Азбука верыПравославная библиотека Михаил Александрович Кальнев Обличение лжеучения русских сектантов-рационалистов (штундобаптистов, адвентистов, "евангельских христиан", молокан, духоборов и др.)


Михаил Александрович Кальнев

Обличение лжеучения русских сектантов–рационалистов (штундобаптистов, адвентистов, «евангельских христиан», молокан, духоборов и др.)

Содержание

От автора
Часть первая. Обличение лжеучения русских сектантов–рационалистов на основании св. Писания и св. Предания Церкви О священном предании О Св. Писании О Святой Церкви Христовой Об истинном священстве в церкви Христовой Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Церкви Иерархия Русской Церкви Экзархи Константинопольского трона О молитвенном почитании и призывании святых ангелов и святых угодников божиих О молитвенном почитании и призывании Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии О почитании св. мощей и других останков угодников Божьих О молитве за умерших О спасающей благодати Божьей О святом Крещении О Святом Миропомазании О Святом Покаянии или Исповеди О Святом Елеосвящении О необходимости внешнего богопоклонения, или обрядов и символов христианских О святости и почитании храмов Божьих Об иконопочитании О св. Кресте и крестном знамении О святых постах православной церкви Об отмене субботы и почитании воскресного дня О клятве именем Божьим и присяге О позволительности войны и противлении злу О душе человеческой, ее духовной природе и сознательном состоянии после смерти человека О втором пришествии Христа, кончине мира, всеобщем суде и новой вечной жизни праведных и грешных Часть вторая. Обличение сектантов на основании их молитвенных песнопений Глава первая. История сектантских молитвенных песнопений и их значение в деле пропаганды сектантства Призыв к пропаганде в сектантских молитвенных песнях Глава вторая. Разбор молитвенных сектантских песнопений со стороны общего их содержания Глава третья. Одна из мнимых причин отделения сектантов от Церкви православной О Св. Предании О Св. Церкви О священстве О молитвенном призывании и почитании святых О почитании и молитвенном призывании Богородицы и Приснодевы Марии О молитве за умерших О вере, добрых делах и спасающей благодати Божьей О всеобщности прародительского греха и необходимости крещения детей О причащении О необходимости внешнего богопоклонения, или христианских обрядов О храме О почитании св. Икон О почитании св. Креста Христова О почитании воскресного дня О клятве или присяге  

