Источник

О спасающей благодати Божией

«Благодатию вы спасены чрез веру,

и cиe не от вас, Божий дар: не от дел,

чтобы никто не хвалился“ (Ефес. 2: 8–9).

«Мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся“ (Деян. 15: 11).

Спасение человека-грешника совершается с двух сторон: со стороны человека и со стороны Бога. Вследствие испорченности своей природы, поврежденной прародительским грехом, слабости и ничтожности сил своих, павший человек не может сам себя спасти; спасти его может только Творец его. Но и Бог спасает человека не насильно, не без его желания. Человек создан со свободною волею, почему в деле спасения ему предоставлен свободный выбор: «Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность. Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку свою. Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дается ему“ (Сир. 15: 14–17. Втор. 30: 19).

Для спасения человека-грешника нужны с его стороны, кроме желания спастись, искренняя и правая вера в Бога, надежда на Его милосердие и добрые дела, как свидетельство его веры, а со стороны Бога нужна Его спасающая благодать.

Что же такое благодать Божия?

«Благодатию“ называется дар Божий, или невидимая сила Божия, сохраняющая весь видимый мир и человека и направляющая их к конечной цели их бытия. О своем призвании к апостольству ап. Павел так говорит: «Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова“ (2Кор. 12: 9).

Она имеет различные виды: есть, например, благодать «промыслительная“, которая управляет жизнию и движением всего мира, сохраняя его от саморазрушения и уничтожения. Если бы Господь на одну минуту или секунду, на одно лишь мгновение отнял от мира Свою промыслительную благодать, весь м р во мгновение ока обратился бы в ничто, исчез бы без следа (Псал. 64, 103 и 138): Бог «Сам дает всему жизнь, дыхание и все..., ибо мы Им живем, и движемся, и существуем“ (Деян. 17: 24–28).

По отношению к человеку-грешнику, кроме благодати промыслительной, есть еще благодать, обращающая его на путь спасения, то есть пробуждающая ум, сердце и волю человека от греховного сна и ведущая его к покаянию. «Никто, говорит Христос, не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего“ (Иоан. 6: 65). «Ибо без Меня не можете делать ничего“ (Иоан. 15: 5); «Се стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною“ (От. 3: 20). «Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такия (греховныя) дела, сам делая то же? Или принебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что, благость Божия ведет тебя к покаянию?“ (Рим. 2: 3–4). «Я, говорит ап. Павел, жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее... Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатию Своею, благословил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, я не стал тогда-же советываться с плотию и кровию и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам; а пошел в Аравию и опять возвратился в Дамаск“ (Гал. 1: 13–17. 1Петр. 2: 9 и 5: 10).

Но для спасения человека и призванного уже к покаянию необходима еще благодать «оправдывающая», «спасительная“, то есть совершающая наше спасение очищением нас от грехов, ибо в Царство Небесное «не войдет ничто нечистое“ (Откр. 21: 27).

Благодать Божия для души человека, – что воздух для тела его. Как без благодати «промыслительной» нельзя существовать миру, так без благодати «спасительной“ нельзя даже покаявшемуся грешнику наследовать жизнь вечную. Для этого и «явилась, учит ап. Павел, благодать Божия спасительная для всех человеков“ (Тит. 2: 11), «потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе“ (Рим. 3: 23–24), Который, в силу крестных заслуг Своих, дает нам «дар благодати к оправданию от многих преступлений; ибо, если преступлением одного (Адама) смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа“ (Рим. 5: 17). «И такими (грешниками) были некоторые из вас, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего“ (1Кор. 6: 11); «благодатию вы спасены“ (Еф. 2: 5): «Он спас нас не по делам праведности, которыя 6ы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа Спасителя нашего, что6ы, оправдавшись Его благодатию, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни“ (Тит. 3: 5–7), поэтому, говорить Апостол: «страдай с благовестием Христовым силою Бога, спасшаго нас и призвавшаго званием святым не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен“ (2Тим. 1: 8–9).

Где нет законного священства, там нет и святых таинств Церкви, в которых подается грешникам благодать Божия, а где нет благодати, там нет и спасения, ибо «мы веруем, учит св. ап. Павел, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся» (Деян. 15: 11).

I

1) Сектант: Для спасения человека достаточно одной веры: «Истинно, истинно .говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную“ (Иоан. 6: 47). «Ибо если устами своими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем своим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься“ (Рим. 10: 9. Гал. 3: 9. Деян. 16: 31 и др.).

Объяснения православного: В приведенных словах Спасителя совсем не говорится о том, что для спасения человека-грешника достаточно одной лишь веры, без добрых дел, а говорится только о том, что для спасения необходима вера во Христа, как Сына Божия, и в Его искупительные заслуги, как и св. Апостол говорит: «Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11: 6).

Сам Спаситель учил, что кроме веры нужны для спасения еще добрые дела и исполнение заповедей Божиих.

«Всякое дерево, не приносящее плода добраго, срубают и бросают в огонь... Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небеснаго“ (Мф. 7: 19–23).

«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам“ (Иоан. 14: 21–23. 1Иоан. 2: 4, 5, 9–11. 3: 18. Иак. 2 гл. Гал. 5: 6 и др.).

«Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а любви не имею, то я ничто. Теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше“ (1Кор. 13 гл.).

