Приложение III. Святой Александр Невский в рассказах современников-очевидцев
Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним!
(Повесть о житии Александра Невского)
«О великом князе нашем Александре Ярославиче, умном, кротком, мудром, храбром, тезоименитом царю Александру Македонскому, подобном сильному и храброму царю Ахиллу.
Расскажем об его мужестве и житии о Господе нашем Иисусе Христе, Сыне Божием.
Как мне, худому, грешному и недостойному, начать описание жития великого князя Александра Ярославича, внука Всеволода!? Но ведь я слышал и от отцов своих и сам был самовидец жизни его и рад поведать о святом, честном и славном житии его. Приточник говорит427: в злохитру душу не внидет премудрость, на высоких бо краех есть, при вратех сильных приседит.
Но хотя я и груб умом, однако, по молитве святой госпожи Богородицы и поспешением св. князя Александра Ярославича положу начало. Этот князь родился от отца благочестивого, нищелюбца и кроткого – от великого князя Ярослава и от благочестивой матери Феодосии. Так и пророк Исаия говорит428: тако глаголет Господь: князи Аз учиняю, священи бо суть; Аз вожу я воистину.
Воистину, его княжение совершилось по Божьему изволению, и на нем почивало Божие благословение.
Ростом он был выше других людей; его голос (гремел), как труба, среди народа. Лицом он был как Иосиф прекрасный, которого египетский царь поставил вторым (по себе) царем над Египтом. Сила у него – половина силы Самсоновой. Бог наделил его храбростью римского царя Веспасиана, сына (преемника!) Неронова, покорившего землю иудейскую. Когда Веспасиан хотел напасть на город Иотапату, граждане, ополчившись, вышли и победили его полки, так что он остался один (пред врагами). Прогнав врагов до ворот и взяв город, он с укоризною посмеялся над своей дружиной: «Оставили вы меня одного!!» Так и князь Александр Ярославич, побеждая других, сам оставался непобедим».
О посещении Александра ливонским магистром Андреем Вельвеном. Нападение шведов
«Некто из западных стран, из числа тех, которые называют себя «слуги Божии», именем Андреяш, пошел, чтобы видеть Александра («хотя видети дивный возраст его»), подобно тому как некогда царица южская приходила к царю Соломону, желая слышать его премудрость. Так и этот Андреяш, увидав Александра Ярославича и возвратившись к своим, говорил: «Прошел я много стран и народов, но такого не встречал ни между царями, ни между князьями». И вот услыхал о таком мужестве князя Александра Ярославича король римской области, из полунощной страны, и сказал: «Пойду и пленю землю Александрову». И собрал великую силу и наполнил много кораблей своими полками. С большими силами явился он, пылая духом ратным!
Войдя в Неву-реку и став у устья Ижоры, он, шатаясь, как безумный, хотел сперва взять Ладогу, а затем-де «заберу и Новгород и всю новгородскую область». Надмеваясь гордостью, он послал послов в Новгород к великому князю Александру Ярославичу с такими речами: «Если только ты можешь сопротивляться... так вот я уже здесь и пленю твою землю»!
Услыхав эти слова, князь Александр Ярославич разгорелся сердцем... Придя в церковь святой Софии, он пал на колена пред алтарем и начал молиться со слезами: Боже хвальный, Боже праведный, Боже великий и крепкий, Боже предвечный, сотворивший небо и землю, назначивший пределы народам и повелевший жить каждому, не заходя в чужие земли! (и далее словами псалмопевца): «суди, Господи, обижающих меня и возбрани борющимся со мною, восприими оружие и щит и восстани на помощь мне!» Окончив молитву, он встал и поклонился архиепископу. Архиепископ благословил его и отпустил с миром.
Великий князь вышел из церкви, отирая слезы, и начал ободрять свои полки:
Не в силах Бог, но в правде! Вспомним слова псалмопевца Давида429: сии на колесницах, и сии на конех: мы же во имя Господа Бога нашего призовем. Тии спяти быша и падоша.
