Михаил Александрович Кальнев

О святом Елеосвящении

«Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров

Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его

елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит

болящаго, и возставит его Господь; и если он

соделал грехи, простятся ему“ (Иак. 5: 14–15).

Елеосвящение есть такое таинство, в котором, при помазании пресвитерами Церкви больного елеем во имя Господне и при их молитве о нем, подается больному, по вере его и молящихся пресвитеров, не только исцеление тела, но и прощение грехов.

Священное употребление елея, или масла, было еще в Ветхом Завете. Елей тогда приносили не только в жертву Богу (Быт. 28: 18. Исх. 29: 40. Лев. 2: 4. Чис. 28: 12 и друг.) и употребляли для освящения принадлежностей храма и богослужения (Исх. 30: 23–29. 40: 9–11), но и для освящения Богом людей, которым чрез елеопомазание подавались: власть царская (1Цар. 15: 1. 16: 1. 3Цар. 1: 34. 19: 15. 4Цар. 9: 1–6), право священства (Исх. 29: 7. 30: 30. Лев. 16: 32) и дар пророчества (3Цар. 19: 16).

В новом Завете елей употреблялся св. Апостолами для исцеления больных еще до страданий Спасителя: св. Апостолы, будучи посланы Христом на проповедь и получив власть больных исцелять и даже мертвых воскрешать (Мф. 10: 8), «пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов, и многих больных мазали маслом и исцеляли“ (Map. 6: 12–13).

Очевидно, Христос уже после славного воскресения Своего, когда в течении 40 дней являлся ученикам Своим, уча их о Царствии Божием, установил для исцеления больных и получения ими прощения грехов особое таинство св. Елеосвящения, о котором, как об известном уже всем христианам, напоминает св. ап. Иаков, говоря: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящаго, и возставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему“ (Иак. 5: 14–15).

Таким образом, по силе своего действия, таинство Елеосвящения является одним из важнейших таинств Церкви, ибо в нем подается больному человеку не только исцеление его тела, но и души от грехов ее.

I

Сектант (молокане и духоборы): Мы не признаем таинства Елеосвящения, ибо

под «елеем“ в словах ап. Иакова нужно разуметь духовный елей, то есть молитву о больных, а не масло; почему за больных мы молимся, но маслом их не мажем.

Объяснения православного: Что в словах ап. Иакова под елеем должно разуметь молитву, а не масло, это – чистейшая выдумка, ничем неподтверждаемая, ибо в Св. Писании нигде молитва не называется елеем. Сам ап. Иаков отличает помазание елеем от молитв пресвитеров, что ясно видно из слов его: «пусть помолится над ним (это – одно действие пресвитеров), помазав его елеем во имя Господне (это – уже другое их действие).

Если слово «елей“ толковать в смысле «молитвы», то получится полная бессмыслица: «пусть помолятся над ним, помолившись над ним“... Понятно, почему молокане и духоборы отвергают Елеопомазание: потому что его должны совершать пресвитеры Церкви, которых у них нет и по названию.

2) Сектант (штундобаптисты и «евангельские христиане“): Мы тоже, не признаем Елеосвящения и помазания больных елеем, хотя о них молимся, – не признаем потому, что под словом «елей“ нужно разуметь учение, или слово Божие.

Объяснения православного: Цена этому учению штундобаптистов об Елеосвящении такая же, как и предыдущему о нем учению молокан и духоборов, ибо нигде учение, или слово Божие не называется в Писании елеем.

Затем, если под «елеем» разуметь «учение», как мудрствуют штундобаптисты, то опять выйдет бессмыслица, выйдет, что в учении, или слове Божием нуждаются только больные, а здоровым людям оно совсем не нужно, с чем и сами сектанты не согласятся.

3) Сектант: Мы не признаем Елеосвящение за таинство, говорят иные из сектантов, ибо нет прямого указания в Писании, что Сам Христос его установил.

Объяснения православного: Довольно того, что есть прямое указание на это таинство у св. Апостола Христова. Кто не верит Апостолам, тот не верит и Христу, ибо все учение Апостолов было проповедано ими по внушению Св. Духа, что видно, из слов Самого Христа: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину, ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам“ (Иоан. 16: 13–15). «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергается» (Лук. 10: 16), сказал Христос св. Апостолам.