2) Сектант: Для спасения довольно одной веры, ибо делами человек не спасется: «Праведный верою жив будет“ (Рим. 1: 17); «потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть“ (Рим. 3: 20), «ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона“ (ст. 28 и Гал. 2: 16. Рим. 11: 5–6).

Объяснения православного: Послания ап. Павла к Римлянам и Галатам написаны им по следующему поводу. Христиане из Иудеев хвалились своим происхождением от Авраама и Моисеевым законом, исполнение которого они считали обязательным и для христиан из язычников (Рим. 2: 17, 23. Гал. 5: 4 и др.), а эти гордились мудростью своих философов, «не заботясь иметь Бога в разуме“ (Рим. 1: 2). Апостол пишет о язычниках, что они, «называя себя мудрыми, обезумели“; за что и «предал их Бог превратному уму делать непотребства» (Рим. 1: 22–32). А Иудеям Апостол пишет, чтобы они не гордились прежде всего своим происхождением от Авраама, ибо «Авраам стал отцом всех верующих в необрезании, (то есть язычников), чтобы и им вменилась праведность“ (Рим. 4: 11) для получения спасения, ибо Бог есть Бог не только Иудеев, а и язычников, «Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных чрез веру“ (Рим. 3: 29–30).

Нечего Иудеям хвалиться и законом Моисея, «потому что делами закона (ветхаго) не оправдается пред Ним никакая плоть“ (Рим. 3: 20). «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал. 5: 4). Христиане из язычников и Иудеев должны помнить, что те и другие «все под грехом“ (Рим. 3: 9), «потому что все согрешили и лишены славьг Божией, получая оправдание даром по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (ст. 23–24).

Таким образом, в приводимых сектантами местах говорится не о делах закона Христова, а о делах обрядового закона Моисеева, то есть об обрезании, субботах, новомесячиях и проч., чем хвалились Иудеи, и что однако не спасало их без веры в пришедшего Мессию Христа и без получения благодати Божией.

3) Сектант: Достаточно для спасения одной веры, ибо верующий имеет в себе Христа, он рожден от Бога и потому не только не грешит, но и не может грешить: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу. И уже не я живу, но живет во мне Христос“ (Гал. 2: 20). «Если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности“ (Рим. 8: 10).

«Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бoгa“ (1Иоан. 3: 9). «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему“ (1Иоан. 5: 18. 3: 6).

«Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, а под благодатию“ (Рим. 6: 14).

«Мы погреблися с Ним крещением в смерть“..., а «умерший освободился от греха “ (Ст. 4–7).

Объяснения православного: Рожденным от Бога называется человек, получивший прощение грехов и возрождение в таинстве св. Крещения (Иоан. 3: 5), в котором он «омывается» от грехов (Деян. 2: 38. 22: 16), «освящается“ и «оправдывается“ пред Богом (1Кор. 6: 11). В таких людях живет Христос, если они опять не грешат. Однако и рожденные от Бога, вследствие испорченности человеческой природы, снова грешат, почему для прощения грехов, совершаемых после крещения, и установлены еще другие таинства – покаяние, (Иоан. 20: 22–23), причащение (Мф. 26: 28) и елеосвящение (Иак. 5: 14–15). Св. Апостолы имели несравненно большую веру, чем сектанты; они видимо рождены были от Бога, получив Св. Духа в день Пятидесятницы, однако признавали себя согрешающими. Так ап. Иоанн говорит о себе и всех верующих: «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя и истины нет в нас; если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас“ (1Иоан. 1: 8–10).

Ап. Иаков говорит о себе и всех верующих: «все мы“ много согрешаем (Иак. 3: 2), ибо «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотию“ (1 гл. 14 ст.).

Если бы всякий, рожденный от Бога, не мог совсем грешить, то зачем ему было бы «хранить себя“? Потому он и хранит себя, чтобы не согрешить, и потому не согрешает, что хранит себя от греха. Если сектанты думают, что они рождены от Бога и потому не грешат, и что лукавый не прикасается к ним, то зачем же они молятся словами молитвы Господней: «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукаваго»?

«Со страхом и трепетом совершайте ваше спасение» (Фил. 2: 12), «наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду“ (2Иоан. 8). «Более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание: так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется (значит, еще не открыли) вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Петр. 1: 10–11).

Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21: 19). «Царство Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него». (Лк. 16: 16).

Так учат о спасении и получении Царства Божия Христос и св. Апостолы. А сектанты учат совсем иначе, твердя всем, что они одною верою уже спасены и уже не нуждаются ни в каких усилиях, ни в каких делах, чтобы получить Царство Божие; словом, что они святые: хоть сейчас живыми бери их на небо...

Очевидно, слова: «рожденный от Бога не грешит», «не делает греха», «не может грешить“ – нужно понимать в том смысле, что он не должен грешить, что он не может грешить произвольно, намеренно. Но и это можно сказать лишь о людях, достигших высшего духовного совершенства и святости. Один Бог без греха; Он лишь «един свят“ (Откр. 15: 4). Наконец и для рожденных от Бога, познавших Его и пребывающих в Нем нужны не только вера, но и дела и соблюдение заповедей Божиих: «Всякий, делающий правду, рожден от Бога“ (1Иоан. 2: 29). «Кто пребывает во Мне и Я в нем,тот приносит много плода“ (Иоан. 15: 5). А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины. А кто соблюдает слова Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем“ (1Иоан. 2: 3–5).