И пошел на врагов в ярости мужества своего, с небольшим числом войска. Уповая на Св. Троицу, не стал и дожидаться, пока соберутся большие войска.
Жалостно было слышать, что его отец, честный князь Ярослав Всеволодович, и не знал о таком нападении на своего милого сына, великого князя Александра: не было у него времени послать весть к отцу, потому что неприятели уже приближались. Да и новгородцев собралось не много, потому что великий князь Александр Ярославич поспешил выступить против врагов. И пришел на них в воскресенье – в день, посвященный памяти святых отец, бывших на соборе в Халкидоне, святых Кирика и Улиты и святого великого князя Владимира, крестившего землю Русскую и нареченного во св. крещении Василием».
О Пелгусии-ижорянине. Невская победа
«Был один муж именем Пелгусий, старейшина земли Ижорской. Ему поручено было наблюдать стражу на море. Он принял святое крещение с именем Филиппа и жил среди своих соплеменников, остававшихся в язычестве, богоугодно, воздерживаясь от пищи по средам и пятницам. Поэтому Бог сподобил его страшного видения, о котором мы и скажем вкратце. Пелгусий имел великую веру и надежду на свв. мучеников Бориса и Глеба. Увидав неприятелей, он пошел к великому князю Александру Ярославичу, чтобы рассказать ему о силе варяжской и о расположении их стана. Случилось ему стоять на краю моря и наблюдать оба пути. Всю ночь провел он без сна. На восходе солнца ему послышался страшный шум на море – и вот он видит приближающийся насад. Посреди насада стояли святые мученики Борис и Глеб в одеждах багряных; руки их лежали на раменах друг у друга; гребцы в насаде были одеты как бы мглою. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему великому князю Александру Ярославичу». Пелгусий, увидав видение и услыхав такие речи святых мучеников Бориса и Глеба, в ужасе затрепетал и стоял неподвижно до тех пор, пока насад не скрылся от очей его. Потом он поспешил к своим, и вот встретил его великий князь Александр Ярославич. С радостью («радостныма очима») во взоре увидал он князя и рассказал ему одному о том, что он видел и слышал. Великий князь отвечал ему: «Не говори, друже, об этом никому». Тогда князь устремился на врагов, в шестой час дня, и была злая сеча с римлянами. И избил он бесчисленное множество римлян, и самому королю «возложил печать» на лицо своим острым мечом».
О шести храбрых мужах
«Здесь явились в полку великого князя Александра Ярославича шесть храбрых мужей, которые крепко мужествовали с князем. Первый, именем Гаврило Олексич, наехал на шнеку и, видя, что несут королевича под руки, взъехал до самого корабля по той же доске, по которой сходили. И вбежали враги в корабль пред ним и, обернувшись, сбросили его с доски вместе с конем в море, но он по воле Божией вышел невредим (из воды). И снова бросился он к кораблю и вступил в бой, окруженный врагами, с самим воеводою. И были убиты им тогда воевода и епископ их. Другой новгородец, Сбыслав Якунович, не имея страха в сердце, много раз бросался на врагов и бился одним топором. Много врагов пало под ударами его топора, так что все дивились его силе и храбрости. Третий Яков Полочанин, ловчий князя, ударил на полк неприятельский с мечом в руке и с таким мужеством поражал врагов, что сам князь его похвалил. Четвертый новгородец, именем Миша, с дружиной соратников, пеший бросился (к морю) и потопил три корабля римлян. Пятый был некто из младших воинов, по имени Сава. Он наехал на большой златоверхий шатер (короля) и подсек у него столб. Шатер упал, и полки великого князя Александра Ярославича, увидав падение шатра, возликовали. Шестой был слуга Александров Ратмир. Он бился пеший, и окружило его множество римлян. Он погиб, весь покрытый ранами. Все это я слышал от своего господина князя Александра Ярославича и от других, участвовавших в той сече. И было тогда дивное чудо, подобно тому как в древние дни при царе Езекии. Когда Сеннахирим, царь ассирийский, подступил к Иерусалиму с намерением взять святый город, внезапно явился ангел Господень и избил 185 000 войска ассирийского. Наутро нашли множество трупов погибших неприятелей. Так случилось и при победе над королем великого князя Александра Ярославича. По ту сторону реки Ижоры, где и не могли быть полки Александра Ярославича, нашли великое множество избиенных ангелами Божиими – множество трупов лежало... Оставшиеся в живых со срамом бежали. Три корабля наполнены были трупами и все потонули. Для других ископали ямы и набросали в них бесчисленное множество. Много было изранено. В ту же ночь все бежали. Из новгородцев пали тогда: Константин Лугошинич, Юря Тапищанич, Дрочило Нездилов, сын Кожевников, а всего с ладожанами 20 мужей, а, может быть, и меньше – то Бог весть!
