Источник

Отдел второй. Церковное управление

Рассмотрев внешнее устройство церковной иерархии, перейдём к учению о церковном управлении, т. е. к рассмотрению тех функций, в которых выражается собственная власть церкви.

Власть эта по своему содержанию, целям и средствам есть чисто духовная; она состоит в следующих трёх полномочиях, полученных апостолами от Основателя церкви И. Христа: 1) в праве правления обществом верующих (potestas jurisdictionis); 2) в праве религиозного учения (potestas magisterii), и 3) в праве религиозного освящения (potestas ordinis, ministerii). В правительственной власти (р. iurisdictionis) церкви, как и в правительственной власти государства, должно различать: а) власть законодательную, б) административную и в) судебную. О церковном законодательстве, его характере и предмете мы говорили в учении об источниках церковного права; органы законодательной и административной церковной власти рассмотрены нами в учении о церковном устройстве. Таким образом нам остаётся рассмотреть только один вид правительственной власти церкви – власть судебную.

Глава V

§52. Церковно-судебная власть, её значение и основания принадлежности её церкви

Предписывая известный порядок, церковь имеет право требовать соблюдения его и, в случае нарушения установленных ею правил, должна заботиться об устранении, при помощи церковно-судебной власти, этих правонарушений и об исправлении правонарушителей.

Указания оснований принадлежности церкви судебной власти находятся в св. Писании. Так у евангелиста Матфея (ХVIII, 15–18) мы читаем: «Если же согрешит против тебя брат твой; пойди, и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя; то приобрёл ты брата своего. Если же не послушает; возьми с собою ещё одного, или двух, дабы устами двух, или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их; скажи церкви: а если и церковь не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». – Далее, апостол Павел в послании своём к Коринфянам, сделав вначале им упрёк за то, что они не предприняли никаких мер к удалению из своего общества кровосмесителя, говорит, между прочим: «я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас, сделавшего такое дело, . . . предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён» . . . и, затем , продолжает: «к стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? ...» (I Кор. V, 1–5; VI, 5.)

§53. Суд церкви по проступкам и преступлениям

Ещё в языческой римской империи церковь ведала многие дела, не получив даже на то формального согласия государства. Со времени же вступления церкви в союз с государством, юрисдикция церкви сделалась ещё более обширною: императоры предоставили суду церкви все преступления мирян, которые имели чисто церковный характер и не были предусмотрены государственными законами, а также преступления лиц духовных или клириков против обязанностей их звания; впоследствии же сделали значительные уступки стремлению духовной иерархии подчинить клир суду церкви по всем преступлениям. Так, по законодательству императора Константа, епископы изъяты были от подсудности светскому суду по всякому делу; а по законодательству Юстиниана, уголовный суд над клириком вообще мог начаться и продолжаться и в духовном, и в светском суде; наконец, император Ираклий в 629 году дал епископам право судить клириков по всем уголовным делам: если-бы епископ нашёл, что подсудимый должен быть наказан не только по церковным, но и по уголовным законам, то, он, по лишении виновного духовного сана, обязан был передать его балканскому начальству; таким образом судья светский произносил лишь дополнительный приговор к произнесённому уже епископом.

В России Православная церковь с самого начала своего появления получила в своё ведение чрезвычайно много уголовных дел разного рода. Все эти дела могут быть отнесены к следующим категориям: 1) преступления против веры и церкви; 2) преступления против семейного союза; 3) преступления против целомудрия; 4) некоторые случаи смертоубийства, между прочим, если убитым являлось лицо бесправное, стоявшее под покровительством церкви; 5) личные обиды, совершенные в кругу семейного союза, или против женщин, или, если обиды нанесены способом особенно позорным. Суду церкви по перечисленным делам подлежали лица духовные и миряне.

В частности, что касается духовенства, то оно, кроме исчисленных преступлений, подлежало ведению церковного суда как по преступлениям и проступкам против обязанностей своего звания, так и вообще по всем уголовным преступлениям, кроме смертоубийства, разбоя и татьбы с поличным (Стоглав 1551 г., Б. Московский Собор 1667 г., указные статьи 1669 г.)