 
«Обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины» (Тит. 1:13–14)
От автора
Издание закона о веротерпимости не могло не отразиться на внутренней жизни русского сектантства. Действительно, Указы о свободе веры 17 апреля и 17 октября сразу всколыхнули сектантство, пробудили его к новой жизни, вызвали в нем неудержимое стремление к более прочной организации общин, к подчинению их выработанной дисциплине, к объединению их в союзы, преследующие не только укрепление и сплочение сект, но и распространение их лжеучения среди православного населения России. Со дня объявления вероисповедной свободы, понятой сектантами как свободы не только их веры, но и ее пропаганды, всюду стали устраиваться сектантские малые и большие, местные и всероссийские съезды, посвящавшие большую часть времени не столько вопросам веры и дисциплины сект, сколько вопросам пропаганды их вероучений; этим же, главным образом, вопросом занят был и недавний всемирный съезд баптистов в Филадельфии, в Америке, с участием представителей от русских сектантов, постановивший обратить исключительное внимание на усиление пропаганды баптизма преимущественно в России.
С изданием закона о веротерпимости, сектанты обратили внимание на пропаганду своего лжеучения и путем литературным; почти ежегодно стали появляться новые и новые журналы, стали распространяться среди народа в огромном количестве, направленные против православия, листки и брошюры, в которых, на основании ложного толкования не только св. Писания, но и творений св. отцов и учителей Церкви, начали подвергаться грубой, иногда прямо кощунственной, критике истины ее веры и ее обрядовые установления.
Прекрасно понимая огромное влияние на православных сектантских молитвенных песнопений, являющихся одним из сильнейших средств привлечения их в свои собрания для дальнейшего совращения в сектантство, наши сектанты в последнее время обратили особенное внимание на лучшую постановку пения в молитвенных своих собраниях и на самое широкое, в целях пропаганды, распространение в народе издаваемых ими различных наименований сборников духовных песнопений, искусно направленных против вероучения православной Церкви.
Беседы православных миссионеров и отдельные противосектантские литературные произведения начали подвергаться на страницах противоправославных сектантских изданий открытой, резкой критике, часто доходящей до грубого кощунства.
Сектантские миссионеры, окончившие курс в специальных заграничных и местных миссионерских школах, начали выдвигать новые методы и приемы бесед с защитниками православия, новые основания и способы извращения св. Писания для защиты своего лжеучения. Таким образом, прежние способы ведения бесед пастырей и миссионеров с представителями сектантства, как и прежние руководства и пособия к противосектантской полемике при несомненно заслуживающих внимания качествах их содержания, во многом устарели, стали значительно уже далеки от того, чтобы удовлетворить современные требования противосектантской полемики.
Явилась, поэтому, неотложная потребность пересмотреть всю противосектантскую литературу, относящуюся к сектам рационалистическим, отбросить в ней все ненужное, устаревшее и дать деятелям православной миссии пособие к борьбе с рационалистическими сектами, более отвечающее условиям и задачам современной полемики с сектантами.
В этом и состоит главная цель, предлагаемого деятелям миссии, нашего труда – «Обличение лжеучения русских сектантов–рационалистов».
Наш труд делится на две части. Первая его часть состоит из двадцати четырех бесед, обнимающих собой весь круг обличения лжеучения сектантов–рационалистов, на основании св. Писания, св. Предания и учения св. отцов Церкви. Эту часть книги мы не делили на главы, ибо каждая беседа представляет собой отдельное, почти самостоятельное содержание. В каждой из бесед, после изложения полемики с сектантами, для облегчения изучения мест св. Писания, подтверждающих рассматриваемую в ней истину веры православной, мы выделили вторую ее часть и в конце ее поместили план ведения беседы с сектантами, изложив его в одних текстах св. Писания, что представляет большое удобство в полемике с сектантами для лиц, хорошо ознакомившихся с предметом беседы.
Вторая часть книги имеет целью обличение лжеучения сектантов–рационалистов на основании их молитвенных песнопений и представляет собой совершенно новый, вполне самостоятельный наш труд.
Зная, с каким благоговением относятся сектанты к своим молитвенным песнопениям, которые они считают священными, ставя их наряду со св. Писанием, и убедившись многолетним опытом в огромном значении этих песнопений в деле сектантской пропаганды, мы обратили тщательное на них внимание, подвергнув их содержание подробному критическому разбору, с целью показать, с одной стороны, что сектантские молитвенные песнопения, как составленные людьми невежественными в вере, содержат в себе не только много противоречий и бессмыслиц, но даже грубых еретических мыслей, и поэтому в глазах всякого истинного христианина заслуживают не уважения, а уничтожения; с другой стороны, мы указали, что сектантские молитвенные песнопения служат сильным обличением заблуждений сектантов, ибо содержат в себе подтверждение многих истин православной веры, отрицаемых или искажаемых ими, почему, как показал тот же опыт, православные в беседах с сектантами могут с большой пользой употреблять против них их же оружие, обличая их заблуждение их же молитвенными песнопениями.
Вторая часть нашего труда делится на четыре главы: в первой главе излагается история сектантских молитвенных песнопений, составленная преимущественно на основании источников, идущих от самих сектантов, и указывается на значение этих песнопений для пропаганды сектантства; вторая глава содержит критический разбор общего содержания сектантских молитвенных песнопений, с указанием содержащихся в них противоречий, еретических мыслей и т. п.; в третьей главе, в виду частого указания сектантов на непонятность для них церковно–богослужебного славянского языка, как на одну из главных причин отделения их от Церкви, приведены многочисленные доказательства того, что и в своих молитвенных песнях сектанты часто употребляют не только славянские, но и иностранные слова, для многих из них совершенно непонятные, почему указываемая ими причина отделения от Церкви православной теряет всякое свое основание; наконец, четвертая глава заключает в себе обличение лжеучения сектантов на основании молитвенных их песнопений, с указанием на то, что многие истины православной веры, грубо и часто с кощунством отвергаемые сектантами, признаются и воспеваются ими самими в их же молитвенных песнопениях.
Мы питаем добрую надежду, что давно начатый и с Божьей помощью оконченный наш труд внесет некоторую лепту в пока небогатую сокровищницу противосектантской литературы, значительно облегчить пастырей, миссионеров и ревнителей веры православной в их святом деле защиты Церкви Христовой от ее врагов и послужит вразумлению тех из них, кто действительно ищет спасения души своей для вечной жизни.
М. А. Кальнев.


Источник: Кальнев М.А. Обличение лжеучения русских сектантов-рационалистов (штундобаптистов, адвентистов, «евангельских христиан», молокан, духоборов и др.). Одесса: тип. Епарх. Дома, 1913. – 652 с.