреки своему разуму и самой природе? Самое крепкое и разумное основание для веры Авраамовой было его убеждение, что так угодно Богу. Как не все то разумно, что делает человек по личному своему усмотрению и убеждению, так напротив, все то разумно и премудро, что повелевает и творит Бог, хотя сие не всегда человеку понятно. Вот где основание беспредельного повиновения праведников Господу Богу! «Так, или иначе, – мог думать Авраам, – a Господь возвратит мне сына, от которого обещал многочисленное потомство»151. Ап. Павел даже прямо указывает, что думал и чем утешал себя Авраам, исполняя непонятную для него волю Божию: «Он думал, что Бог и из мертвых силен воскресить» (Исаака) (Евр.11:19); посему и поверил Богу, который оживляет мёртвых и называет не существующее, как существующее (Рим.4:17).
... взял с собою... Исаака, сына своего... (Быт.22:3). В каком возрасте был Исаак пред жертвоприношением?
Вероятнейшим представляется мнение, что Исаак шел на заклание в том же возрасте, в котором пострадал на кресте Иисус Христос, прообразуемый Исааком.
Ha третий день Авраам, возвёл очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом (Быт.22:4,5) Зачем Авраам притворяется пред рабами, и не берет их с собою к жертве? Поняв и увидев намерение Авраама заколоть своего сына, рабы могли 6ы остановить его и не дозволить жертвы, таинственного смысла которой они не понимали.
И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего... (Быт.22:6). Какое прообразование скрывалось в том обстоятельстве, что Исаак сам понес дрова для своего сожжения? В этом случае он изображал Сына Божия, имевшего понести на своих собственных раменах тот самый крест, на котором был Он пригвожден.152
Авраам сказал: Бог усмотрит себе агнца для всесожжения, сын мой (Быт.22:8). Для чего Авраам медлит открыть своему сыну всю истину? Для того, чтобы преждевременностью этого открытия не убить душевную силу в своем сыне. «Между тем Авраам нечувствительно приготовляет Исаака к открытию, предварительно давая разуметь, что дело совершается под непосредственными повелениями от Бога»153. Прикровенно говоря об агнце для всесожжения, Авраам, сам того не зная, пророчествовал.
И устроил Авраам жертвенник (Быт.22:9). Как и из чего Авраам устроил жертвенник, ибо не видно, чтобы он взял какие-нибудь для сего орудия и материалы? В последующие подзаконные времена Господь повелел чрез Моисея устроить себе жертвенник или из земли, или из камней, но строго воспретил обтесывать сии камни (Исх.20:24,25). Можно полагать, что тогда Господь узаконил то, что уже было обыкновенно во времена патриархальные. Таким образом, Авраам мог устроить свой жертвенник на горе Мориа без всяких приготовлений, прямо из камней, находившихся при подошве горы, или же просто из земляных глыб.
... и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров... Не воспротивился ли Исаак намерению отца, когда нужно было связать его? Нет, Исаак совершенно добровольно дал себя связать, вполне покоряясь воле отца своего и воле Божией; ибо Исаак был в таком возрасте, что если бы захотел сопротивляться престарелому отцу своему, то это сопротивление не стоило бы ему никаких усилий. Но вероятно Авраам опасался, чтобы какое-нибудь невольное движение сына, при виде занесенного ножа, не помешало силе удара; или же он, в своём дивном жертвоприношении, следовал обычаю, по которому жертвенные животные пред закланием связывались. Послушание сына здесь равняется великой вере отца. По благочестивому преданию, на месте жертвоприношения Исаака и Иисус Христос вкусил смерть154.
Но Ангел Господень воззвал к нему с неба, и сказал: Авраам, Авраам!.. (Быт.22:11). Кого нужно разуметь здесь под Ангелом Господним? Самого Господа Бога; ибо ceй Ангел говорит как Бог (Быт.22:12,18), клянется самим собою (Быт.22:16), и повторяет свои прежние божественные обетования Аврааму (Быт.22:15,18).