Итак, кто из рожденных от Бога говорит, что он ни в чем не грешит тот, по словам ап. Иоанна, «обманывает сам себя, и истины в нем нет“, а кто утверждает, что для спасения рожденных от Бога довольно одной веры, без добрых дел и соблюдения заповедей Божиих, и тот лжец и нет в нем истины“.

4) Сектант: Верующий не явится на всеобщий суд: он уже теперь предназначен к вечной жизни; он уже навсегда и окончательно спасен: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал в Единородного Сына Божия“ (Иоан. 3: 18). «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшаго Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь“ (Иоан. 5: 24).

Объяснения православного: О верующем в Сына Божия сказано, что он «не судится“ и «на суд не приходит», но не сказано, что он «не будет судим» и «на суд не прийдет“. Очевидно, здесь речь о настоящей, земной жизни, а не будущей, небесной. Всякий, неверующий во Христа, не имеет духовной жнзни, а пребывает в духовной смерти, то есть в таком нравственном состоянии, в котором он не способен к совершению добрых дел, ибо только тот, «кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог и он в Боге» (1Иоан. 4: 15), а Бог есть жизнь и любовь (1Иоан. 1: 2. 5: 11), почему «имеющий Сына (Божия) имеет жизнь, не имеющий Сына Божия не имеет жизни“ (5: 12). «Пребывающий в любви пребывает в Боге,, (4: 16, 21). «Мы знаем, что перешли от смерти в жизнь, потому что любим братьев; нелюбящий братьев пребывает в смерти“ (1Иоан. 3: 14).

Итак, ясно, что в приводимых сектантами словах Христа Спасителя говорится о смерти и жизни духовной, а не телесной, поэтому и о суде здесь говорится не всеобщем, имеющем быть после кончины мира, а о суде теперешнем, – о суде пред совестью и пред словом Божиим над теми, кто вере в учение Божие предпочел греховную тьму. «Суд же, говорит Сам Христос, состоит в том, что светь пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Иоан. 3: 19). А что на суд всеобщий должны явиться все, – не только грешные, но и праведные, об этом ясно учат Христос и Его св. Апостолы: «все, говорит Спаситель, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения», (Иоан. 5: 28–29), то есть будут судимы по делам своим, ибо «всем нам, говорит о себе и всех людях св. апостол Павел, должно явиться пред судилище» Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое“ (2Кор. 5: 10).

«Все мы, учит апостол, предстанем на суд Христов. Итак, каждый из нас даст отчет Богу“ (Рим. 14: 10–12).

Так учит св. апостол, а сектанты говорят, что они уже спасены и на суд всеобщий не прийдут, что они уже перешли в жизнь вечную. Спаситель говорит, что когда Он явится для всеобщего суда, то соберутся перед Ним все народы“ (Мф. 25: 32), а сектанты говорят другое, – говорят, что на суд они не явятся, что они – верующие и потому уже спасены и за дела свои судимы не будут. Легкая вера... Забывают они, что Бог будет судить не только за явные, но и «тайные дела человеков чрез Иисуса Христа“ (Рим. 2: 16), Который, когда прийдет, откроет не только тайные дела, но «осветит сокрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения“ (1Кор. 4: 5); поэтому «Бога бойся и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека: ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно или худо“ (Екл. 12: 14).

5) Сектант (говоря об одних сектантах): Мы окончательно и навсегда спасены, ибо ап. Павел учит, что Бог «нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом (благодатию вы спасены), и воскресил, и посадил на небесах во Христе Иисусе... Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился“ (Еф. 2: 5–9. Тит. 3: 5).

Объяснения православного: В совершении спасения людей нужно различать две стороны – дело Божие и дело человеческое, т. е. – искупление людей всего мира Кровию Христа и усвоение этого искупления каждым человеком получением в святых таинствах Церкви спасительной благодати Божией, внутренно возрождающей человека, освящающей его, оправдывающей и делающей «новою тварью во Христе“ (2Кор. 5: 17. Еф. 4: 22–24).

Христос пострадал за грехи всего мира, Он спас всех людей от рабства диаволу, для всех открыл двери рая, но не все войдут в него и удостоятся вечного блаженства, не все, спасенные от греха, проклятия и смерти, спасены уже и для вечной жизни со Христом, а только возрожденные, омытые от грехов, оправданные и освященные благодатию Св. Духа.

Бог тем только «дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились“ (Иоан. 1: 12–13); поэтому «если кто не родится от воды и Духа, то не может войти в Царство Божие“ (Иоан. 3: 5).

Св. Апостол так говорит возрожденным в св. Крещении христианам: «И такими (во грехах) были некоторые из вас, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего“ (1Кор. 6: 11). «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатию (а не верою), мы по упованию соделались наследниками вечной жизни». (Тит. 3: 5–7).

Отсюда видно, что мы спасаемся и делаемся наследниками вечной жизни не верою и не от дел, а чрез веру (Еф. 2: 8) и чрез дела (Иак. 2: 14, 21–22) благодатью Отца Небесного, к Которому имеем «доступ чрез веру“ в Сына Божия (Еф. 3: 12). Таким образом, ни вера ни дела сами собою еще не спасают нас, они дают нам только доступ к спасающей благодати, дают нам только право на получение ее: «Итак, говорит св. Апостол, оправдавшись верою (то есть – чрез веру), мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим. 5: 1–2).