Великий князь Александр Ярославич и новгородцы возвратились с великой победой в Новгород, будучи все сохранены Богом и св. Софиею, хваля и прославляя святую Троицу, Отца и Сына и Св. Духа».
Ледовое побоище
«Во второе лето по возвращении с победы князя Александра Ярославича, пришли (немцы) «от западные страны» и построили город во владениях Александра. Великий князь Александр Ярославич вскоре выступил против них, разрушил город до основания, а самих перебил. Одних он с собою привел в Новгород, а других, помиловав, отпустил: милостив был «паче меры!» На третий год после победы над королем, в зимнее время пошел князь с большой силой в землю немцев, чтобы они не хвалились, говоря: «унизим славянский народ!» Ведь уже и Псков взяли, и тиунов там своих посадили... Великий князь Александр Ярославич, отправившись против неприятелей, переловил немцев и чудь, освободил Псков из плена, повоевал и пожег их землю и забрал без числа в плен, а иных избил. Тогда надменные враги собрались и порешили: «пойдем, погубим великого князя Александра и возьмем его своими руками!» Когда они приближались, стража великого князя Александра изумилась, увидав силу немецкую. Великий князь Александр Ярославич поклонился Святой Троице и пошел в землю немецкую, чтобы отмстить за кровь христианскую... Узнав об этом, магистр выступил против него со всеми своими бискупами, со множеством народа и со всеми властями, «что ни есть на сей стороне». Пришли на озеро, называемое «Чудское». Великий князь Александр Ярославич отступил на озеро. Немцы и чудь пошли за ним. Великий князь поставил свои полки на озере Чудском, на узмени, у Вороньей скалы. Укрепившись силою крестною и исполчився, он пошел на врагов. С той и другой стороны было великое множество воинов. Отец великий князь Ярослав Всеволодович прислал сыну меньшего брата его Андрея с большим войском. У самого великого князя Александра было много храбрых мужей, подобно тому как у царя Давида были крепкие и сильные. Так и войска великого князя Александра пылали духом ратным. Сердца у них были как у львов... «О княже наш честный и драгий, – говорили они, – приспел час сложить нам за тебя свои головы!» Великий князь, воздев руки к небу, воскликнул: «Суди, Боже, и рассуди спор с этим высокомерным народом! Помоги мне, Господи, как некогда Моисею против Амалика и прадеду моему великому князю Ярославу против Святополка окаянного!»