При Петре В. круг ведомства церковного суда по преступлениям подвергся существенным ограничениям: из дел уголовных духовному суду предоставлено было ведать только дела о богохульстве, ереси, расколе и волшебстве, о некоторых преступлениях против семейного союза (прелюбодеяние и двоежёнство) и дела о похищении церковного имения. Что касается духовенства, то, по учреждении св. Синода, Петр В. повелел о духовных лицах, взятых в явном злодеянии, производить следствие и суд светским судьям и только для снятия сана присылать преступника в св. Синод; духовных же лиц, оговариваемых в каком-либо партикулярном злодеянии,96 отсылать в Синод, где им и суд производится.

В последующее время круг ведомства церковного суда по преступлениям был ещё более сокращён .

По действующему праву, лица светского звания подсудны духовному суду по проступкам и преступлениям, подвергающим виновных церковной епитимьи. В делах против союза брачного и о кровосмешении, считающихся делами смешанной подсудности, приговор уголовного суда постановляется после рассмотрения дела духовным судом. Наконец, дела по жалобе одного из супругов на нарушение другим святости брака прелюбодеянием ведаются или судом уголовным, или духовным, смотря по цели иска (т. е. смотря по тому, просит ли оскорблённый супруг о наказании виновного, или о разводе).

Лица духовного звания подлежат духовному суду: а) по проступкам и преступлениям против должности, благочиния и благоповедения; б) по жалобам на них со стороны духовных и светских лиц в обидах.97

§54. Церковные наказания

Характерные особенности церковных наказаний состоят в следующем:

1) Ни одно церковное наказание, даже крайнее, не является наказанием в строгом смысле; цель его состоит не в возмездии за вину, но в примирении человеческой воли с законом Божиим и в исправлении виновного.

2) Церковные наказания, состоящие в лишении благ, находящихся в исключительном распоряжении церкви, могут назначаться только духовною властью.

3) Карательная юрисдикция церкви может распространяться лишь на её действительных членов.

В древней церкви тяжкие преступления влекли за собою отлучение от церкви, или анафему, т. е. исключение из христианского общества с лишением всех тех благ, которые вытекают для человека из принадлежности к церкви. Для исключённого из церкви раскаявшегося, желавшего снова быть принятым в церковь, возможен был лишь один путь продолжительного, иногда даже пожизненного, публичного покаяния. В III в. в восточной церкви развился твёрдый порядок обратного принятия кающегося в церковь, основанный на идее постепенного восстановления церковных прав, подобного той постепенности, с которою принимались в церковь не-христиане, проходившие разные степени оглашения. Так образовались покаянные степени (stationes poenitentiales): 1) степень плачущих (προσχλαίοντες, flentes); 2) – слушающих (άχροώμενοί audientes); 3) – припадающих или коленопреклонённых (ΰποπίτιτοντες, substrati, γονυχλίνοντες, genuflectentes); 4) – вместе стоящих (σύσταντες, consistentes). – В каждой степени кающиеся оставались годами и за все это время должны были совершать различные дела милосердия, молиться и поститься. На этой системе постепенного покаяния построены каноны соборов и отцов церкви IV в., особенно каноны Василия В. Но после IV в. публичное покаяние на Востоке вышло из употребления и правила о долгосрочном публичном покаянии заменились в практике т. наз. епитимийными правилами, которыми устанавливалось покаяние краткосрочное. Эта система церковного покаяния сохранила своё значение в восточной церкви в течении всего периода вселенских соборов и затем перешла и к нам в Россию.