Сектанты, отвергая учение ап. Иакова о таинстве св. Елеосвящения, отвергаются Самого Христа.

4) Сектант: Почему у вас, у православных, не все больные прибегают к Елеосвящению?

Объяснения православного: Одни – по неверию, другие – по нерадению к своему спасению, а третьи – в надежде выздороветь и очистить себя от грехов другими, Богом дарованными, таинствами св. Церкви – св. Покаянием и св. Причащением. Но если последние до некоторой степени извинительны, то первые и вторые, без сомнения, осуждаются Церковию, как неверные и теплохладные в вере сыны ее.

5) Сектант: Если Елеосвящение установлено Самим Христом, то почему не все, над кем оно совершено, выздоравливают, а часто умирают после Heгo?

Объяснения православного: Во-первых, – потому, что не имеют достаточно сильной веры в это спасительное таинство, в котором «молитва веры исцелит болящаго“, ибо Христос сказал: «по вере вашей да будет вам“ (Мф. 9: 29).

Во-вторых, что самое главное, – так Богу угодно: одних раньше, других позже призвать к Себе из этого мира. Для верующего христианина в таинстве Елеосвящения важно не столько выздоровление от болезни, сколько очищение, быть может, пред самою смертию от всех грехов своих.

Если на таинство Елеосвящения смотреть так, – что верующий больной всякий раз после Елеосвящения непременно должен выздороветь, то нужно прийти и к тому нелепому выводу, что человек мог бы жить на земле вечно, лишь бы прибегал к св. Елеосвящению.

6) Сектант: В словах ап. Иакова о помазании елеем больного и молитв над ним пресвитеров нужно разуметь совет, а не заповедь. Кто из больных хочет, тех пусть пресвитеры мажут елеем, а для нежелающих этого достаточно и одной молитвы.

Объяснения православного: Такое двусмысленное постановление об Елеосвящении сделали штундобаптисты на конференции (съезде), бывшей в немецкой колонии Рикенау, Таврической губернии, в 1882 году. В протоколе этой конференции сказано: «конференция предоставляет каждой общине поступать так, как будет желательно больному, – с елеопомазанием и молитвой призывать Господа, или только с одной молитвой без елеопомазания“. 13

Ложь этого учения сектантов об Елеосвящении для всех очевидна: ап. Иаков не учит, чтобы над больным пресвитеры Церкви только молились, не помазывая его елеем, или чтобы от больного зависело совершать над ним помазание елеем или нет, а учит вот как: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне“.

Как произнесение слов: «Приимите, ядите“ и т. д. без хлеба и вина не составят таинства Причащения, а одни слова «Крещается раб Божий во имя Отца, и Сына, и Св. Духа“ без погружения в воду не составят таинства св. Крещения, так и одна молитва пресвитеров Церкви над больным без помазания его елеем не составит таинства Елеосвящения, спасительного для тела и души больного.

Это прекрасно понимают и сами сектанты, почему часто и спорят между собою о необходимости Елеосвящения с помазанием больного маслом; но им теперь стыдно завести у себя подобие того таинства, которое они, вопреки ясному учению слова Божия, до сих пор отвергали.

Если, наконец, сектанты считают слова ап. Иакова об Елеопомазании за совет, то почему же они не следуют хотя бы и совету апостола Христова? Очевидно, потому, что считают этот совет для себя лишним, ставят свое мнение выше учения св. Апостола.

Не слушая слов ап. Иакова об Елеосвящении, сектанты напрасно называют себя «евангельскими христианами“ и последователями Христа, ибо повторяем, Спаситель Сам сказал св. Апостолам: «Слушающий вас, Меня слушает; и отвергающийся вас – Меня отвергается“(Лук.10:16).

II. Ответы и вопросы православного

Кем и когда установлено таинство св. Елеосвящения?

Еще первый раз посылая на проповедь св. Апостолов, Христос дал им повеление больных исцелять, мертвых воскрешать, прокаженных очищать и бесов изгонять, и Апостолы, сказано в Евангелии, «пошли и проповедывали покаяние, изгоняли многих бесов, и многих больных мазали маслом и исцеляли“ (Мр. 6: 12–13).