Следовательно для всякого ясно, что слова ап. Павла: «воскресил“, «посадил на небесах“, «спасены чрез веру“ относятся к прошлой, а не к будущей нашей жизни, – что их нужно понимать в том смысле, что Господь воскресил наши души от греховной смерти в бане возрождения, т. е. крещения, ибо мы и все умершие телами еще не воскресали (1Кор. 15: 22–23), что Господь только отверз нам небо, ибо мы еще не сидим на небесах, а лишь «ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда“ (2Петр. 3: 13); мы еще не спасены окончательно для получения вечной жизни, а только стремимся к ней (Фил. 3: 12–14) и получим ее при том непременном условии «если только начатую жизнь твердо сохраним до конца“ (Евр. 13: 14), почему св. Апостол и говорит: «со страхом и трепетом совершайте (значит, оно еще не совершилось) свое спасение“ (Фил. 2: 12), «зная, поясняет он в том же послании к Ефесянам, что каждый получит (следовательно, еще не получил) от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли или свободный» (6: 8).

Что искупленные Христом и верующие в Него еще не получили вечной жизни, а что их спасение зависит от сохранения веры и от совершения добрых дел, это видно из тех мест св. Писания, где говорится, что живущие на земле еще не спасены окончательно для вечной жизни, что они только искуплены, а спасение их ждет, как награда за веру и добрую жизнь. Так, напр., ап. Павел называет себя и христиан не спасенными уже, а пока лишь спасаемыми: «Слово о кресте, говорит он, для погибающих есть безумие, а для нас спасаемых сила Божия“ (1 Kop. 1: 18). «И если праведник, говорит ап.. Петр, едва спасается, то нечестивый и грешный где явится“? (1Петр. 4: 18. См. 1Кор. 15: 1–2. 2Кор. 2: 15) «Не слушатели закона, говорит ап. Павел, праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут“ (Рим. 2: 13).

Св. Апостолы никогда не говорили о себе,. что они уже окончательно спасены, а выражали лишь надежду на спасение, говоря, что они еще ожидают его: «Мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся как и они“ (Деян. 15: 11).

И Сам Христос говорит о Своих последователях: «Будете ненавидимы всеми за имя Мое, претерпевший же до конца спасется“ (Мф. 10: 22). Св. Апостол учит, что верующие, возрожденные к христианской жизни, «соблюдаются ко спасению, готовому открыться в последнее время» (1Петр. 1: 3–5); значит, они еще не спасены окончательно, а ждут спасения для вечной жизни. «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся от гнева. Ибо если будучи; врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнию Его“ (Рим. 5: 8–10. См. Иак. 5: 19–20. 1Тим. 4: 16 и др.). «Христос, учит ап. Павел, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение“ (Евр. 9: 28). «Мы веруем, говорит ап. Петр, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся (еще, значит Апостол не спасся), как и они“ т. е. язычники, (Деян.15:11), «ибо мы спасены в надежде“, говорит ап. Павел (Рим. 8: 24. 5: 9).

«Я, говорит Апостол, все почитаю нищетою ради превосходства познания Христа Господа Иисуса моего. Для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа... Говорю так не потому, чтобы я уже достиг или усовершился, но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим, а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести высшего звания Божия во Христе Иисусе“ (Фил. 3: 8–14).

Но когда св. Апостолы говорят о себе, что они еще ожидают спасения, что они еще не достигли совершенства и спасения, сектанты, в своем самообольщении, говорят, что они уже спасены потому только, что веруют в Сына Божия. Но «и бесы веруют и трепещут“ (Иак. 2: 19), не имея за собою добрых дел.

6) Сектант («евангельские христиане“): Дела наши ничего не значат пред Богом: если мы и грешим, то все равно будем спасены, лишь бы не грешили произвольно, не хулили Духа Святого и не согрешали грехом к смерти, ибо Апостол говорит: и Мы признаем, что человек оправдывается верою, не зависимо от дел закона“ (Рим. 3: 28). «Если Авраам оправдался делами, то он имел похвалу, но не пред Богом, ибо что говорит Писание об Аврааме? поверил Авраам Богу, и сие вменилось ему в праведность. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестиваго, вера его вменяется в праведность» (Рим. 4: 2–5).

«Мы признаем, что человек оправдывается верою независимо от дел закона“ (Рим. 3: 28. 4: 13).

Объяснения православного: Прежде всего нужно заметить, что когда Апостол говорит, что мы «спасаемся верою“ или «оправдываемся верою, а не делами», то в этих случаях под «делами» он разумеет дела закона ветхозаветнаго, т. е. ветхозаветные обряды, в исполнении которых Иудеи хотели видеть все свое спасение. Ап. Павел и учит, что одними делами закона, т. е. ветхозаветными обрядами человек не спасется, что нужна еще вера в пришедшего Мессию Христа, «ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование – быть наследником мира, но праведностию веры“ (Рим. 4: 13).

Дела же христианской веры св. Апостол не отрицает, а считает их необходимым условием для получения спасения, что видно хотя бы из того же его послания к Римлянам, где он пишет, что Бог «воздаст каждому по делам его... в день, когда по благовествованию моему, Бог будет судить тайныя дела человеков, чрез Иисуса Христа» (2: 6–10, 16).

Бог будет судить людей не только за их дела (2Кор. 5: 10), но даже за слова, даже за намерения сердечные: «Говорю же вам, сказал Спаситель, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они отчет в день суда, ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься“ (Мф. 12: 37), – когда «прийдет Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога“ (1Кор. 4: 5), конечно, – кто ее заслужит.