Действующее русское законодательство знает следующие виды церковного наказания:

1) отлучение от церкви; именно, стт. 44 и 246 Уст. Гражд. Суд. воспрещают быть поверенными по делам лицам отлучённым , а стт. 84 и 871 Уст. Гражд. Суд. и 95 и 706 Угол. Суд. говорят о недопущении к свидетельству отлучённых от церкви по приговору духовного суда;

2) церковное покаяние; оно имеет место а) в тех случаях , когда совершены преступления, за которые, по уложению о наказаниях, сверх уголовного наказания, назначается ещё, для очищения совести виновного, церковное покаяние, б) в тех случаях, когда уложение отсылает виновных к церковному начальству для той же цели, не подвергая их уголовному наказанию, и в) в тех случаях, когда необходимость очищения совести виновного церковным покаянием выясняется для духовного начальства из дел, производившихся в духовных консисториях. За исключением случаев отсылки в монастырь по Высочайшему повелению, церковное покаяние практикуется в виде домашней епитимии, исполняемой в месте жительства виновного, под руководством его духовника.

8) Лишение церковного погребения, назначаемое за самоубийство, совершенное «с намерением и не в безумии, сумасшествии ели временном от каких либо болезненных припадков беспамятстве».98

Для клириков существует особая специальная система карательных мер, которая прежде всего поражает их особые права: за те самые преступления, за которые миряне подвергаются отлучению, клирики наказываются извержением; только в некоторых случаях правила назначают клирикам двойное наказание – и извержение, и отлучение от церковного общения.

В нашем Уставе Дух. Консисторий, которым руководствуются епархиальные суды, перечислены следующие наказания для клириков: 1) лишение священно-служителей сана, с исключением из духовного ведомства; 2) лишение сана, с оставлением в духовном ведомстве на низших должностях; 3) временное запрещение в священно-служении, с отрешением от должности и с определением в причётники; 4) временное запрещение в священно-служении, без отрешения от места, но с возложением епитимии в монастыре или на месте; 5) временное испытание в монастыре или в архиерейском доме; 6) отрешение от места; 7) исключение за штат; 8) усугубление надзора; 9) пеня и денежное взыскание; 10) поклоны; 11) строгий или простой выговор; 12) замечание (ст. 176).

§55. Церковный суд по делам гражданским

Независимо от полюбовного разбирательства у епископов, которое могло иметь место и силу по обоюдному согласию сторон, в Греко-римской империи некоторые гражданские дела, по самому закону, предоставлены были суду духовной власти. Таковы: 1) гражданские тяжбы между клириками, когда истец и ответчик были лица духовные;99 2) дела собственно церковные, т. е. спорные дела, вытекавшие из чисто-церковных отношений (напр. дела о принадлежности известной христианской общины той или другой епархии, а также споры между клириками о пользовании церковными имуществами и доходами); сюда же в X и XI вв. были отнесены дела брачные.

Что касается тяжб клириков с мирянами, то подсудность в этих делах со времени императора Ираклия (629 г.) была определена по принципу: actor sequitur forum rei, в силу чего истец -мирянин должен был вчинать иск, призывая к ответу духовное лице, у духовного судьи, и, наоборот, истец-лице духовное – должен был вчинать иск против ответчика-мирянина у светского судьи.

В России компетенция церковного суда по делам гражданским прежде была очень широка. Церковному суду подлежали: 1) дела брачные, именно дела о действительности брака и о расторжении его; 2) дела, вытекающие из союза семейственного, и 3) дела по наследству.

Что касается лиц духовных, то вообще все гражданские дела их подлежали суду церковному, при чем атому суду подлежали не только сами духовные лица, но и множество других лиц, поставленных в известную связь с церковью (церковные люди), а также все крестьянское население церковных земель. – Надо, впрочем, заметить, что многие монастыри и церкви выпрашивали у князей так наз. «несудимые грамоты», которые освобождали их от подсудности по тяжебным делам местному епископу и подчиняли суду князя и его бояр . Эти «несудимые грамоты» были отменены Стоглавым соб. 1561 г.

В тяжебных делах между людьми церковными и церковными с древнейших Бремен практиковался «смесный» или «волчий» суд , состоявший из представителей княжеской власти и от духовного ведомства, при чем судебные доходы должны были идти в пользу того и другого ведомства пополам.