Установил же Христос Елеосвящение, как таинство, очевидно, уже после славного воскресения Своего, когда устроил Церковь Свою, «в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием“ (Деян. 1: 3).

Вот почему ап. Иаков говорит об Елеосвящении, как таинстве всем христианам уже известном, когда учит их: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящаго, и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15).

2) Откуда видно, что Елеопомазание есть св. таинство, а не простое помазание маслом больного?

Это видно из того, что обыкновенное помазание маслом больного мог бы сделать всякий человек, особенно врач, а св. Апостол велит призвать к нему «пресвитеров Церкви“, которые должны мазать больного «во имя Господне», как и крещение они должны совершать «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа“.

Особенно же видно это из дальнейших слов ап. Иакова: «и молитва веры исцелит болящаго, и возставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему»: от простого врачебного помазания елеем больной может получить только выздоровление, но не прощение грехов.

3) Для чего установлено таинство св. Елеосвящения?

Для исцеления больных от недугов тeла и для отпущения их грехов, как это ясно видно из приведенных слов ап. Иакова: «и молитва веры исцелит болящаго; и возставит его Господь, и, если он соделал грехи, отпустятся ему“.

4) Над кем, следовательно, должно совершать св. Елеосвящение?

Над всеми больными, а не только над умирающими, как ложно учат об этом католики, называя св. Елеосвящение последним, напутсвующим умирающих, таинством, ибо не говорит св. Апостол: «если кто умирает из вас“ и т. д., а говорит: «Болен ли кто из вас“ и т. д.; и затем учит, что «молитва веры исцелит болящого и возставит его Господь», чего не мог бы он сказать об Елеосвящении, если бы оно совершалось только над умирающим уже человеком; для этого существуют другие спасительные таинства – св. Покаяние и св. Причащение.

5) Кто имеет право совершать св. Елеосвящение?

Законно рукоположенные епископы и пресвитеры Церкви, «как служители Христовы и домостроители таин Божиих» (1Кор. 4: 1), поставленные для этого Самим Христом в основанной Им Церкви чрез преемственно идущее от Апостолов рукоположение (Еф.4: 11–13). У католиков это таинство совершают одни только епископы, но и это они делают вопреки слову Божию, что ясно видно из слов ап. Иакова: «пусть призовет, говорит он о больном, пресвитеров Церкви“.

Об Елеосвящении, как святом таинстве, врачующем и тело и душу больного христианина, учили отцы и учители Церкви первых ее веков. Особенно ясно учат о нем отцы Церкви пятого века: Виктор, пресвитер антиохийский, Кесарий писатель церковный, Иннокентий, папа римский и другие.

Ориген, говоря о таинствах Покаяния и Елеосвящения, пишет: «есть еще и седьмой род отпущения грехов чрез покаяние, способ трудный и тяжкий, когда грешник омывает ложе свое слезами и слезы делаются для него хлебом день и ночь, и когда он не стыдится открыть свой грех священнику Божию и просить у него врачевства... при чем исполняется и то, что сказал aп. Иаков: «болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящаго, и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему“ (Иак. 5: 14–15).

Св. Иоанн Златоуст говорит о священнослужителях Церкви: «они имеют власть отпускать грехи не только тогда, когда возрождают нас (в крещении), но и после, как сказано: «болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящаго, и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему“ (Иак. 5: 14–15).

Папа Иннокентий I, современник Златоуста решая вопрос, кто может совершать таинство Елеосвящения и над кем, пишет: «нет сомнения, что те слова (ап. Иакова) надо разуметь в отношении к одним верующим больным, которые могут быть помазуемы святым елеем помазания; не подлежит также сомнению, что для епископа возможно совершать то, что несомненно может .совершать пресвитер. О пресвитерах у Апостола сказано потому, что епископы, будучи удерживаемы занятиями, не ко всем больным могут ходить... Проходящим же (церковное) покаяние нельзя сообщать этого помазания, потому что оно есть таинство“.