Если Господь не только за дела, а даже за слова, даже за намерения будет судить людей, то какое великое заблуждение думать, что дела человеческие ничего не значат пред Богом, что человек может спастись одною верою! Оправдывать себя одною холодною, рассудочною верою и не делать никакого различия между добром и злом, это значит, в самой основе ниспровергать учение о Боге, как источнике добра и правды, как о мздовоздаятеле, карающем нарушителей Его законов; это значит – ниспровергать христианство в одном из главных пунктов его вероучения.

7) Сектант: мы веруем, поэтому спасены навсегда и ни грешить, ни погибнуть уже не можем: «Овцы мои слушают голоса Моего, и Я знаю их и оне идут за мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут во век; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (Иоан. 10: 27–29).

Объяснения православного: Сектанты убеждены, что они святые и даже грешить уже не могут . Здесь речь не о том, что овцы Христовы, то есть верующие, не могут уже грешить и погибнуть, а о том, что враг их, диавол и служители его, не может погубить их для вечной муки, если они желают спастись, ибо Отец Небесный больше всех и никто не может похитить их из руки Его. А что верующие сами, по своей воле, вследствие влечения к злу греховной их природы могут согрешить и погибнуть, это видно из тех мест св. Писания, где верующие предостерегаются от возможности впасть в согрешение: «Берегитесь, говорит Спаситель, чтобы кто не прельстил вас... И многие лжепророки возстанут и прельстят многих... Претерпевший же до конца спасется“... «Ибо возстанут лжехристы и лжепророки и дадут великия знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных“ (Мф. 24: 4, 11–12, 14. Лук. 21: 8 и др.).

«Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть“ (1Кор. 10: 12): «Все мы много согрешаем“ (Иак. 3: 2).

«Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения“ (2Петр. 3: 17. Евр. 3: 12, 14). «Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду“ (2 Иоан. ст. 8-й См. 1Петр. 5: 8. Иак. 4: 7. Еф. 6: 11–17).

Если бы уверовавшие во Христа не могли уже отпасть от Него, то для чего было бы и предостерегать их от этого, для чего было бы им и молиться словами молитвы Господней: «не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго»?

Печальный пример отречения от Христа ап. Петра всегда должно помнить всем верующим и особенно впавшим в духовную гордость и самонадеянность сектантам, утверждающих, вопреки слову Божию, что они уже окончательно и навсегда спасены. А особенно нужно им помнить слова св. Иоанна: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас“ (1Иоан. 1: 8–10. См. 2Тим. 2: 26. 1Тим. 5: 15).

II. Вопросы и ответы православного

1) Что нужно для спасения человека-грешника?

а) Прежде всего нужна правильная вера в Троичного Бога и в искупительные заслуги Сына Божия: «Кто не будет веровать, осужден будет“ (Map. 16: 15–16): «без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает“ (Евр. 11: 6).

Вера должна соединяться с покаянием во грехах своих: «Покайтесь и веруйте в Евантелие“ (Map. 1: 15).

б) Нужна надежда на спасение, даруемое Господом, ибо кто не надеется на могущество и милосердие Бога, тот и не верует в Него: «Дом же Его мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца“ (Евр. 3: 6).

«Возлюбленные, мы теперь дети Божии: но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист“ (1Иоан. 3: 2–3).

в) Нужна дпя спасения человека, кроме веры и надежды, любовь, ибо вера без любви ничего не значит: «Если имею дар пророчества, говорит ап. Павел, и знаю все тайны, и имею всякое познание, и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто» (1Кор. 13: 2). то есть нужна вера, «действующая любовию“, проявляющая себя в добрых делах: «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего“ (1Иоан. 3: 10. Гал. 5: 6, 19–23).

2) Откуда видно, что, кроме веры, нужны и добрые дела?

Из очень многих мест св. Писания. Например, Иисус Христос учил: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! а не делаете того, что Я говорю“? (Лук. 6: 46). «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небеснаго“ (Мф. 7: 19–23 и Иоан. 14: 21). «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди“ (Мф. 19: 17–19. См. 25: 33–46).

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего Небеснаго“ (Мф. 5: 16. Лк. 16: 16. Деян. 14: 22).

«Что пользы, братие мои, учит апостол Иаков, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли вера спасти его?... Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе... и бесы веруют и трепещут... Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва“ (Иак. 2: 14–26). Апостол говорит, чтобы «уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам“ (Тит. 3: 8–14), «ибо мы Его творение, созданы во Христе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнятъ“ (Ефес. 2: 10. 1Тим. 6: 17–19. 1Иоан. 2: 4), «зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли или свободный“ (Еф. 6: 8).

«Бог воздаст каждому по делам eгo“ (Рим. 2: 6–10); «и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло в воскресение осуждения“ (Иоан. 5: 28–29. Откр. 20: 13. 22: 14).

3) Достаточно ли для спасения веры и добрых дел?

Нет, не достаточно! Вера и дела нужны со стороны человека, а со стороны Бога нужна еще спасительная сила Его, или благодать, очищающая человека от грехов. Вера и добрые дела еще не спасают нас, они только дают нам доступ к спасающей благодати Божией, как и учит ап. Павел: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией“ (Рим. 5: 1–2).

Что мы спасаемся не одною верою и добрыми делами, а благодатью Божиею, это ясно видно из Писания:

«Мы веруем, говорит ап. Павел, что благодатью Господа Иисуса Христа спасемся, как и они“, то есть язычники (Деян. 15: 11), потому что «все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе“ (Рим. 3: 23–24).