После Стоглавого собора начинается постепенное сокращение церковной юрисдикции, и со времени учреждения Св. Синода принято было за правило, что духовенство по гражданским делам, подобно прочим гражданам, должно судиться в тех судебным местах , которым эти дела подсудны.

В настоящее время, по Уставу Дух. Конс., лица светского звания подлежат церковному суду по делам: 1) о браках, совершенных незаконно; 2) о расторжении и прекращении браков, и 3) по случаям, в которых нужно удостовериться о действительности события брака или о рождении от законного брака. Лица духовного звания подлежат церковному суду: 1) по взаимным спорам, могущим возникнуть из пользования движимою и недвижимою церковною собственностью; 2) по просьбам о побуждении духовных лиц к исполнению бесспорных обязательств и к уплате бесспорных долгов, т. е. таких, по поводу которых не может возникнуть спора по документам, и притом, по 203 ст. Уст. Дух. Конс., только в тех местностях, в которых не введены новые судебные установления.100

§56. Церковное судоустройство и судопроизводство

По церковным правилам , судебная власть в каждой епархии сосредоточена в лице епископа, который руководствуется в своей судебной деятельности советом своего пресвитерия, т. е. старших пресвитеров. На решения этого суда каноны допускают апелляцию к областному собору, который представляет собою не только (вторую) апелляционную инстанцию, но и первую – для суда по жалобам клириков и мирян на своего епископа; на решения этого собора апелляция идёт к совершенному или полному собору, представляющему собою всю иерархию данной автокефальной церкви.

Русская церковь с самого начала знала только две инстанции духовного суда: суд епархиальных архиереев и митрополита (впоследствии патриарха) с собором; последняя инстанция теперь представляется Св. Синодом .По действующему Уставу Дух. Конс., епархиальный суд окончательно решает: 1) дела о духовных лицах, обвиняемых в таких проступках и преступлениях, за которые они подвергаются только исправительным или дисциплинарным наказаниям;101 2) два вида бракоразводных дел, именно: а) о разводе по осуждению одного из супругов к наказанию, влекущему за собою лишение всех прав состояния,102 б) о разводе по безвестному отсутствию крестьян или мещан, а также о расторжении браков жён нижних чином, пропавших на войне без вести, или взятых в плен неприятелем.103 Решения епархиального суда по всем прочим делам восходят на предварительную ревизию и утверждение Св. Синода.

Древнее церковное судопроизводство изображается в Апост. Постановлениях следующим образом: Церковный суд как по спорным делам, так и по преступлениям, производился лично епископом, при содействии пресвитеров и диаконов, в присутствии тяжущихся или подсудимых и свидетелей. Епископ выслушивал объяснения сторон и старался окончить дело примирением. Суд по преступлениям имел ту особенность, что, признательно к словам Иисуса Хруста о неоднократном вразумлении согрешающего брата, производился открыто уже после предварительных вразумлений непубличных.

При христианских императорах церковное судопроизводство усвоило себе формы римского процесса, который в делах уголовных носил характер обвинительный.

Тот же характер носил церковный процесс по уголовным делам вначале и у нас в России, уступив мало по малу место процессу следственному.

Сущность следственного консисторского производства состоит в том, что результат процесса решительно определяется предварительным следствием, которое производится на месте духовным следователем, по распоряжению епархиального архиерея. На основании данных, добытых предварительным следствием, составляется доклад, который выслушивается в присутствии консистории и служит основанием для её решения по данному делу, при чем наличность подсудимых или заинтересованных лиц не требуется, за исключением дел бракоразводных – по неспособности к брачному сожитию и по нарушению святости брака прелюбодеянием .