... теперь Я знаю, что боишься ты Бога, и не пожалел сына твоего... для Меня... (Быт.22:12). Как будто прежде Господь не знал богобоязненности Авраама? Когда всеведущий Бог говорит «теперь Я знаю»; то это не значит, чтобы Он чего-нибудь не знал прежде. Человекообразным выражением «теперь Я знаю» Господь хотел сказать Аврааму, что вера и послушание его раскрылись до последних пределов, что Авраам явился таким, каким его предуведал Господь от вечности.
И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень… Мною клянусь, говорит Господь... Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое... и овладеет семя твое городами врагов своих... и благословятся в семени твоем все народы земли... (Быт.22:15–18). Надобно приметить о сем обетовании Божием Аврааму, что оно было заключительное и последнее в жизни Авраама, и содержит в себе усугубленное повторение и подтверждение всех предшествовавших обетований Божиих, поскольку и вера Аврамова при последнем искушении проявилась во всем своем величии. Смысл сего заключительного обетования Божия, как и всех предыдущих, двоякий. С одной стороны, Господь обещает потомству Авраамову силу и величие земное и победы над врагами (Быт.22:17), каковое обещание буквально и исполнилось при завоевании земли Ханаанской; а с другой стороны, обещает вечное и небесное благословение не только потомству Авраамову, но из-за него – всем народам земным (Быт.22:18), что исполнилось в лице великого потомка Авраамова, Иисуса Христа (Гал.3:16), основавшего свое благодатное царство из всех языков земных (Мф.28:19).
Как исчислить подряд все богоявления и откровения Божии Аврааму? Их было восемь. Первое в Уре Халдейском, когда Господь повелел Аврааму оставить свое отечество (Быт.12:1–3). Второе в Сихеме, где Господь объявил Аврааму, что Ханаанская земля будет принадлежать ему. Здесь был первый жертвенник Авраамов (Быт.12:7). Третье около Вефиля, по разлучении Авраама с Лотом (Быт.13:3,14). Четвертое в ночном видении, когда Авраам вступил в завет с Богом (Быт.15). Пятое, при котором Авраам и Сарра получили новые имена, и установлено обрезание (Быт.17:1–21). Шестое, когда Авраам принял трех странников и узнал погибель Содома (Быт.18). Седьмое, бывшее по случаю изгнания Агари и Измаила (Быт.21:12,13)). Восьмое – при жертвоприношении Исаака (Быт.22:1–18).
* * *
Примечания
Филар. – Зап. на Кн. Бытия.
Филар. – Зап. на Кн. Бытия.
Нав.11:23. На веки земля Ханаанская отдавалась Аврааму, конечно, в том же смысле, в каком пасха ветхозаветная называлась установлением вечным (Исх.12:14), или – как говорили в приветствиях: царю во веки живи! (Дан.2:4), или как у нас говорят о вечном потомственном владении. Сими выражениями, конечно, означается только неопределенное продолжение времени, не ограничиваемое никаким известным пунктом.
Воп. 63 на Быт.
Bibl. Allioli, t. 1.
Кир. Иер. – кн. 10 пр. Иуд., Илиад. 1, 461.
Филар. – Зап. на кн. Бытия.
Амвросий.
Срав. Иов. 4:14, 16. Дан. 10:8.
Срав. 2Цар. 8:3–13; 1Пар. 19:1–11; 3Цар. 9:26; 2Пар.8:3, 6, 17; Пс. 59:2 и след.
Филар.
Он же.
См. Нрав. Катих. Чл.10.
Кол.2:11. Срав. Лев.26:41; Втор.10:16; Иер.9:26; Деян.7:51; Рим.2:28–29.
Филар. – Зап. на Кн. Бытия.
Bible Allioli.
De civ. Dei. XVI, 26.
Иос. Фл. – Древн., кн. 1, гл. 11.
Филар. – Зап. на Кн. Бытия.
Ириней.
Феодорит – вопр. 74 на Быт.
Феодорит – там же.
Августин. Bible Allioli, t. 1, p. 163.
Св. Амвросий.
Фил. – Зап. на Кн. Бытия.
Иероним. Bible Allioli. t. 1, p. 164.