«Страдай с благовестием Христовым силою Бога, спасшего нас не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен“ (2Тим. 1: 8–9).

«Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения (крещения: Иоан. 3: 6) и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатию, мы по упованию сделались наследниками вечной жизни“ (Тит. 3: 4–8).

«Ибо благодатию вы спасены, чрез веру, и сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился“ (Ефес. 2: 6–9 и Рим. 5: 15–16).

4) Из каких примеров видно, что, кроме веры и добрых дел, нужна еще благодать Божия?

Упоминаемый в книге Деяний Апостолов (гл. 10) Корнилий был «муж благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу“ (ст. 2), однако и он не мог иметь надежды на спасение до тех пор (ст. 6), пока не получил благодати Божией в таинстве крещения (ст. 47–48), ибо только тот, «кто будеть веровать и крестится, спасен будет“ (Мар. 16: 16). «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие“ (Иоан. 3: 5).

5) Как же подается верующим спасительная благодать Божия?

Спасительная благодать Божия, очищающая грехи человека, подается верующим в святых таинствах Церкви, совершаемых законными священнослужителями ее.

6) Что называется таинством?

Таинством называется такое видимое священнодействие, в котором невидимо, тайно, подается человеку благодать Божия (1Кор. 4: 1. Ефес. 5: 31–32).

7) Сколько всех таинств?

Всех таинств семь: рукоположение во священство, крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак и елеосвящение (См. Причт. Сол. 9: 1–6).

8) В каких таинствах подается спасительная благодать Божия?

Спасительная благодать Божия подается в следующих таинствах: в крещении, в котором омываются первородный и личные грехи человека (Иоан. 3: 1–6. Деян. 2: 38–39. 22: 16 и др.); в исповеди или покаянии, где христиане получают прощение соделанных ими после крещения грехов (Мф. 16: 19. 18: 18. Иоан. 20: 22–23. Деян. 3: 19. 19: 18); в причащении, в котором верующие теснейшим образом соединяются со Христом (Иоан. 6: 51–58) и потому получают оставление грехов для вечной жизни (Мф. 26: 28), и в елеосвящении, где подается больному христианину исцеление тела и прощение грехов (Иак. 5: 14–15).

9) Какие дары благодати Св. Духа подаются в остальных трех таинствах?

В миропомазании, которое заменило собою апостольское руковозложение, подается крещенному благодать Св. Духа, укрепляющая его телесные и душевные силы (Деян. 2: 38. 8: 15–18. 2 Kop. 1: 21–22. Еф. 4: 30), «ибо без Меня, сказал Спаситель, не можете делать ничего“ (Иоан. 15: 5); в браке подается благодать, освящающая союз между мужчиной и женщиной и содействующая благословенной жизни супругов и воспитанию их детей; в священстве подается благодать, дающая рукоположенному лицу право учить, священнодействовать, совершать таинства и управлять людьми в делах веры.

10) Кто имеет право совершать святые таинства?

Совершать св. таинства могут только законно рукоположенные преемники св. Апостолов, – епископы и поставляемые ими пресвитеры Церкви (1Кор. 4: 1. 12: 28–30. Еф. 4: 11–13). Кто же из мирян дерзает совершать нечто подобное, тот кощунствует, подобно Дафану и Авирону (Числ. 16 гл.).

11) Спасены ли мы?

Да, спасены раз и навсегда, но только от тех грехов, которые, в силу крестных страданий Христа, прощены нам в таинстве св. Крещения. Но кроме грехов, прощенных человеку во святом Крещении, у него есть много других грехов, совершаемых после Крещения в течении всей жизни. Если в этих грехах покаемся, то благодатию Божиею, подающеюся в св. таинствах, спасемся, а если нет, то погибнем по своей злой воле (Лук. 13: 3). Оттого и ап. Иоанн учит, что хотя «мы теперь дети Божии, но еще не открылось, что будем“ (1Иоан. 3: 2), оттого и ап. Павел говорит: «Мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда: ибо если кто видит (как, например, сектант, думающий, что он уже спасен и на суд Божий не явится), то чего ему надеяться. Но когда надеемся того, чего не видим (вечного блаженства), тогда ожидаем в терпении“ (Рим. 8: 24–25), оттого наконец ап. Петр сказал: «мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся (а не сказал: «спасены уже“), как и они“, то есть язычники (Деян. 15: 11). Окончательно будут спасены лишь те, кто после всеобщего суда Христова услышат слова Господа: «приидите, благословенные Отца Моего! наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира“ (Мф. 25: 34)

О необходимости для спасения человека благодати Божией и значении для получения ее веры и добрых дел учили святые отцы первых веков христианства. Так о необходимости для спасения получения благодати Божией учили следующие св. отцы Церкви Христовой:

Св. Климент, ученик апостольский, пишет: «чрез Него неразумная и омраченная мысль наша восходит в чудный Его свет“ (1 Посл. к Кор. § 33).

Св. Ириней учит: «Будучи сухим деревом, мы никогда не приносили бы плода без небесного свободного дождя. Посему необходима нам роса Божия, чтобы мы не были сожжены и не стали безплодными“. (Против ересей 3: 17. § 2, 3).