День был субботний. Солнце показалось... И сошлись оба войска. Немцы и чудь пробились свиньею сквозь русские полки. Началась великая и злая сеча: треск от ломавшихся копий, стук от ударов мечами – точно замерзшее озеро всколыхнулось... Не видно было льду – все было залито кровью... И вот что я слышал от очевидца. «Я видел, – говорил он мне, – Божие воинство на воздухе, пришедшее на помощь великому князю Александру Ярославичу». Русские одержали победу силою Божиею и помощию св. Софии и святых мучеников Бориса и Глеба. И обратили враги «плещи своя», и секли их русские воины, преследуя как бы по воздуху, и некуда им было скрыться... Избивали их на льду на протяжении семи верст до Суболичского берега... Так Бог прославил здесь великого князя Александра пред всеми полками, как Иисуса Навина под Иерихоном... Вот хвастались немцы: «возьмем великого князя Александра своими руками»... А Бог самих предал в руки его, да и не было ему равного противника в бою... После славной победы великий князь Александр возвращался во Псков. Много было пленных; его воины подле коней вели тех, которые называются рыцарями. Когда великий князь Александр приблизился к Пскову, его перед городом встретили игумены и священники с крестами в ризах и множество народа. И пели славу Господу и великому князю Александру Ярославичу: «Господи, пособивый кроткому Давиду победить иноплеменников, Ты помог и верному князю нашему оружием крестным освободить Исков от иноязычников и иноплеменников, (избавил нас) рукою великого князя Александра Ярославича»!..
О невегласы псковичи, если вы забудете это и до правнучат великого князя Александра Ярославича» (не будете помнить его благодеяния), вы уподобитесь жидам, которых Господь напитал в пустыне «крастелми печеными!» Все благодеяния Бога своего, изведшего их чрез Моисея «из работы египетские», они позабыли! Вот что я вам скажу: если кто-нибудь из рода его и впоследствии придет к вам или в печали приедет жить у вас, а вы не примете и не почтите его – будь вам имя «вторые жиды»!
И стало славным имя великого князя Александра Ярославича по всем странам – от моря Варяжского до морей Понтского и Хупожского, до страны Тиверийской и до гор Араратских, по ту сторону моря Варяжского и гор Аравийских, – даже до Рима великого!..
Около того времени усилились литовцы и начали «пакостити» в областях князя Александра. Он, выступая против них, начал их избивать. Во время одного похода удалось ему разбить семь ратей, причем избито было много воевод их, а иных забрали в плен. Слуги князя Александра, ругаясь над неприятелями, привязывали их к хвостам своих коней и таким образом вели за собою безбожную литву. С того времени литовцы стали бояться имени его...»
Путешествие к Батыю
«В то время сильный царь восточной стороны прислал своих послов к великому князю Александру с такою речью: «Бог покорил мне столько народов – ты ли один не хочешь покориться державе моей? Если хочешь сохранить невредимой свою землю, приди ко мне – и увидишь честь и славу царства моего!»
По смерти отца своего великий князь Александр прибыл во Владимир «в силе тяжце», и грозен был приезд его! Молва прошла до устьев Волги, и жены моавитские стали стращать детей своих, говоря им: «Молчи! великий князь Александр едет!..»
Великий князь отправился к царю в орду. Епископ Кирилл благословил его в путь. Когда он явился к царю, Батый подивился ему и сказал своим вельможам: «Правду говорили мне, что нет другого подобного князя!» И почтил его царь многими дарами и отпустил в Русь с великою честью».
Пленение Неврюево
«Впоследствии царь Батый разгневался на меньшего брата Александра – на Андрея и послал на него своего воеводу Неврюя. Неврюй разорил всю землю суздальскую. После пленения Неврюева великий князь Александр воздвиг церкви из развалин и снова наполнил города, собрав разогнанных жителей в свои дома. О таких пророк Исаия говорит: добрый князь в стране не собирает богатства, не презирает кровь праведника, праведно судит сироту и вдовицу; милостилюбец, а не златолюбец; благ для своих домочадцев; кормитель приходящим из иных стран и из своей страны, на таких Бог милостиво взирает! – Так Бог распространил землю великого князя Александра и умножил богатство и славу его и продлил век его».