Св. Кирилл Александрийский, обличая прибегавших во время болезней к помощи волшебств, пишет: «не должно прибегать к сим ничтожным и злым врагам, т. е. демонам. Но если ты подвергнешься телесной болезни, и если веруешь в сии речения: Господь Савваоф, и в другие Божественные имена, находящияся в Писании, что они имеют силу прогнать от тебя зло, то молись, произнося сии слова. При сем напомню тебе и то, что говорит Божественное Писание: болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне“...

Виктор, пресвитер антиохийский, умерший около 440 г., объясняя слова евангелия Марка: «многих больных мазали маслом и исцеляли“ (гл. 6: 13), пишет: «о чем говорится здесь, не разнится от того, что говорит ап. Иаков в своем каноническом послании, ибо он пишет: болен ли кто из вас... Елей и недуги врачует и сообщает свет и радость. Итак елей знаменует и милость Божию, и врачевание болезни, и просвещение сердца. Впрочем, для каждого ясно, что все совершает молитва, а елей служит знаком сего“.

Кесарий Арслатский (6 в.) учит: «всякий раз, когда постигнет какая-либо болезнь, пусть болящий примет Тело и Кровь Христову и потом пусть совершит помазание тела своего, чтобы исполнилось над ним написанное: «болен ли кто из вас“ и т. д. Видите, братия, кто в болезни прибегает к Церкви,тот удостоивается получить и здравие телесное и отпущение грехов.“

Св. Симеон Солунский, обличая заблуждение католиков о таинстве Елеосвящения, пишет: «О безумие, брат Божий говорит: молитва веры спасет болящого и воздвигнет его Господь; а латыняне говорят, что он умрет, – что елей нужно преподавать не тем, которые могут возстать, а умирающим. Человек! Не знаешь ты смысла таинств и к своему вреду заблуждаешься“. 14

Бывший в 1638 году в Константинополе собор анафематствовал отрицающих седмиричное число таинств вообще и не признающих св.Елеосвящения в частности.

Все сектанты, не имея законных пастырей Церкви, сами себя лишают возможности врачевать и тело и душу в великом таинстве св. Елеосвящения. Но ты, православный христианин, благодаря милосердого Господа за дарованное Им духовное врачевство, прибегай к Нему во всякой твоей болезни, помня слова св. ап. Иакова: «и молитва веры исцелит болящаго; и, если он соделал грехи, простятся ему“ (Иак. 5: 14–15).

III

1) Еще в Ветхом Завете посвящались чрез помазанье елеем цари: 1Цар. 15: 1. 16: 1. 3Цар. 1: 34. 19: 15. 4Цар. 9: 1–6, священники: Исх. 29: 7. 30: 30. Лев. 16: 32 и пророки: 3Цар. 19: 16 для высокого и трудного их служения.

2) Во время посольства Христом на проповедь Апостолы «многих болъных мазали маслом и исцеляли“: Мр. 6: 13.

3) Елеосвящение, как таинство, очевидно, установлено Христом уже после Его воскресения, когда Он, являясь ученикам Своим в течении 40 дней, учил их всему, что относится к устроению Церкви Божией на земле и к достижению членами ее Царства Небесного: Деян. 1: 3.

4) Aп. Иаков учит об Елеосвящении ясно и определенно, как об известном уже всем таинстве, исцеляющем тело и душу болящого христианина: Иак. 5: 14–15.

5) Право совершать таинство св. Елеосвящения, как и все таинства, имеют толъко занонные епископы и «пресвитеры Церкви»: Иак. 5: 14–15. 1Кор. 4: 1. Еф. 4: 11–12.

* * *

13

См. нашу брошюру: «Немцы и штундобаптизм“, изд. 2-е, стр. 25-я.

14

Свидетельство отцев Церкви о таинстве Елеосвящения взяты из книг: «Опыт Догм. Богосл.“, еп. Сильвестра, т. V, стр. 50–63 и «Прав. Догм. Богосл.“, прот. Н. Малиновского, т. IV, стр. 399–411.


Источник: Кальнев М.А. Сборник 17-ти главнейших противосектантских бесед. Одесса: тип. Епарх. Дома, 1913. – 382 с.

Комментарии для сайта Cackle