Иск о разводе по неспособности одного из супругов допускается не раньше, как по истечении трёх лет со времени заключения брака, при чем этот иск не может основаться на этой причине, вели неспособность есть природная, или началась по вступлении уже в брак,104 – Бракоразводный процесс по нарушению святости брака прелюбодеянием имеет ту особенность, что факт прелюбодеяния доказывается не всякими вообще доказательствами, которые могли бы привести суд к убеждению в его совершении; но главными, или лучше сказать, единственными доказательствами прелюбодеяния признаются показания двух или трёх свидетелей-очевидцев самого акта прелюбодеяния и прижитое детей вне законного супружества, доказанное метрическими книгами и доводами о незаконной связи с посторонним лицом; всякие другие доказательства тогда только могут иметь свою силу, когда соединяются с одним из главных доказательств, или же в своей совокупности обнаруживают преступление.105 Собственное признание ответчика в нарушении святости брака прелюбодеянием не принимается в уважение, если оно не согласуется с обстоятельствами дела и не сопровождается доказательствами.106 – Дела о расторжении браков по безвестному отсутствию начинаются подачею оставленным супругом искового прошения, в котором должно быть обозначено, когда муж или жена выбыли из места своего жительства и было ли подано явочное о том прошение; если такое прошение было подано, то при исковой просьбе должна быть приложена засвидетельствованная копия с этого прошения.107 Консистория рассылает всем лицам, могущим иметь какие-либо сведения о судьбе безвестно отсутствующего лица повестки с вопросными пунктами, а также сносится с тем Губернским Правлением, где жил или служил безвестно отсутствующий; одновременно с собиранием этих сведений, она печатает об явление о начавшемся деле относительно расторжения брака по безвестному отсутствию супруга. Если по истечении года со времени напечатания этого об явления, безвестное отсутствие супруга будет подтверждено, то, по ходатайству просителя, постановляется решение о расторжении брака. – Все бракоразводные дела начинаются в тех епархиях в которых супруги имеют постоянное местожительство.108

Решения консистории могут восходить апелляционным или ревизионным порядком в Св. Синод. Апелляционный порядок пересмотра дела по существу обусловливается подачею апелляционного отзыва со стороны заинтересованного лица. Именно, священнослужители, присуждаемые судом консистории к лишению сана, а причётники к исключению из духовного ведомства допускаются к об явлению удовольствия или неудовольствия на решение консистории в семидневный срок, и, в случае заявления ими неудовольствия, – к подаче апелляционного отзыва в течение месяца со дня заявления.109 Апелляционный отзыв допускается также по делам бракоразводным: недовольный решением епархиального начальства, которым предположено расторгнуть брак, может в течение 7 дней заявить неудовольствие и, затем, в течение двух месяцев представить в консисторию отзыв с изложением оснований, по которым признает решение епархиального начальства неправильным. Однако, если бы и не последовало от недовольной решением стороны апелляционного отзыва, решение консистории, клонящееся к расторжению брака, восходит на утверждение Св. Синода ревизионным порядком.110 На решение консистории, которым предполагается оставить брак в силе, недовольный таковым решением тоже может принести жалобу Св. Синоду.111

* * *

96

Как-то, по жалобам на духовных в брани, бою, краже и других подобных делах.

97

Уст. Дух. Конст. ст. 148.

98

Улож. о нак. ст. 1472.

99

Со времени ими. Маркиана 450.

100

Уст. Дух. Конс. ст. 148.

101

Уст. Дух. Конс. ст, 174.

102

Там -же, ст. 229

103

Там -же, стт. 231 и 235.

104

Стт. 242, 243.

105

Ст. 249

106

Ст. 250.

107

Ст. 232.

108

Ст. 224.

109

Подачею апелляционного отзыва исполнение останавливается, и решение епархиального начальства представляется Св. Синоду с самым делопроизводством, с кратким извлечением из него, с подробною справкой о подсудимых и с приложением апелляционного отзыва. Уст. Дух. Конс. ст. 171.

110

Ст. 256.

111

Ст. 255.


Источник: Краткий очерк церковного права / Проф. М. Красножен. – Юрьев : Тип. К. Маттисена, 1900. – 160 с.

Комментарии для сайта Cackle