Посольство от папы
«Однажды папа прислал к великому князю Александру послов из великого Рима. Послы говорили князю: «Так говорит папа: мы слышали о тебе, что ты – славный и дивный князь, и земля твоя велика. Поэтому мы послали к тебе из числа двенадцати кардиналов двух мудрейших: Галда и Гемонта, чтобы ты послушал учения нашего». Посоветовавшись со своими мудрецами, великий князь Александр Ярославич, громко воскликнув, сказал в ответ им: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от разделения народов до Авраама, от Авраама до прошествия израильтян чрез Чермное море, от исхода сынов израилевых до кончины царя Давида, от начала царства Соломона до царя Августа, от начала правления Августа до рождества Христова, до Его страданий и воскресения, от воскресения и вознесения на небо, до воцарения великого Константина и до первого собора и до седьмого – все мы хорошо знаем, а вашего учения не примем!» Послы возвратились восвояси».
Последний подвиг святого Александра
«Между тем Бог продлил еще дни жизни великому князю Александру, потому что он любил чин церковный: священников, митрополитов и епископов чтил, как самого Христа, и любил всех христиан. Случилось тогда великое притеснение от поганых (татар): сгоняли людей, принуждая воевать вместе с ними. Великий князь вознамерился отправиться в Орду к царю, чтобы отмолить своих людей от беды, а своего младшего брата князя Ярослава и сына своего князя Димитрия посылал в поход со всеми полками в западные страны. Ярослав вместе с племянником выступил с большими силами и взял у немцев крепкий город Юрьев. Они возвратились домой с большой добычей и с великой славой. Между тем великий князь Александр, отправившись в Орду к царю Беркаю, зимовал там, потому что царь не отпускал в Русь. Там в Орде он и разболелся. При возвращении на родину он дошел до Нижнего Новгорода и, промедлив там немного, прибыл в Городен, где болезнь его еще больше усилилась».
Кончина святого Александра
«Горе тебе, бедный человече! Как опишешь ты кончину господина своего? как не выпадут у тебя зеницы вместе со слезами? как от тоски не разорвется у тебя сердце? Оставить отца человек может, а доброго господина нельзя оставить, с ним бы и в гроб лег, если б можно было!
Великий князь Александр Ярославич, крепко ревновав о Господе Боге своем (в течение жизни своей), оставляя земное царство и возжелав небесного, восприял ангельский образ иноческого жития, сподобившись высшего чина – схимы, в 14-й день месяца ноября. В ту же ночь и преставился.
Митрополит Кирилл (совершавший литургию) сказал, обратившись к народу: «Чада моя милая, знайте, что закатилось солнце земли русской!» Иереи, и диаконы, и черноризцы, нищие и богатые, и весь народ – вскрикнули: «погибаем!»
Между тем святое тело князя несли к Владимиру. Митрополит Кирилл с чином церковным, князья и бояре, и весь народ, малые и большие встретили тело в Боголюбове, со свещами и кадилами. От множества народа люди выбивались из сил, желая прикоснуться к честному телу. Плач, рыдания и скорбь были таковы, каких никогда не бывало – точно земля тряслась... Во Владимире положили его в церкви Рождества Святой Богородицы, ноября 23-го дня, на память св. Амфилохия. И было тогда чудо дивное, достойное памяти. По окончании отпевания честного тела эконом митрополита Кирилла Севастиан приступил ко гробу и хотел разогнуть руку почившего, чтобы вложить духовную грамоту; тогда почивший сам, как живой, простер руку свою и взял грамоту от руки митрополита. Великий страх объял всех, так что от раки отступили. Об этом рассказывали всем сам митрополит Кирилл и эконом его – Севастиан. Кто, братие, слышавши об этом, не подивится чуду, совершившемуся от бездыханного тела, привезенного из далекого места в зимнее время?!. Так Бог прославил Своего угодника, который много потрудился, полагая жизнь свою за землю Русскую, за Новгород, за Псков, за все великое княжение и за веру православную». (См. обозрение источников.)
* * *
Премудр. Солом. 1, 4. Притч. VIII, 2, 3.