Св. Кирилл Иерусалимский учит: «Подобно тому как свет одним своим лучем все озаряет, так и Святой Дух просвещает имеющих очи, почему если кто, слепотствуя, не бывает сподоблен благодати, то пусть укоряет в том не Духа, а свое неверие“.

Св. Василий Великий пишет: «хотя Дух Святой, без Которого невозможно ничье освящение, все наполняет Своею силою, однако же сообщается одним достойным, и не в одной мере приемлется ими, но Свое действование разделяет Он по мере веры“.

Св. Златоуст говорит: «Благодать в своих благодеяниях всегда идет впереди нас“ (Тол. на Иоан. 13).

Св. Григорий Богослов в своемь слове (31) поучает: «И для доброго хотения нужна помощь Божия, тем более для того, чтобы избрать должное, нужен некий дар человеколюбия Божия, надобно, чтобы было и наше и Божие“; иначе – надобно, чтобы со стороны человека были вера, надежда и добрыя дела, а со стороны Бога спасительная благодать Его.

О том, что спасение человека устрояется с двух сторон: со стороны Бога (Его благодатию) и со стороны человека (чрез веру и добрые дела) Св. Григорий Богослов так учит: «Надлежит, чтобы дело спасения зависело как от нас, так и от Бога“.

Св. Иоанн Дамаскин об этом же так учит: «Выбор добрых дел зависит от нас, а конец их от Божия содействия“.

В «Послании Восточных Патриархов“, составленном на соборе Иерусалимском в 1672 году, читаем следующее о спасающей благодати Божией: «хотя человек и прежде возрождения может по природе быть склонным к добру, избирать и делать нравственное добро, но чтобы, возродившись, он мог делать добро духовное, для сего нужно, чтобы благодать предваряла (его) и предводила (им)... Бог (поэтому) предварительно подает просвещающую благодать..., но не уничтожая свободной воли человека, а предоставляя ей повиноваться или не повиноваться ея действию.... (Поэтому-то) желающие свободно покоряться ей и исполнять ея повеления, необходимо нужныя, получают и особенную благодать, которая, содействуя и укрепляя и постоянно совершенствуя их в любви Божией,... оправдывает и делает (ко блаженству) предопределенными, те же, напротив, которые не хотят повиноваться и следовать благодати, и потому не соблюдают заповедей Божиих, но, следуя внушениям сатаны, злоупотребляют своею свободою, данною им от Бога, с тем чтобы они произвольно делали добро, предаются вечному осуждению».

О необходимости для спасения не только веры, но и добрых дел, учили многие св. отцы Церкви первых веков ее; укажем на некоторых из них.

Св. Варнава учил: «будем внимательны к последним дням, ибо все время нашей жизни и веры не доставит нам никакой пользы, если не будем ненавидеть неправды... Не отделяйтесь от других, как-будто бы вы были уже оправданы, а напротив, собираясь в одно место, изследывайте, что прилично и полезно всем возлюбленным вообще... Каждый получит мзду по своим делам».

Св. Климент Римский говорит: «Итак, что нам делать, братия? Не отстать ли от добродетели и любви? Отнюдь нет. Не дай Господь, чтобы это сталось с нами; напротив, со всем усилием и готовностью поспешим совершать всякое доброе дело... Добрый работник смело получает хлеб за труд свой; ленивый же и безпечный не смеет и взглянуть на того, кто дал ему работу. Так и нам надлежит быть ревностными в делании добра“.

«He будем довольствоваться тем, чтобы называть Христа Господом, это не спасет нас, ибо Он говорит: «не всякий, кто говорит Мне: Господи, Господи, спасется, но делающие правду (Мф. 7: 21). Поэтому, братья, будем исповедывать Его добрыми делами.

Св. Киприан, еп. Карфагенский учит: «Кто имеет истинную веру, тот хранит страх Божий, а кто хранит страх Божий тот, милосердуя о нищих, помышляет о Боге; он творит добрыя дела потому, что верует, потому что сознает истину возвещенного в слове Божием и непреложном божественном Писании, в котором сказано, что безплодныя деревья, т. е. люди немилосердные, посекаются и в огонь ввергаются».

Св. Кирилл Иерусалимский пишет: «Образ богопочтения заключается в сих двух вещах: в точном познании благочестия и в добрых делах. Догматы без добрых дел не благоприятны Богу, не приемлет Он и добрых дел, если они основаны не на догматах благочестия. Ибо что за польза знать хорошо учение о Боге, и постыдно любодействовать? С другой стороны, что за польза быть, как следует, воздержанным и нечестиво богохульствовать?“

Св. Григорий Богослов учит: «Как дело без веры не приемлется, потому что многие делают доброе ради славы, а не по естественному расположению, так и вера без дел мертва... Итак, покажите веру от дел, покажите плодородие земли вашей: точно ли не напрасно я сеял… Кто приносит плод во сто крат, кто в шестьдесят и кто, наконец, в тридцать“.

Св. Иоанн Златоуст очень красноречиво говорит о необходимости для спасения не только веры, но и добрых дел: «Умоляю вас, будем прилагать всякое старание о том, чтобы нам пребывать твердыми в истинной вере и вести жизнь добродетельную. Ибо если мы с верою не соединим достойной жизни, то подвергнемся жесточайшему наказанию... Ни крещение, ни отпущение грехов, ни знание, ни приобщение Таин, ни священная трапеза, ни вкушение Тела Господня, ни приобщение Крови и ничто другое не может принести нам никакой пользы, если мы не будем вести жизнь честную, строгую и чуждую всякого греха“. «Вера без дел есть то же, что призрак без жизни».

Исидор Пелусиот так учит об отношении веры к добрым делам: «не думай, что вера, если только можно назвать верою твою веру, обличаемую делами, сможет спасти тебя, потому что вера, оправдавшая вначале, требует согласных с нею дел, без которых спастись невозможно. Принятый по благости по справедливости должен изобиловать собственными своими преимуществами, чтобы не быть иначе уличенным в неблагодарности“.

В «Послании Восточных Патриархов“ читаем следующее: «веруем, что человек оправдывается не просто одною верою, но верою, споспешествуемою любовию, т. е. – чрез веру и дела. Признаем совершенно нечестивою мысль, будто вера заменяет дела, приобретает оправдание о Христе; ибо вера в таком смысле могла бы приличествовать каждому, и не было бы ни одного не спасающагося, что очевидно ложно. Напротив, мы веруем, что не призрак только веры, а сущая в нас вера чрез дела оправдывает нас во Христе. Дела же почитаем не свидетельством только, подтверждающим наше призвание, но и плодами, которые соделывают веру нашу деятельною и могут по божественному обетованию доставить каждому заслуженную мзду, добрую или худую, смотря по тому, что он соделал с телом своим“. (чл. 13-й).

Итак, если мы спасаемся не верою и добрыми делами, а получаемое чрез них благодатию Божиею, подаваемою нам в святых таинствах Церкви, совершать которые могут только законно рукоположенные пастыри ее, то во всех раскольнических и сектантских обществах, как не имеющих законного священства, нет таинств, нет благодати, нет и спасения. Напрасна их вера, тщетна их надежда, бесплодны их дела: они «остались без Христа, отпали от благодати“! (Гал. 5: 4).

III

1) Спасение человека совершает Бог, но не без человека: Втор. 30: 19. Сир. 15: 14–17.

2) Со стороны Бога для спасения человека нужна благодать Божия, возрождающая, освящающая, оправдывающая и спасающая его: Иоан. 1: 12–13. 3: 5. Тит. 3: 5–7. Еф. 2: 5, 8. 1Кор. 6: 11.

3) Но, получив оправдание и «Духа усыновления“ (Рим. 8: 15–16), человек нуждается в содействии благодати Божией в течении всей земной своей жизни, «ибо, говорит Христос, без Меня не можете делать ничего“ (Иоан. 15: 5); эту благодать Божию он получает в святых таинствах Церкви – в Миропомазании: Деян. 2: 38. 2 Кop. 1: 21–22. Еф. 4: 30.; в Покаянии: Мф. 16: 19. 18: 18. Иоан. 20: 22–23. Деян. 19: 18; в Причащении: Иоан. 6: 51–58. Мф. 26: 28; в Елеосвящении: Иак. 5: 14–15.

4) Для получепия спасающей благодати Божией нужны со стороны человека вера, надежда и любовь, проявляющаяся в делах (1Кор. 13: 13) – а) Вера: Мр. 1: 15. Иоан. 3: 5. 6: 47. Рим. 10: 9. Евр. 11: 6; – б) Надежда: 1Иоан. 3: 2–3. Рим. 15: 4. 8: 20, 24. 2Кор. 3: 9–12. Гал. 5: 5. Кол. 1: 23 и в) Любовь, обнаруживаемая в добрых делах: Мф. 7: 19–23. 19: 17. 25: 31–46. Иоан. 5: 28–29. Деян. 14: 22. Иак. 2: 14–26. 1Иоан. 3: 10. Рим. 2: 6–10. 1Кор. 13: 2, 8. Гал. 5: 6, 19–23. Еф. 2: 10. 6: 8. 1Тим. 6: 17–19. Тит. 3: 8, 14. Откр. 20: 13. 22: 14.

5) Но спасаемся мы не верою и добрыми делами, а благодатию Божиею; вера и дела дают нам только право, ТОЛЬКО ДОСТУП к получению ее даром: Рим. 3: 23–24. 5: 15–17. Еф. 2: 6–9. 2Тим. 1: 8–9. Тит. 3: 4–8. Пример: Деян. 14: 2, 47–48.

6) Поэтому мы, будучи оправданы от первородного греха, еще не спасены окончательно для вечной жизни, это зависит уже от нашей веры, надежды и добрых дел; теперь мы еще спасаемся благодатию Божиею, получаемою чрез веру, добрые дела и терпение в скорбях: Мф. 10: 22. Деян. 15: 11. Рим. 5: 8–10. 1Кор. 15: 1–2. 2Кор. 2: 15. Еф. 6: 5–8. Фил. 2: 12. Евр. 9: 28. 13: 14 и надеемся спастись: Рим. 8: 24–25. Фил. 3: 8–14.

7) Спасающая благодать подается в св. таинствах Церкви, совершать которые имеют право только законные пастыри ее: Иак. 5: 14–15. 1Кор. 4: 1. Еф. 4: 11–13.

8) Сектанты, отделившись от Церкви, «остались без Христа, отпали от благодати“ (Гал. 5: 4), очищающей грехи, поэтому, если не раскаются, – будучи не омыты от них, не наследуют Царства Небесного, ибо «не войдет в него ничто нечистое“ (От. 21: 27).


Источник: Сборник 17-ти главнейших противосектантских бесед / М.А. Кальнев. - Одесса : тип. Епарх. дома, 1913. - [2], 381 с.

Комментарии для сайта Cackle